Интервью с дрессировщиком Ириной Ходулиной

- Ирина, какая  собака была самой первой?

- Первая собака жила у моих родителей. Дворняжка Дамкар. Он появился за восемь лет до моего рождения и был уже старичком. Мы тогда жили в частном доме. Жил пёс во дворе. Был у меня период в жизни, когда я боялась собак, меня напугала овчарка, я даже заикалась некоторое время. Данко очень хотел со мной подружиться, даже переживал из-за этого, а я боялась его и плакала, потом мы сумели с ним подружиться. В какой-то момент мы с ним преодолели наши разногласия, и с тех пор я перестала бояться собак.

- Когда у вас появился первый гибрид? Случайно или вы к этому пришли?

- Как к этому можно случайно прийти? Первый гибрид у меня появился через три дня после свадьбы – это был свадебный подарок. На самом деле мы с будущим мужем за два месяца до свадьбы планировали завести собаку, когда переедем и сначала присматривали собаку породы хаски. У нас в городе тогда были всего три собаки этой породы. Мы договорились встретиться с владельцами одной из них на выставке, но когда мы пришли, эта хаски нас разочаровала, она была очень маленькой, буквально по колено. Муж сказал: «Нам не подходит».
Интернета тогда ещё было мало, но была такая газета «Из рук в руки», там было объявление о продаже щенков-гибридов. Поехала я знакомиться с заводчицей. Она жила в обычной «хрущёвке» на третьем этаже. Как только открылась дверь, на меня выскочило море собак, я даже не могла сосчитать сколько их. Оказалось, там было шесть собак породы колли и четыре гибрида. Одна из них была мамой Алана – гибрид первой генерации лайки с волком. Щенкам на тот момент было четыре с половиной месяца, они были размером с колли и производили большое впечатление. Среди них выделялся один ушастый, ногастый, очень высокий серый щенок. Его уже тогда звали Алан. Посмотрела на него и сказала заводчице: «Мы сейчас с вами поговорим, а потом с мужем можно снова приеду?», и мы ещё два месяца постоянно ездили к ней, потому что по скудной информации, которую нам удалось найти, гибриды не приручаются до седьмого поколения, но то, что я видела – этому противоречило.
Мама Алана была гибридом первой генерации, на тот момент ей было три года, но она была изумительно воспитанным животным, с глубокими янтарными глазами. Когда я зашла в комнату, она не пошла меня встречать вместе с другими собаками, она лежала на диване с видом царицы Савской. Она царственно на меня посмотрела, прикрыла на мгновение глаза, и я поняла, что меня удостоили аудиенции. Потом мы с ней очень хорошо дружили. Она оказалась очень добрым и ласковым животным. Но первое впечатление незабываемо, когда ты на неё смотришь, и у тебя замирает сердце, от того, что тебя допустили до царского тела. 
Два месяца я ездила к заводчице и спрашивала себя: «Справлюсь ли я?», потому что это гибрид второй генерации, хотя хозяйка убеждала меня, что двадцать пять процентов волка – это немного. Три четверти всё-таки  занимают собаки.
Мы ходили гулять. Рядом был парк, и гибриды прекрасно со всеми общались, у них не было никаких фобий. Я стала считать, что у собак с таким маленьким количеством волчьей крови не может быть фобий, оказалось, что это не так. Мне повезло, Алан вырос в изумительного зверя, которому сам чёрт не брат, он никогда ничего не боялся. Он везде прекрасно ездит, со всеми общается, прекрасно живёт в городе. Сейчас мы живём в деревне, и его это очень удручает. Редкие гости единственное развлечение для его Светлости.   

- Получается Алан гибрид волка, с какой породой?

- Волк, лайка и маламут.

- Ирина, знаю, что у вас не только гибриды, но есть и другие животные. У вас живёт канадская волчица. Как она у вас появилась?

- Волчица появилась шесть лет спустя после появления Алана. В промежутке ещё были пермский волкособ Дези и саарлос.

- Расскажите немного о Дези и саарлосе.

