Заметки современника о Джарских лезгинах
«Говоря о племенах, заселивших земли округа, мы рассказать о их материальном, нравственном и умственном состоянии; с этой стороны мы бы желали и дать ему возможно полное понятие об их образе жизни, привычках, понятиях и потребностях; кроме того, желаем обратить внимание читателя на прошедшее этих племён. Последнее желание наше мы хотели осуществить в самых широких размерах, но от одного желания, до самого его исполнения оказалось не близко. Насколько важно знание прошедшего какого-нибудь народа для разум наго понимания его настоящего и его характера. В этом, знает каждый мыслящи человек. Каждый, надеемся согласится, что знание настоящего какого-нибудь народа, без знания, его прошедшего немыслимо; что настоящее являет в себе лишь только результаты и последствия причин – других Фактов – более или менее сокрытых, более или менее отдалённых; что оно есть, так сказать, логической и строго последовательный вывод из прошедшего, пережитого. Если мы возьмём какую-нибудь отдельную личность, и пожелаем узнать почему она в данном случае поступала так, а не иначе; почему она к известному факту или понятию отнеслась так, а не иначе — то ответ на это должны искать только в прошедшем, пережитом ею, т. е. в тех сокрытых и нередко отдалённых причинах и побуждениях, на которых построена вся жизнь взятого субъекта физическая и нравственная.
Отсюда видно, что для разумного понимания и правдивой оценки познакомить с ними читателя и пологам факты велико оно метафизического характера, образа действий и положения взятой личности, необходимо знать ее в её прошлом, со всеми обстоятельствами, наложившими, свой отпечаток на неё. Признав в настоящем необходимость ознакомления с прошедшим, мы нашли необходимым заглянуть в прошлую жизнь наших туземцев: при этом мы увидели возможность для более близкого ознакомления, из племён, населивших округ, выбрать только одно. Выбор этот если не господствующее теперь de facto — то по крайней мере господствовавшее прежде и ею хранившее до сих пор, в силу своего прежнего авторитета, моральное превосходство над своими соседями; и мы выбрали джарских лезгин; монголов и грузин мы оставили в этом отношении в стороне. Для того чтобы настоящее положение и потребности джарских лезгин, их характер, их образ мыслей, направление их нравственного и умственного развития, их коллективный индивидуальные особенности, необходимо было заглянуть в прошедшее лезгин.
Для этого понадобилось бы собрать все исторические памятники лезгин, их мифы, поэзию и предания — сказочные и действительные, их песни поговорки и притчи, их предрассудки, обычаи и об ряды и все то, что легло в основание их быта, но выполнима была такая задача? При настоящих обстоятельствах нет – изучить все это нет никакой возможности. — Где искать источники? Разве только рассказы из уст рассказчика переносить прямо на бумагу, не ручаясь за их верность? Письменности лезгины не имеют. Если и говорить, что одним из следствий изобретения письма, было то, что память человека отчасти пострадала в своей силы, то в настоящем случае укор этот решительно не у места — ни письменности, ни памяти.
Мы не знаем, много ли есть у лезгин вообще исторических рукописей, но знаем почти на верно, что у джарских лезгин есть только одна, написанная на арабском языке. При таком отсутствии письменности задача еще более усложняется, изустные рассказы добываются с великим трудом, замкнутость и молчаливость, в следствие недоверия, может быть, — самые резкие черты в характере лезгин, и поэт не мог придумать им лучшего эпитета как «Задумчивый»; лезгины очень неохотно делятся своими воспоминаниями, и ежели бы не боясь утомить внимание читателя, мы могли бы рассказать очень много курьёзов, случавшихся с нами за время ознакомления нашего с лезгинами. Кроме того, джарские лезги отдельная часть от целого лезгинского народа, и исследовать их отдаленное прошлое, значить коснуться с этой стороны целого лезгинского народа. Это последнее, может быть, было бы лишь отчасти возможно, если бы мы имели перед собою весь народ со всеми его памятниками: изустными, письменными и монументальными. Но мы могли иметь дело только с джарскими лезгинами, с оторванной частью целого; следовательно, с сферой, которая могла дать весьма малое количество материалов, даже, владея которыми, было бы невозможно изучить прошедшее целого лезгинского народа.
Поэтому мы, согласуясь с средствами, можем и хотим ближе ознакомить читателя с прошлым только джарских лезгин, и то большей частью только со времени, как они вышли из гор, отделились от горских лезгин и поселились в долине Алазани…
Наконец в самом конце XYII века, лезгины в соединении с Илисуйским ханом при грузинском царе Константине, ознаменовавшем себя множеством злодейств в кругу своей семьи, взяли перевесь…».
Автор: ‘Али Албанви
Литература
1. Кавказский календарь на 1866 год, изданный при Главном Управлении Наместника Кавказского. XXI год. Тифлис. 1865. С. 14–16; 17. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34M9Yw, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.06.2023). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №223061700793