Участие тюрок в создании Российской империи

    О роли тюрок в образовании Московского княжества и Российской империи известно. Дискуссии ведутся о том, сколь велика была тюркская составляющая в ней.
    Считается, что братские славянские народы внесли гораздо больший вклад в создание России. Но насколько верно это в отношении Болгарии, Польши, Словакии, Чехии и, наконец, Украины? Особенно, если вспомнить, что многие из перечисленных государств в Первой и Второй мировых войнах воевали на стороне Германии. В то время, как миллионы тюркоязычных граждан воевали против стран, входивших в гитлеровскую коалицию. 
    Монгольское нашествие
    Начнем с монгольского нашествия, а точнее с похода хана Бату на русские княжества. Известно, что в его войске собственно тех, кого называют монголами было не так много. Основная часть ордынского войска состояла из тюркоговорящих воинов, а «монгол» - это был политоним. Как бы кому не представлялась история тех времен, враждующие между собой северо-восточные русские княжества были объедены ордынскими ханами, и постепенно Москва стала центром нового государства. С приходом хана Бату княжеская власть в русских княжествах в политическом плане оставалась нетронутой, и татары уважали законность династии Рюриковичей, никогда не возводя на престолы не Рюриковичей.
    Но, самое важное, из центра Азии ордынские ханы принесли на Русь иное, «вселенское» мировоззрение с главенством Вечного Синего Неба и великого хана, правящего от его имени, недоступное пониманию европейцев.
    Становление Московского государства
    Во времена Золотой Орды возрастает значение Великого княжества Владимирского, в состав которого входила Москва, вначале небольшой городок. Этому способствовали ордынские правители. Право на великое княжение утверждалось в Сарае, и через своих ставленников ханам было легче управлять своенравными удельными русскими князьями. Началом возвышения Москвы считают княжение Ивана Даниловича (Калиты), которого иногда называют «собирателем земли русской», а иногда «ханским приспешником». Как бы ни было, в 1327 г. Иван Данилович, разгромив восстание тверичан против татарских баскаков, получает от хана ярлык на княжение во Владимиро-Суздальском великом княжестве. Одновременно отменяется институт баскаков в русских княжества и Ивану Даниловичу поручается сбор дани с удельных княжеств. С чем он успешно справляется, и Москва становится самым богатым городом Владимиро-Суздальского княжества, а, по сути, его столицей. Более того, умный и дальновидный политик, Иван Калита приглашает в Москву митрополита Петра, сделав тем самым, Москву и церковной, духовной столицей северо-восточных русских княжеств. Позже туда из Орды будет переведена и Сарайская епархия.
    Это были времена, когда в самой Орды происходили перемены, служившие причиной раздора и неурядиц. Уже при хане Берке (1209 - 1266) там стал распространяться ислам, а хан Узбек (1282 - 1341) превратил ислам в государственную религию, вопреки великой Ясы Чингисхана, согласно которой «все верующие в Единого Бога Небесного признавались равными». Хотя тот же Берке еще в 1261 г. приказал основать в Сарае православную епархию для ордынских христиан. 
    В Золотой Орде оказалось множество несогласных с указами хана Узбека, в первую очередь это были верующие в Вечное Синее Небо, которых в литературе описывают как шаманистов, и христиане, в том числе несторианского толка. А их было в Орде немало. Тогда-то из Золотой Орды в русские княжества стали массово уходить ордынские мурзы и беки со своими воинами. Так пришёл царевич Черкиз со своими подданными и, приняв православие, стал боярином московским.
    Не только в Москву приезжали люди. В 1371 году на службу к Олегу Ивановичу, великому князю Рязанскому, перешёл на службу ордынский мурза Салахмир с воинами. Он стал воеводой и правой рукой молодого князя. От брака же Салахмира с сестрой князя Олега Ивановича, Анастасией, пошли многие дворянские фамилии, в том числе знаменитый род Апраксиных. Принимая православное крещение, они становились Апраксиными, Булгаковыми, Давыдовыми… всех не перечесть, а также Петровыми, Ивановыми не княжеских родов. Православная вера стала им ближе ордынских порядков, введенных Узбеком, а вернее, беспорядков, начинавшихся там.   
      В книге Николая Баскакова дается глубокий анализ происхождений фамилий, с соотнесением с тем или иным прозвищем или именем, имеющим в своей основе тюркский корень. Проводится исторический анализ происхождения каждой конкретной фамилии, ее связей и родства с другими. К примеру, относительно своей фамилии он пишет:
«Баскаковы ведут свое происхождение от того же родоначальника, что и Зубовы, - от золотоордынского баскака Амырхана, бывшего во второй половине XIII в. наместником ханов Золотой Орды Берке (Бургая) и Менгу-Темирхана во Владимире во время княжения великих князей Александра Ярославовича Невского (1252 – 1263), его среднего брата – Ярослава Ярославоввича (1264 – 1271), и младшего брата – Василия Ярославовича (1272 – 1277)… Баскак владимирский назывался «великий», в отличие от других баскаков, ему подчиненных».
 