- В 2009 году, почти сразу после поступления на службу в полицию, я узнала о Пермских волкособах. Мне удалось связаться с руководителями этого проекта – Ольгой Дружининой и Касимовым Вячеславом Махмудовичем и напроситься к ним в гости. Волкособы поразили меня до глубины души и я, конечно, загорелась идеей работать с такими животными. К счастью, я понимала, что моих знаний, на тот момент, было недостаточно для того, чтобы стать хозяином одному из этих зверей. Я отложила эту идею на потом.
«Потом» случилось в 2011 году. Я ещё раз съездила в Пермь и вернулась уже с волкособом восьмилетней сукой по кличке Дези. Она прожила у меня два года. 

А с Дези что-то случилось?

-  Да. Она умерла в результате несчастного случая. У нас был договор с Пермским военным институтом, что на вязку мы будем приезжать к ним. И в один год я не смогла поехать туда сама, а её отправила туда. За ней присматривали курсанты и однажды на прогулке, курсант, который вёл Дези, он ни в чём не виноват, Дези была на поводке, а вот второй мальчик, который вёл сестру-однопомётницу Дези - Дину, решил, что триста метров достаточное расстояние, чтобы собаки не повздорили, а они всю жизнь не ладили между собой. У них была до этого опасная драка, после которой обеим залечивали серьёзные раны. У Дези были глубокие шрамы на черепе.
Дину спустили с поводка, она сразу же бросилась на Дези и загрызла её. Курсанты не смогли их разнять. Разнять двух волчиц невозможно. В них было семьдесят пять процентов волчьей крови.

- Правда ли говорят, что саарлосы предельно осторожны и многие принимают это за трусость?

- Ничего не могу сказать. В России их очень мало. По одной собаке судить нельзя, возможно мне такой попался, а другие вполне нормальные. Про одного слышала, что он защитой занимался, другой много участвовал на многочисленных выставках, нельзя по одной собаке судить обо всех. Осторожность прописана у саарлосов в стандарте.

- Как у вас появилась канадская волчица?

После этого случая появилась волчица, но она появилась не у меня. Был у нас один знакомый у него жил племянник Алана – гибрид, в котором было только двенадцать процентов волчьей крови. Дальний родственник. Он был в большей степени похож на овчарку. Там получился полный винегрет. Смесь волка, лайки, маламута повязали с овчаркой, получилась фактически овчарка с небольшими вкраплениями всех остальных. Он выглядел, как овчарка, вёл себя, как овчарка и был задиристым, что его хозяин в нём поощрял. У хозяина была мечта завести волка. Более того, он считал, что волк будет у него ходить без поводка и слушаться всех команд.
Я ему показывала Дези, Алана, Рикона (у меня саарлос ещё был, его отравили), он меня уверял, что у него всё будет по-другому. Он меня не слушал, я была совсем молоденькой, а он взрослый состоявшийся мужчина. Как могла его отговаривала, но однажды летом, он звонит: «Ира, выходите, я купил…». Спрашиваю: «Кого?» Он говорит, что купил волка. Выхожу во двор, он и правда, держит в руках комочек. 
Я была очень скептически настроена, потому что мой саарлос Рик, был очень осторожен, и я считала, что у него настоящее волчье поведение и что можно ожидать от настоящего волка? Тем временем, он поставил волчонка (это была девочка) на землю, кстати, она не боялась людей никогда, бросается ко мне, а он её забрал час назад из Самарского зоопарка.
А я на эту встречу взяла с собой саарлоса, так он залёг метрах в двадцати в траве, чтобы не подходить к этому созданию. А эта кроха подбежала к нему – давай общаться.
Мимо шла девушка, и маленькая волчица побежала к ней. Я пошутила с её хозяином: «Получится ходить без поводка?», на что он сказал, что поедет сейчас же за поводком.
Прошло три дня, и он начал мне активно звонить с какими-то странными разговорами о том, что его кобель не принимает волчицу. Я ему сказала: «Такого не может быть! Она щенок. Девочка». Я этого кобеля знала несколько лет. Давала ему советы, но было видно, что он ведёт к чему-то другому.
Прошло ещё пару дней, и он мне сказал, что хочет её отдать. Посоветовала вернуть в зоопарк. Он ответил, что стесняется. А всё, потому что он убедил их, что он хороший дрессировщик с большим опытом, и знаком со мной и заводчицей Алана. А получилось, прошло несколько дней, щенку месяц с небольшим, а он не справляется.
Решила я позвонить в зоопарк, но на мой звонок не ответили. Когда дозвонилась, сказали, что они никого не продавали, хотя щенок приехал с договором и был куплен по договору «Продана одна голова канадского волка». До 2019 года – это допускалось. Эти сделки были законными.
Когда он начал говорить, что отдаст её какому-нибудь охотнику, я забрала её себе. Вспомнила Вячеслава Касимова, профессора Пермского института, создателя породы пермский волкособ, и как он отзывался о волках: «Суперское животное», и его отдать охотникам!

