Философская энциклопедия Деборина Абрама Моисеевич

Идею создать «Философскую энциклопедию» в 1928 году предложил академик Абрам Моисеевич Деборин (16 июня 1881 — 8 марта 1963), который основал и стал первым директором Института философии. Работа над энциклопедией должна была стать главным для института, сплотить коллектив и поднять уровень профессионализма на новый уровень. Тем более что одни и те же сотрудники находились в двух учреждениях, фактически дублируя работу.

«Философскую энциклопедию» должна была удовлетворить назревшую потребность в систематизации философских знаний. «...Коммунистическая академия должна вообще отказаться от всякой научно-исследовательской работы, — говорил он. — Институт философии не для того нам нужен, чтобы мы делали время от времени доклады на разные темы. Я вообще считаю это не серьёзным делом, все эти доклады. Нужно перейти на какую-то иную, высшую ступень нашей работы, которая должна повлечь за собой и поднятие всеобщего уровня во всесоюзном масштабе».

Первый отдел «Энциклопедии» должен был быть посвящён диалектическому материализму и включать такие темы, как теория познания, критика идеализма, «критика формальной логики и индуктивной логики», исследование развития логических форм мысли и системы категорий материалистической диалектики.

Второй отдел «Философской энциклопедии», согласно составленному плану, должен был быть посвящён истории философии. Третий отдел — современной философии. Он должен был включать в себя как результаты систематических исследований, так и критику основных направлений западной философской мысли, а также философских основ социал-демократии, исследование современной марксистской философии на Западе и истории русской философии.

Четвёртый отдел охватывал вопросы исторического материализма, научного коммунизма, критики ревизионизма и основных систем буржуазной социологии.

В пятом отделе, посвящённом диалектике естествознания, предполагалось дать философский анализ математики, наук о неорганической природе и биологии, проследить эволюцию основных понятий этих наук, взаимодействие между основными дисциплинами в них, исследовать возникновение и развитие научных воззрений в связи с развитием философии и обратное их влияние на философию, современные направления в науках, значение и границы приложения принципов конкретных наук.

Работа по созданию «Энциклопедии» была задумана с размахом и активно развернулась под руководством А.М.Деборина. Но согласовывая все вопросы только в ЦК ВКП(б), и А.М. Деборин и руководители Комакадемии упустили из виду государственную регистрацию Института. А без этого нельзя было получить финансирование. А затем начались разногласия по поводу трактования материалистической диалектики на основе гегелевской логики.

В результате и запланированная Всесоюзная конференция, и полноценное участие в Оксфордском конгрессе, и институтский журнал, и издание «Философской энциклопедии» — были оборваны в результате активного противодействия со стороны Агитпропа ЦК ВКП(б). 18 мая 1931 г. на заседании учёного секретариата Президиума Комакадемии было принято решение: «Издание «Философской энциклопедии» прекратить. Списать в убыток по изданию 42 850 руб. 01 коп.«52. На этом заседании присутствовал новый фактический руководитель Института М.Б.Митин. Вместо подлинно научной работы Институт был нацелен на выполнение партийных заданий, главным из которых стало создание в 1933–1934 гг. учебника «Диалектический и исторический материализм» под редакцией М.Б.Митина.

Сам Деборин не оставил оригинальных философских работ. Его труды можно отнести к жанру комментариев. Однако автор обладал классическим философским образованием. В его сочинениях трудно обнаружить идеи, которые бы выходили за рамки того, что уже сказал Плеханов.

Стиль деборинских работ можно представить в виде утверждений. [...] Таким жаргоном переполнены все работы Деборина. «Диалектический материализм учит, что...». «Диалектический материализм берёт то, что правильно» оттуда и отсюда. «Субъективные идеалисты ошибаются», поскольку не признают материи. «Объективные идеалисты ошибаются», ибо не знают, что материя первична, а сознание вторично... Короче говоря, всё философское исследование направлено не на конкретный предмет, в отличие от Маркса. А осуществляется лишь для того, чтобы доказать некий априорный результат, содержание которого неясно. При таком подходе марксизм без остатка сводится к идеологии.

Автор: Алексей Александрович Морозов

Интересно? Еще можно почитать

1 «Вместе с материальным прогрессом цивилизации иссякли силы этического прогресса, а отсюда — горестные плоды культуры, оторванной от этики. Они лишены духа гуманизма и бесчеловечны. И всё это лишь потому, что обнаружился упадок философской основы культуры, философия стала философствованием без мышления, бунт естественных наук легко ниспроверг философские фантазии, а философы оказались неспособными создать оптимистически этическое мировоззрение».

Этот и еще 55 материалов VIKENT.RU по теме Критика философии

2 Видео: ПАРАДОКСЫ ДИАЛЕКТИКИ... https://youtu.be/JYOgBxkhMC4

3 Видеозадача: Что дала современная философия обществу? https://youtu.be/KIaRwxJcdpo

4 Видео: ДЕЛО ЖИЗНИ: ПОИСК и ДОСТИЖЕНИЯ https://youtu.be/WJPQiw5Y7nA

Источники
А.М. Деборин на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/3042/
С.Н. Корсаков О ПЕРВОМ ПРОЕКТЕ «ФИЛОСОФСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ» Фото:

Деборин (Иоффе) Абрам Моисеевич
Директор Института философии ДЕБОРИН (ИОФФЕ) Абрам Моисеевич
#vikent_ru #Деборин #великиеличности #великиелюди #творческиелюди #творческиеличности #деньрождения


Рецензии