Сто ты казява?

                Литература изъята из законов тления.
                Она одна не признаёт смерти.
                Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
               

                Помню, на мастер-классе нам рассказывали, как писать для детей.
Первая строчка, без смысловой перегрузки, вторая – открытие. Не получается? Тогда постараться, чтобы каждая четвёртая строка стала открытием для малыша. Стихи и проза для детей должны быть и развлекательными, и развивательными. Строго отвечать возрастной категории, не содержать длинных строк, слов и слов-паразитов. Недопустимы – категорически! – слова взрослого лексикона: «бардак», «не пойму я, хоть убей, твой визит до срока», «встрепенулся, как юнец».
У Окуджавы, помните: "Каждый пишет, как он слышит, Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет". А вы как пишите, слышите, дышите?
              Нам запрещено вторгаться в детский мир, хрупкий, ранимый, подобно дровосекам, с желанием препарировать светлые чистые души не волшебством, а топорами. Мы детские писатели? Мы пишем для детей? Тем более, если конкурс для 4-5-леток.
Максимально, на сколько возможно, избегать уменьшительных суффиксов. С ними произведение не делается мягче, ласковей, слаще. Оно сдувается, как воздушный шарик, обесценивается, упрощается и делается приторным. Многие стихотворения хромают ударениями, сбоем ритма. В глагольных рифмах можно просто утонуть.
              Поэзия – пища для души. Мы об этом помним. Сокровищница, реликварий, фундамент будущего здания словарного запаса, а на лбу красными буквами горит (горит?), что в данный момент именно моё слово является тем пазлом, кирпичиком, который я вкладываю в гибкий, некритичный, всё и вся-принимающий детский мозг. Что положат они в свой заветный сундучок, какое сокровенное слово? Помним ли, что «нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся»? Как откликнется наше «Ау!» через несколько лет? Нам же.
Выбирая еду в супермаркете, внимательно изучаем состав продукта: чтобы без Е-шек, без ГМО. Заботимся о себе. О своём подорванном здоровье. И это правильно, нормально!
Поэтому. Когда пишем для детей, становимся детьми, и говорим с ними на их языке. Не высокопарно, БЕЗ сюсюканья. Чтобы каждое слово, как игольный укол - точечно, а не разрез вкривь и вкось сверху донизу.
          О крылатой народной мудрости Ф. М. Достоевский говорил: «Русские пословицы лучшие и выразительнейшие изо всех пословиц в мире».
Выступая в лицеях, использую загадки, пословицы и поговорки. У многих ребят есть младшие братья и сёстры. И, однажды, чтобы развеселить класс, написала на доске:
"Мышка сушек накупила, Мышка сушек насушила, Мышка мышек пригласила. Мышки пили, мышки ели, Мышки сушками хрустели". Мы начали хором всем классом читать медленно, постепенно ускоряясь. Наговорившись, натараторившись, перешли к основному вопросу:
- Могут ли так правильно говорить ваши младшие братья и сёстры?
- Нет! Они не все буквы выговаривают!
- Да! Вы правы! Потому что вы старшие, вы уже слышите, как правильно! Вы научились! А у них - всё впереди!
          И тогда, со смехом, заменив шипящие и рычащие, на доске была явлена новая, адаптированная к малышам, сушко-погрызушка:
"Мыска сусек накупила, мыска сусек насусила, Мыска мысек плигласила. Мыски пили, мыски ели, Мыски сусками хлустели".
Самое приятное и греющее сердце событие случилось позднее, когда меня снова пригласили в параллельный класс того же лицея. Я поднималась на второй этаж, и меня неожиданно окружили ребята, радостно приветствуя:
- Наша Мышка пришла!
Там, внутри себя дети говорят правильно. Но из-за недоразвития речевого аппарата, смешно коверкают слова. Моя племянница вместо «сказала», говорила «казява». И я смеялась. Однажды она переспросила:
– Сто ты казява?
– Я казява..., – передразнила я её, – и она залилась смехом, передразнивая меня и повторяя:
– А тётя Натася казява «казява»! – и снова, и снова хохотала!
Мы не имеем права говорить с детьми фальшиво, потому что они всё слышат.
Даже, когда мы думаем.
        К нам из неведомых глубин подсознания, из неизмеримых высот небесных, из самой Вечности обращается Милосердие, Премудрость, Истина и Жизнь.
"Величит душа моя Господа", - слова Пресвятой Богородицы (Лк.1, 46–55). Это Песнопение, или Хвалебный гимн, особенно любим церковным народом.
И моя душа Величит! Потому что Он - носитель истинного Слова, Он - Отец Слова! "Истинно, истинно говорю вам", - подтверждает Он.
Но в силу моей далеко не божественой, человеческой природы, моей костноязычности, несовершенства моих органов чувств на пути от восприятия к воплощению, на отрезке от мыслей в голове до бумаги, бьюсь в бессилии днями, порой, годами, над тем, что чувствую. И ликую, радуюсь, когда читаю творения собратьев по перу, называя с гордостью "шедеврами".
     Если помнить, что слово может убить и возродить, что «поэзия - это любовь и боль повышенной концентрации» (Алексей Дидуров), то мы обязаны писать так, чтобы каждое слово в стихотворении не было лишним, случайным. Александр Торопцев называл их "манекенами" - словами-пустышками: замени любым, что на ум придёт, - ничего не изменится!
- Так вот оно, чё, Михалыч, - резонно подведёт итог Иван Дулин. Но!       
      На свете живёт Добрый Сказочный поэт Иван Шумилов. На сайте стихи.ру есть его страница. Заходите в гости, надышитесь, напитайтесь, отогрейтесь теплом и любовью его строк.
         Про лягушку.

Стала жить лягушка хуже.
У лягушки грустный вид,
Потому, что прямо в луже
Мальчик Вова с ней сидит.

                Крот.

В подземелье добрый крот
Проживал который год.
Встал однажды в полный рост,
И увидел много звёзд.

            Про тучу.

Был такой недавно случай:
Искупалась в луже туча.
А потом пушистым комом
Сохла над соседним домом.
Быстро высох белый ком.
Стала туча
Об-
ла-
ком.
                Капустница.

...И - сбросив при рождении рубашку -
Теперь едва ли доживёт до вечера...
Не обижайте бабочку-дворняжку,
Когда она приблизится доверчиво...

                ***

...Вдруг ощутить душою, а не кожей
Тепло травы,
Пульс родника в реке.
И даже капельку коровки божьей,
Что проступила на твоей руке...


Рецензии