- Чара живёт с вами много лет и благодаря вашим стараниям достигла больших успехов в дрессировке. Ирина, а как вы пришли к дрессировке? Видела работу Чары, могу сказать, никогда не видела подобных результатов.

- Моя заслуга в дрессировке Чары минимальна. Если бы не её природные задатки, мне ничего бы не удалось. Не настолько я великий дрессировщик, чтобы из обычного волка сделать такое животное, каким получилась Чара, с которым можно сесть на поезд и приехать в Москву.

- Расскажите про методы дрессировки. Насколько я представляю, есть три метода: жёсткий, кнута и пряника и по дедушке Дурову.

- С дикими животными я не представляю метод «кнута и пряника». С ними надо работать поощрением и обманом, в хорошем смысле этого слова. Обставлять правильно ситуацию. С ними идти на конфликт ни к чему. Гибриды и волки отличаются от собак, на дрессировку требуется гораздо больше времени, и методы дрессировки тоже отличаются.
Любая военная собака на службе в армии или в полиции – это спецсредство. Это твой инструмент, как дубинка или пистолет и если оно не выполняет что-то, это значит, ты не выполняешь что-то. Если собака не донесла, к примеру, донесение, что ты будешь объяснять трибуналу? Ответственность колоссальная.
К примеру, у одного военного дрессировщика Великой Отечественной Войны была собака-связист, и он говорил, что когда она не выполняла свою задачу, он её бил. Это я к чему? У нас при работе с гибридами такая задача не стоит и они не должны работать по восемь-двенадцать часов, то есть, когда животное уже не может, а ты заставляешь его работать через не могу, и через не хочу. На съёмках со своими животными я говорю, что больше двух часов – не работаю. Я сама выбираю заказы, могу и отказаться. А вот вам пример из жизни.
Ирина достала телефон, и открыла один из видеороликов на котором, грозно оскалившись, громко рычала Чара.
- Сейчас её даже мой голос бесит, - продолжила Ирина. – Люди, которые говорили, что у них не случился катарсис, не приезжали к нам в этот период.

- А что Чаре не нравится?

- Ей не нравлюсь я. У неё началась течка. До пяти лет у нас с ней всё было прекрасно, пока мы не переехали в частный дом. Думаю, это связано с тем, что она жила под моей крышей и вынуждена была со мной сосуществовать в тесном контакте. Я фертильная самка и она вынуждена была подчиняться. А тут она переехала в свой дом, у неё появился свой вольер, у неё появилась своя стая, все кто народился у нас, и она стала другой, более самостоятельной. Всем видом показывает мне: «Зачем ты мне нужна, я и сама всё могу».
Я долго думала на эту тему. У нас таких периодов было всего два: в пять лет, это случилось в первый раз и вот сейчас. В промежутке два года, мы прожили великолепно, даже зимой ничего такого не было. Чара хорошо отдрессирована, у нас есть ритуалы, когда я прихожу, даже зимой, когда у неё течка, спрашиваю: «Пойдёшь гулять?», она либо подходит, либо, если не хочет, рычит и уходит. Я тогда тоже ухожу. Если же она хочет гулять, то спокойно на неё надеваю поводок, намордник и мы идём на прогулку.
Две зимы прошло идеально, а в эту зиму были холода до минус тридцати, и она во время игры с щенками, случайно прилипла лапой к рывковой цепочке, я хотела надеть на неё намордник, чтобы аккуратно отцепить лапу – она на меня бросилась. Я успела отпрыгнуть, потому что ей было неудобно, лапа была зафиксирована. Освободилась она, в конце концов, сама, а я в эту зиму больше не смогла к ней подойти. Она серьёзно бросалась.
Гормоны страха, подстегнули половые гормоны и всё пошло кувырком. На данный момент всё прекрасно. Как только у неё закончилась течка, она стала прежней милой и ласковой Чарой.
Сейчас подросла моя дочка и Чара её в период течки к себе тоже не подпускала, до этого времени, она её считала щенком, а теперь считает взрослой. Что интересно она дочку подпустила к себе раньше, чем меня.
Ещё занятный момент, малышка Юкки за несколько дней до начала течки Чары, перестала походить к ней. Я сначала не придала этому значения, а теперь поняла, гормоны у Чары уже поднимались, надо было читать знаки. Оптимистично думала, что нас это минует, тогда, пять лет назад, думала, что это было разово, потому что мы переехали в частный дом, но видимо для Чары это был большой стресс, а стресс подстёгивает половые гормоны. Это происходит, когда что-то выбивается из привычной колеи.
Два месяца – было жутко. Мы беспокоились всей семьёй. Чара – наша любимица, и вдруг мы никто не можем к ней подойти.

