Предвестник Леонардо или чудо из каменного века
Когда на лекции по истории искусств, я впервые увидел «Раненого бизона» из Альтамирской пещеры в Испании, то был просто ошарашен.
Я смотрю на рисунок "Раненого бизона".
И в очередной раз удивляюсь такому необычному решению , особенно, для Верхнего Палеолита.
Такое необычное изображение бизона совсем не похоже на рисунок современного художника анималиста.
Это даже не декоративный рисунок животного из книжной иллюстрации.
Таких художников как, например, Евгения Рачев - его животные немного похожи на людей.
У художников Ватагина и Евгения Чарушина животные пушистые, мягкие и добрые.
Но «Раненого Бизона» – это некий свой стиль мастера Верхнего палеолита.
Изображение «Раненого Бизона» и не совсем реально, и в тоже время не сказочно декоративно.
Однако автор хорошо знает предмет изображения.
Возможно, он был охотником и часто его добычей был бизон.
Нет, это совсем не примитив из Каменного века.
Его высокому мастерству мог бы позавидовать любой современный художник-анималист.
В этой Альтамирской пещере были, разумеется, и разные изображения, не менее впечатляющие, но бизон на много выразительней всех остальных.
Рисунок сделан строго и точно, без лишних деталей, и в тоже время он стилизован. Если так, то он очень хороший мастер.
Интересно кто он?
Однако подпись отсутствует.
Что было бы совсем уж странно для современных творцов.
Неужели его не волновало мировое признание.
И он писал лишь потому, что не мог не писать.
Для меня автор «Раненого Бизона» , без сомнения, хороший мастер.
Прекрасно знающий предмет изображения , его пластику.
Его раненый бизон не совсем натурален, здесь нет уродливой искаженной болью злой и грубой морды.
Великолепное декоративное решения, многие современные рисовальщики позавидовали ему, в чем я совсем не сомневаюсь.
Гораздо позже, японцы скажут о живописи и рисунке, так, « Простое сходство вульгарно, но не сходство – обман».
Но как найти золотую середину?
А древний мастер нашел, чем восхитил даже зрителей наших дней.
Лично для меня этот художник, самый первый Леонардо да Винчи
из раннего Палеолита.
А его работа – это шедевр всех времен и народов.
Он был еще и ранний философ, его «Раненый Бизон» есть нечто «Прекрасное в своем роде».
О чем это я, а вот о чем – бизон - грубый злой бык, но его бык прекрасен.
Вот ,например, Жаба, создание мало приятное, но только истинный художник может увидеть, что бывают красивые жабы.
Они красивы по цвету или по рисунку на коже, назовем их «Царевна лягушка», а нашего бизона «Могучий бык».
Ведь все это написано, в Верхнем Палеолите, т.е. в глубоком и далеком Д.Н.Э.
Можно сказать его рукой водил Бог, но сам мастер не знал об этом.
Такое бывает, когда ты пишешь и не думаешь о славе или о том, как зрители воспримут созданный тобой образ.
"Но это твое, и только твое видение предмета, и лично тебя совсем не интересует, как воспримут другие", так он видимо и полагал.
Изображение не только контурное, но и объёмное.
Посмотрите, как выразителен крутой хребет бизона и все мышцы его массивного тела!
Сегодня его современники, возможно, еще не доросли до понимания, но время придет , и тогда они поймут его решение.
К слову сказать, художник не рисуют картину, а пишет, значит, он писатель, но без слов.
Его слова краски и образы.
Мы знаем, что первые тексты написаны символическими фигурами ( Крит, Египет, Майя).
Образами людей, животных и разных символов: волн, солнца, звезд и т.д.
Открытие пещеры Альтамира произвело переворот во взглядах на первобытное искусство.
А живопись из пещеры назвали ни много, ни мало «Сикстинская капелла».
Правда, переворот этот произошёл, что называется, "задним числом" и самому первооткрывателю лавров не принёс, что может служить очередным тревожным знаком для искателей прижизненной славы.
Что касается первобытного искусства, то к этому моменту его существование уже, в общем-то, не является сенсацией.
История с открытием "Сикстинской капеллы" доисторического искусства, как позже назовут живопись Альтамирской пещеры, овеяна романтическим ореолом, но и полна подлинного трагизма.
Крупный испанский землевладелец и любитель древностей Марселино Санс де Саутуола после того, как побывал в Париже на Всемирной выставке, где увидел орудия и украшения первобытного человека.
Он так этим проникся, что вспомнил рассказы своих слуг об одной пещере в горах и, взяв несколько уроков археологии, отправился на раскопки.
По легенде, внимание Саутуолы на рисунки красных быков, населивших свод пещеры, обратила внимания бывшая с ним шестилетняя дочь Мария 8 лет , на тот момент.
- "Торос, торос!", как закричала папе Мария, увидев на своде пещеры удивительные фигуры быков .
Дон Марселино де Саутуола был потрясен обнаруженными росписями.
Эти красавцы самым полным образом представлены в Альтамире.
В большинстве своем животные разрисованы охрой, древесным углем.
Некоторые же изображения были выгравированы.
Для того, чтобы их рассмотреть, посетители ложатся на пол.
Большинство фигур коричневого или же черного цветов, однако, в них можно обнаружить поразительные оттенки.
Художники первобытного общества искусным образом использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, что, в свою очередь, намного усиливало пластический эффект изображений.
После короткого периода заинтересованности открытием Саутуолы и даже поддержки со стороны археологов , наступила полоса неприятия и осмеяния.
До окончания, которого, испанский сеньор так и не дождался.
Он доживал свой век, в одиночестве.
Оговорённый, в подлоге и в безумии, преданный теми, кому так доверял.
Дело, по-видимому, в том, что рисунки Альтамиры оказались обоюдоострым оружием.
С одной стороны, палеолитические находки всё больше подтачивали позиции церкви и подвергали сомнению библейские воззрения о сотворении мира и человека.
В этом противостоянии религии и науки любая ошибка исследователей, любой подлог были бы использованы клерикалами с большим эффектом.
Но с другой стороны, Альтамирская роспись, это высочайшего класса монументальная живопись, в отличие от миниатюрных поделок с грубыми, приблизительными изображениями.
Получалось, что искусство развивалось по каким-то иным законам, чем материальная культура.
И думаю уже в такой древности (15-11 тыс. лет назад) достигало столь зрелых форм.
Так уж сложилось, что "Альтамирские быки" не могли устроить ни ту, ни другую сторону и были обречены на официальное игнорирование.
Вышли даже газеты с черно белыми фотографиями из пещеры Альтамира. Подпись к фотографии музейного экспоната гласит: "Пресса не верит в подлинность Альтамиры".
«Не верит-то - не верит», но вся первая полоса в газете отдана ей, как сенсация.
Датой официального признания учёными мужами наскальных рисунков и росписей ледниковой эпохи, включая живопись Альтамиры, считается 1 4 августа 1902 года.
Новые находки полностью подтвердили правоту Саутуолы, оставалось только признать ее существование.
Мне всегда хотелось увидеть пещеру и «Раненого бизона» в живую.
И появилась такая возможность, мы приехали с выставкой в Испанию.
Но по воле случая нам не повезло, пещеру закрыли для посещения.
Правда в Мадриде в Историческом музее есть копии из Альтамиры.
Стоит посмотреть, копии это лучше чем слайды и картинки.
Свидетельство о публикации №223061700788