    Об единых корнях Московского царства и Золотой Орды 
    Как видим, вовсе не случайно русские евразийцы придавали важнейшее значение Православной Церкви в создании России. Практически все принимавшие крещение становились русскими. Вместе с тем, один из основателей евразийства, князь Николай Трубецкой считал, что византийские идеологии понадобились только для того, чтобы связать с православием и таким путем сделать своею, русскую, монгольскую по своему происхождению государственную идею:
«…Сила русского религиозно-национального чувства переплавила северо-западный улус монгольской монархии в Московское царство, в котором монгольский хан оказался замененным православным русским царем».
    А Георгий Вернадский называл материковую Евразию целым географическим миром, в рамках которого только и могли образоваться «такие крупные социальные единицы, как Скифская, Гуннская или Монгольская империя, а позже империя Российская».
    Оставим на его совести не упоминание о тюркских каганатах VI – X вв., но то был время борьбы с пресловутым пантюркизмом и всякое упоминание о тюрках, мягко говоря, не приветствовалось. Важнее то, что от предшествующих древних государственных образований российские государи получили представления о масштабности евразийского государства от берегов Тихого Океана до Карпат.
   
    А что в Великом княжестве Литовском?
    Там мы видим следующее. Еще при хане Бату князь Даниил Галицкий и брат Александра Ярославовича (Невского), Андрей Ярославович признали себя подданными католической Церкви, назвавшей их «королями». Александр Ярославович отказался от столь «почетной» должности у католиков и, с помощью ордынской конницы Неврюя, разбил войско князя Галицкого и Андрея. Князь Андрей Ярославович бежал в Швецию. Тогда как Даниил Галицкий уже зимой 1259 – 1260 гг. принимает участие во втором западном походе монгол под предводительством Бурундэя. Монгольская армия вторглась в Польшу, переправилась через Вислу и прошла к Силезии, захватив многие города.
    После ордынского погрома, учиненного в 1395 году Тимуром в Литву с ханом Тохтамышем ушли десятки тысяч татарских воинов и сыграли там важную роль в формировании польско-литовского государства. Выходцы из Орды селились кланами, которые становились основой для военно-административного деления и деления на полки – хоругви.
    Как видим, и в польско-литовском государстве тюркская составляющая являлась немалой, но она не была сравнима с той, какую имела в формировании Российской империи. Следует помнить и то, сколь велико значение для России имела и имеет великая река Волга, на которой располагалась столица Золотой Орды. Случайностей в истории не бывает, если признать случайность неосознанной закономерностью.
    Миграционные процессы в современном мире
    В Европе и Америке естественная убыль коренного населения экономически развитых государств вызывает наплыв эмигрантов туда из перенаселенных стран, где не хватает земли и работы. Вступают в силу экономические и социально-биологические законы. Все причитания относительно того, насколько это плохо или хорошо не имеют смысла, пока сохраняются причины их порождающие.
    Россию они не обходят стороной. Естественная убыль русского населения, коснувшаяся большей частью бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока, откуда молодежь уезжает уже более двадцати лет, заполняется молодежью из республик Средней Азии и Северного Кавказа. Большая часть из них разговаривает по-тюркски. И главной задачей российского правительства является интеграция мигрантов в русское общество. Не случайно в бывших советских республиках сегодня открываются русскоязычные школы с тем, чтобы люди могли понимать друг друга независимо от того, где они проживают.
    Россия слишком большая страна, чтобы стать моноэтническим государством. И если во времена Золотой Орды государственным языком материковой Евразии был тюркский, то сегодня им является русский, как язык государствообразующего народа. При всем этом, тюркскую составляющую, как и других народов, в России никто не отменял.
Прибайкалье, пос. Нижний Кочергат, июнь 2023

Борис Кустодиев. На Волге, 1922
   


Рецензии