- Даже муж? 

- Он и не подходил. У него было две операции на спине. Два года назад, он с ней гулял, когда она на меня кидалась. А сейчас он с ней, в силу занятости, редко гуляет, и мы не стали рисковать.

- Прошло время, появился гибрид Хаген. Расскажите о нём. Это была ваша идея?

-   Да. Я его взяла в память о Дези. Он её двоюродный правнук. Пермских волкособов на тот момент уже, практически, не осталось, а те, кто остались, были в солидном возрасте. Никаких прямых потомков не осталось. Была отдана сука однопомётница Дези и Дины. Её звали Дерзи. Она была отдана в частные руки ещё в молодости и от неё были щенки. Один мужчина взял от этой суки щенка, в ней было 38 процентов волка. Он её повязал с рабочим немцем, там получилось ещё меньше волчьей крови, потом ещё меньше и последний получившийся кобель, фактически – рабочий немец, но с небольшими вкраплениями пермского волкособа, был повязан с чистой волчицей из Тверской области.
Получившийся гибрид был снова повязан с матерью, было произведено возвратное скрещивание на волка, так появился Хаген. В нём, если грубо посчитать, осталось полтора процента пермских волкособов и около восьмидесяти процентов волка. Его брату был сделан американский генетический тест, который у нас становится всё более модным, у него даже восемьдесят с лишним процентов волка.

- У вас много разных диких животных, не только собаки и гибриды, но и лисы, шакалы, шалайки.

- Лис сейчас один. Была пара лис, но два года назад, осенью, я пришла домой и увидела, что вольер открыт. Не знаю, как это получилось. Лисы убежали. Они долго находились на участке моих соседей, а потом (у соседей высокие ворота), они вышли на улицу, где добрые жители пытались их добить палками и камнями.
Когда мне про это рассказали, я спросила, неужели вы не видели, что они не типичного окраса? Одна рыжая, но другой кофейного оттенка. Жители сказали: «Мы знаем, что это фермерские лисы». Через овраг от нас в советское время была лисья ферма.  Многие из жителей сами там работали и прекрасно были в курсе вопроса.  Но мне сказали, что, мол, подумали, что лисы сбежали с фермы и их решили прибить. Больше моих лис никто не видел: либо они убежали куда-то далеко, либо они попались в зубы стайным собакам, которых у нас очень много. В прошлом году на ферме взяла Ято.
Волки и лисы, это моя теория, это не доказано, за последние семьдесят лет очень изменились. Если почитать книги, вы читали про проект Беляева? Про новосибирских лис? Нет? Я купила книгу одного из сотрудников НИИ цитологии, там подробно описан этот эксперимент в пятидесятых годах прошлого столетия, так вот лисы изменились очень сильно. Дикие лисы. Поведение совсем иное.
Сейчас многие дикие звери спокойно сосуществуют рядом с человеком. Когда мы жили в Самаре на окраине города, мы однажды гуляли с моей ручной лисой. Муж идёт и говорит: «Ира! Смотри лиса!». Я удивилась. Ну да, лиса, мы идём и с ней гуляем. Муж смеётся: «Не наша лиса». Обернулась, а сзади за нами, действительно, идёт лиса, заинтересованная тем, что сидит у меня на плече. Всего в двух метрах от нас. У нас рядом был лесопарк, она пришла оттуда.
Идёт мимо нас мужчина. Пытается сфотографировать эту лису и тут мы мимо него со своей лисой. Надо было видеть его квадратные глаза. Я не удержалась и сказала ему: «Мы идём гулять, а этот сам потом прибежит».
Это говорит о том, что они сейчас не такие дикие, как были раньше. Они меньше боятся. Они выходят к людям. Они учатся жить рядом с человеком.
Волки, если посмотреть описание экспериментов в шестидесятых-семидесятых годах прошлого столетия «у волка остановилось сердце, разорвалось, потому что его поймали, посадили в клетку и рядом люди», такое было не редкостью.
А сейчас они совсем другие, особенно зоопарковские волки, они прекрасно адаптированы к большому количеству людей. Они явно меняются. Если растить волков из поколения в поколение на какой-то территории, они будут более лояльные, более терпимые к присутствию человека, чем их более дальние предки.

