Человек и подручность

Мирность мира тесно связана с пространственностью (как уникальным свойством) самого пространства, которое находится «в» мире. В связи с соединением естественного и технического начал в человеке (человеке-киборге) важно осмыслить с философской точки зрения понятие технологической сингулярности, введенное Р. Курцвейлом. Разберем на примере.

Сингулярность. Данный термин означает неопределенность, и как следствие, неуправляемость развитием технологий после прохождения некой точки Х в научных и технологических разработках человека.

Скажем в медицинской науке, принципиально может ставиться цель -  внедрить достижения новейших технологий как самого человека (вживить), так и создать среду человека, кардинально отличающейся от «обычно-технической».
 
Иной вариант развития человека будет соединение биосоциальных обновлений и новых технических возможностей с помощью генно-инженерных технологий. Это так называемое - редактирование генома изменение его структуры, что автоматически перестраивает иммунную систему. Чем это страшно?

Здесь следует подчеркнуть, что человеческий организм содержит представляет сложнейшую экосистему – вирусы, бактерии, грибы, микрофлора и фауна, паразиты... чуждые человеческим органам и процессам формы жизни, но включенные во все физиологические и химические процессы организма.

Не принесение вреда хозяину-человеку достигалось длительной эволюционной историей, способы достижения равновесия имеют сложнейшую информационно-физиологическую откладку, в котором организм человека формировался и адаптировался как к внешней, так и внутренней, своей среде многими тысячелетиями.

Итак, предположим с помощью генно-редактирования меняется функция, способ защиты  от бактерий: апробированные методики, позволяют вырезать участок ДНК и на его место вставлять новый», модифицированный. Естественно, что продвигается и рассматривается данная технология рассматривается как эффективный метод лечения наследственных заболеваний.

Редактирование генома - это искусственный процесс, и как это повлияет на то равновесие различных форм жизни, что сложилось у человека за многие тысячелетия? Ответов убеждающих, что никак - нет и не будет.

В философском плане, Мартин Хайдеггер объяснял, что средство не может существовать отдельно от целой специально-организованной системы средств. Если молоток есть средство для забивания гвоздей, то и забитый гвоздь не составляет конечной цели использования молотка, но служит тому, например, чтобы повесить кухонную полку или картину. А эти вещи и соответствующие действия тоже не самоцель, а средство для того, чтобы сделать свое жилье более уютным или более престижным.

Такая постановка позволяет выделить «подручность» как способ, каким вещь существует для Dasein. Нет точно перевода этого понятия, можно приблизительно  передать как способ бытия самого Dasein, выражение его озаботившегося бытия-в-мире.

Современный человек непрерывно озабочен, его заботы разнообразны, но,  человек перестал воспринимать свою техническую подручность,  и поэтому не встречает для себя ничего удивительного, непонятного и страшного, что меняется многотысячелетнее естество. Это объяснение почему людей перестала пугать сама вероятность перестать быть человеком.

В биологии создано множество эволюционных теорий, и ни одна ихз них не обходится без обращения у мутациям, последние сто лет, мутации перестали быть в оригинале естественными, все более и более они заменяются на искусственные, вводимые человеком. Можно ли надеяться на выживание традиционного человека? Или человек перестает быть уже по своей физической, биологической сути человеком.


Рецензии