Корова в дециметрах

Уже второй час Вовка сидел и «грыз гранит науки». Тема для него новая – про площади… Площадь фигуры. Единицы площади.
На улице, как назло, была красота: снег лёгкими пушинками сыпал и сыпал в саду, на деревья, кусты и дорожки. А он поглядывал на окно и вздыхал, – Вот бы побегать, покататься, хоть на чём-нибудь… а тут – площади… и зачем белому снегу площади, он и так ровный и бесконечно белый… Только что, они с дедом соревновались в знании таблицы умножения, и вот теперь площади…   
 – «Фигура состоит из пяти квадратов…, – медленно и тягуче читал «мученик науки», – каждый из которых со стороной в один сантиметр». Мысли у Вовки путались, слипались, как разогретая конфета. А пока мысли тянулись, к ним успевали прилипать различные фантазии, порой совершенно не относящиеся к предмету и главной мысли… «Эта фигура похожа на летающую корову, только почему-то она летает вверх ногами… корова – это большое животное, у которой по углам расположены четыре ноги, она даёт молоко, травоядное… на улице сейчас скользко, как же она приземлиться? Чтобы ей было комфортно, надо посыпать дорожку в саду песком…» В общем, как говорит бабушка, – «Вовка витает в облаках».
– Что называют квадратным сантиметром, – настойчиво интересовалась бабушка, – читай вслух. – Площадь одного такого квадрата со стороной в один сантиметр называют квадратным сантиметром – повтори. А площадь квадрата со стороной в один дециметр называют квадратным дециметром…
 – Называют квадратным сантиметром… – Вовка на минуту задумался и опять поглядел в окно. –
Называют квадратным дециметром…
Снег валил не переставая, снежинки догоняли друг друга у самой земли и ложились ровным, белым покрывалом. На средине одинокой яблони висела кормушка для птиц в виде домика с верандой.  Два воробья на краю кормушки затеяли драку…
– Опять витает…, – безнадёжно заключила бабушка. – Так, продолжим: играя в кубики или складывая картонные квадратики, ты что получаешь?
 – удовольствие в конструировании новой ракеты…, –  вяло вытягивал из себя Вовка.
– И чтобы ракету покрыть несгорающим слоем необходимо вычислить площадь её поверхности, – с улыбкой, подыгрывая Вовке, тягуче декламировала
бабушка, – а пока у нас перед глазами фигура, неопределённой внешности, будто перевёрнутая корова без головы. Вот четыре задранные вверх ноги и обвисший хвост… как определить её площадь в квадратных дециметрах?
– Ба, а как ты догадалась, что у меня в голове тоже корова?
– По всему видно. Что ты разомлел и развалился на стуле, как телёночек после коровьего молочка…
Вовка представил телёнка, развалившегося на стуле, куда ноги, куда хвост… Ведь свалится, наверняка. Он улыбнулся своей догадке и потянулся к учебнику. А там, просто беда какая-то: квадратики в один сантиметр выстроились в ряд, аж десять штук, и танцуют, волнообразно передвигаясь из стороны в сторону, а два больших квадрата в дециметр просто скривились друг к другу и ссорятся, фигура коровы мирно лежала на боку…
Трудяге-ученику стало не по себе, он смачно зевнул и обмяк, мысли его опять слипались и никак не хотели рассчитаться по порядку. В ушах монотонно звучал голос бабушки о площадях, и как, и с какой стороны к ним подходить при расчёте площадей разных фигур. Сантиметровые квадраты, перед его глазами, сами укладывались в квадратный дециметр и… засыпали! Корова покрылась сетью из квадратных сантиметров, вдруг ожила и развернулась, встала на ноги и боднула Вовку раз-другой, ласково, но настойчиво человеческим голосом произнесла, – «На дворе весна, вставай и найди мои дециметры, они разбежались…»
Вовка очнулся: на столе перед ним лежал учебник математики, рядом стояла бабушка с широко раскрытыми глазами и толкала его в плечо, приговаривая – «Тяжело в учении, легко ли в бою… со сном? Проспишь и корову, и дециметры!»
На другой день, в школе на уроке математики, Вовка бодро отвечал про площади фигур, квадратные метры, дециметры и сантиметры. Лидия Ивановна была приятно удивлена, что он так весело, с улыбкой рассказывает классу о таких прозаичных вещах, как площади. Она заглянула в его тетрадку, чтобы проверить домашнее задание и удивлённо вскинула брови. С тетрадки на неё смотрела разноцветная корова в клеточку! Ниже рисунка были сделаны расчёты площади этой «фигуры».  Цифры теснились в рядах, рассказывая – сколько в корову входит: целых квадратных сантиметров, сколько половинок, сколько ещё разных частичек… и завершающая строчка отвечала на главный вопрос – «Сколько дециметров квадратных убирается в корову?»
Вовка закончил доклад и с недоверием посмотрел на учительницу. Она с улыбкой рассматривала Вовкину тетрадь, выдержав паузу, повернулась к классу и сказала:
– Я не задавала вам ещё расчёт сложных фигур, но вот Вова подошёл творчески к изучению этой темы. Он сделал расчёт… площади коровы в дециметрах! Думаю, что корова останется довольна. Вова, садись, пять.

Январь 2022 г.


Рецензии