- Как у вас появились шалайки?

- Два года назад я приезжала в Москву. Я всегда стараюсь увидеть, как можно больше животных и вспомнила, что в Шереметьево есть шалайки. К тому времени я несколько лет общалась с одной барышней, которая там работает. Она мне дала контакты руководительницы этого проекта. Мы туда отправились с подругой и познакомились с ней. У них интересный питомник, необычной конструкции. Клетки-вольеры расположены на высоком подиуме, смысл в том, чтобы все нечистоты падали вниз, а сами вольеры оставались чистыми. В разговоре с руководителем шалаек, я узнала, что у них очень маленький процент шакала. Волкособы пермские пятьдесят, семьдесят пять процентов, а в их шалайках двадцать-двадцать пять процентов.
Очень хотела познакомиться с Климом Тимофеевичем Сулимовым, создателем породы шалайка, но был локдаун, он заболел ковидом и, к сожалению, скончался от последствий ковида.
Визит к шалайкам задал новое направление моим мыслям. У моей подруги жила гибридка F1, которую списали из этого аэропорта. Она была уже в возрасте, но её повязали со шпицем. Я взяла щенка от этой вязки, посмотреть, что будет. Так появилась Пухля. Саму шалайку, где взять? Они не продаются. В аэропорту я рассказала о своём опыте. Моя подруга подтвердила мою компетентность в данном вопросе, и мы с ними оставили этот вопрос на будущее.
Мне Пухля очень понравилась, но оставался вопрос, что она наверняка отличается от тех шалаек, что есть у них. У тех-то нет шпица в кровях, а у этой есть.
Следующим шагом стал Сомбра – это уже была шалайка. Пришла, наконец, на него родословная, что он настоящая шалайка по документам РКФ. Мы скоро пойдём с ним на выставку. Сомбра очень позитивный мальчик.
Недавно разговаривала с подругой, у неё был волк, он сейчас находится в «Чертоге волка», она одна из его сооснователей. Она в Шереметьево видела шалаек, они её не впечатлили, ни поведением, ни внешним видом, ни способностями.
А две недели назад ко мне приехала ещё одна малышка – шалайка, скажу вам характер непростой. У нас несколько дней с ней была война, по разным поводам: на ручки её неправильно берёшь, ещё что-то, она выворачивается и кусает. Она мою дочку два раза в лицо укусила, за то, что Ярослава не так её взяла, а это щеночек полтора месяца. Пришлось её ещё раз спровоцировать и объяснить, кто будет принимать решения. Сейчас она недовольная, но терпит. У меня сейчас две шалайки, даже не знаю, мне повезло что ли, характер у них огонь.

- Ирина, насколько шалайки склонны к побегам?

- Они склонны к побегам, потому что это животные с дикой кровью. С ними нужна хорошая дрессировка. К примеру, Сомбра напоминает котика, если я сам хочу – я подойду, а если ты меня зовёшь, то я ещё подумаю.

- Все же интересно, почему вы перешли от гибридов и волков к шалайкам?

- Почему шалайки? Подумала, что я, конечно, очень люблю волков, но жизнь диктует свои правила, крупных собак сейчас тяжело содержать и даже не в денежном отношении, а отношение в городе к крупным собакам становится всё хуже и хуже. Держать кого-то с волчьей кровью очень тяжело. Даже, как они дышат, уже может, кого-то раздражать. Подумала, что в ближайшие годы, буду постепенно переходить к более мелким животным. Их проще содержать и с транспортом тоже проще. У нас в Самаре к собакам, в принципе, очень плохо относятся.

- Какие трудности содержания в городе?

Раньше, когда общественный транспорт был развит хорошо, можно было спокойно поехать с крупной собакой при наличии поводка и намордника. Тебя не имели права высадить, если ты оплатил за животное билет. Теперь у нас, в основном, маршрутные такси. Они подъезжают и не берут в салон. Остаётся либо иметь свою машину, либо такси, куда тоже далеко не все сажают с крупной собакой. Бывает, даже с переноской не беру, не дай бог, какой-то запах останется или шерстинка выпадет.
Представляете Алан семьдесят шесть сантиметров в холке, хотя, как ни странно именно к Алану было меньше всего вопросов. Мы с ним ездили несколько раз на поезде, однажды нам даже выделили отдельное купе, хотя мы его не оплачивали. Просто проводница заглянула в купе, посмотрела на Алана и сказала: «Вам, наверное, тесно? Давайте мы вам отдельное дадим», и выделила нам купе для инвалидов, в котором мы прекрасно доехали.

- Как у вас появились шакалы?

- После появления шалаек, подумала, неужели я не смогу справиться с чистым шакалом? Но мои радужные мечты разбились о суровую реальность.
Шакал появился в этот же период. Я его долго искала. Трясла всех, кто занимается продажей животных и искала именно домашний помёт. За три года мне удалось найти только одного человека. Он сказал, что щенков шакала ему принесли охотники, и они были совсем маленькими. Они откопали логово, и так у меня появилась Бу.
А второй, у вас это будет инсайдерская информация, недавно появился.

Зовут его Люк. Он ещё совсем малыш и о нём пока рано говорить что-то определённое.
Шакалы, я мало нашла по ним информации, пришли к нам в города намного позже. Они жили в южных республиках. А сейчас они распространились ближе к нам, причём их стало много. Они по-настоящему дикие и ходят стаями. Недавно мне об этом рассказала женщина из Ставрополья, она, кстати, заводчик влчаков.
Шакалы маленькие. У них более возбудимая психика. Неоднократно беседовала с цирковыми, шакалы хорошо обучаются, но если их напугать, даже случайно, можно больше не зайти к ним в клетку. Шакал свяжет свой страх с твоим присутствием.
У нас так получилось с Бу. До восьми месяцев всё было прекрасно. Я выкладывала ролики, она у меня поставлена на поиск корицы. Мы с ней ездили в город, тоже было всё хорошо, но когда у них психика перегружается становится всё хуже и хуже. Каждый наш выход в город становился чуточку хуже. Сначала она гуляла по парку туда обратно, потом стала гулять только в одну сторону, в другую отказывалась идти, потом совсем никуда не хотела идти. Ладно – сиди дома. Гуляем во дворе. Общаемся с моими животными. Какое-то время всё было хорошо, потом появился «бзик» насчёт поводка.
До этого она шесть месяцев прекрасно ходила на поводке. Мы сократили прогулки на поводке. Всего-то нужно было пройти от вольера до дома – всё, а дома она уже без поводка, лежит на диванчике общается со всеми. Начала истерить, а как с ней тогда, вообще, выходить? Я не могу её просто выпустить, она может убежать. Сейчас я подхожу, она показывает всем видом: «Я не хочу больше с тобой общаться».
Не могу сказать, что это на всех распространяется, потому что несколько лет назад, я видела шакала с поведением, как у моей Чары. Я приехала к Ольге, у неё была двухгодовалая шакалица и она расцеловала нас с дочкой во все места, хотя видела нас впервые. Это было уникальное какое-то существо.
Про такое поведение мы когда-то разговаривали с Ольгой Владимировной Дружининой руководителем дрессировочного процесса в Пермском военном институте, который занимался дрессировкой всех пермских волкособов. Мы с ней выдвинули теорию, что возможно, они могут рождаться такие сами по себе. Один-два процента от всей популяции и обычно они, естественно, умирают, так как мы их разводим в неволе, такие ситуации довольно часто.

- Бу теперь будет доживать в таком состоянии?

- Нет. Попытаюсь исправить эту ситуацию. Я убрала от неё других животных, чтобы ей не с кем было общаться, кроме меня. Попытаюсь наладить с ней отношения. Обязательно напишу о результатах. Я в неё вложила очень много сил. И сейчас покажу вторую шалаечку. Ей два месяца – шакал и лайка.

- Это дочка Бу?

- Нет. Они разнокровные. Сейчас мы договорились с руководителем проекта, что запишем Бу, как шалайку, но у меня главный вопрос, как её свозить на выставку.

- А какой Бу подойдёт кобелёк?

- Сомбра. Я его взяла под неё. Сомбра – чистая шалайка. Шакал плюс ненецкая лайка. И у него есть в предках ягд-терьер. Характер у него тот ещё.

- Это все животные или я ещё кого-то не упомнила, может, енот какой у вас ещё живёт?

- Нет. Я в итоге решила сосредоточиться только на волках и шакалах,  и потом они скрещиваются с собаками. Все остальные, к сожалению, нет.

- Вам нужно издать свою книжку, одного интервью мало, а у вас такой богатый опыт. Нужно обязательно, чтобы это где-то осталось. Со временем детали забываются, нельзя их растерять. Нужно вести дневник наблюдений.

- У меня есть муж и дочь, которым я всё это рассказываю и мне этого достаточно.

- А что вы можете сказать по поводу участия гибридов в СВО? Я знаю двух влчаков которые успешно работают на фронте в медицинских службах – вывозят раненых на носилках.

- Знаю одну девушку. Она взяла гибрида для обучения поиску взрывчатых веществ для разминирования в зоне СВО. Собака молодая. Взяла она её относительно недавно, несколько месяцев назад, у них пока учебно-дрессировочный процесс.

- Ирина, вас приглашают читать лекции. Расскажите, пожалуйста, немного подробнее.

-  Приглашают. Не так часто это бывает. Пару лет назад приезжала в Дмитров в кинологический колледж, который готовит выпускников для работы в разных госструктурах. Просили рассказать о гибридах и дрессировке. Я каждую лекцию начинала словами: «Волки выступают в цирке». Слушатели в изумлении, и я показывала им видео из Уголка дедушки Дурова, показывала работу Екатерины Кореньковой, у неё были несколько волков и номер с двумя из них, и сейчас есть Евгения Верлатая, у неё штук пять волков, она с ними выступает. На своей страничке Евгения Верлатая выкладывает видео с моментами дрессировки своих животных, очень интересно смотреть. Показывала им ролики со своими животными и с пермскими волкособами. Дети, как в цирк сходили.

- Как вы социализируете своих животных?

Недавно ко мне приезжали люди, я им предложила пообщаться со щенками, им нужна социализация. Им очень понравился Шторм. Людям, вообще нравится, когда их пугают, уж не знаю почему? Я вывела сначала Хагена, он прошёл всех облизал, люди спокойно на него отреагировали, пофотографировались с ним и всё.
А Шторм другой, социализация у нас хромает, потому что мало видит людей, в этом плане город - уникальная среда, её невозможно смоделировать в посёлке, так вот Шторм вокруг людей просто ходил. Взял радиус приблизительно два с половиной метра и ходил кругами. Идёт со своими ярко голубыми глазами и тут люди проснулись: «Это волк!». Меня смех разобрал, ну какой он волк, в отличие от Хагена, но вот им он понравился больше.
Одна Чара радуется: «Люди, люди, люди…», бежит общаться, а люди вяло реагируют: «Разве это волк?», а одна дама и вовсе сказала: «У меня не произошло катарсиса».

- Ирина, надо быть мужественным мужчиной, чтобы жениться на такой женщине, как вы.

-  При заключении брака не звучали слова о том, что ваша жена заведёт двух волков, двух шакалов, парочку лис. Вы всё ещё согласны жениться на ней? Тогда ещё ничто не предвещало.

- А когда животные стали прибавляться?

- Муж каждый раз говорит: «Нам больше не надо», и смиряется. Когда что-то приключается с кем-то из животных, он принимает деятельное участие. Нет такого - ты завела, ты и разбирайся. Он всегда за всех беспокоится. Когда Алану делали второй раз операцию по завороту желудка, и я сказала, что я буду оперировать пятнадцатилетнюю собаку, он согласился, а это была большая сумма денег, и было очень рискованно. Мало того, что надо было заплатить за операцию, ещё и за стационар.
Алан был в стационаре сутки нормально, а на вторые он начал громить стационар. Я когда приехала, они чуть ли на коленях умоляли его забрать. Мне было так стыдно, пятнадцатилетний дедок разгромил клинику. Я думала его оставить на десять дней, вроде он еле ходил, а оказалось – есть ещё порох в пороховницах.

Ирина, огромное спасибо за содержательное и интересное интервью.

Ольга Карагодина
14.06.2023


Рецензии