Певица Юта Я - мобилизованная

В Североморске с концертами побывала певица Юта, в День города она выступила на площади Сафонова, а на следующий день – в Военно-морском клиническом госпитале. Юта (от Анюта) – внучка кадрового офицера, более 20 лет на сцене. Придерживается музыкального стиля, которому не хочет давать определения – это что-то типа рока, переходящего в поп, с элементами авторской песни.
 
Где Юта познакомилась с главой нашего муниципалитета Олегом Прасовым, как появился дуэт с Владимиром Шахриным  («Чайф»), нужны ли команде Юты на гастролях пятизвездочные отели с устрицами, почему ее новый альбом называется «Струна», в чем разница в выступлении перед военнослужащими и мобилизованными? Обо всем этом и многом другом в полноформатном интервью Юты «Североморке».
 
Музыка

- Юта, Североморск стал первым городом вашего нового тура «За жизнь». Почему вы выбрали такое название?

- Это название моей песни, которую я сначала сделала сольно, а спустя несколько месяцев записала с ансамблем песни и пляски Западного военного округа (хор, оркестр). В итоге получилась именно та версия, которая изначально играла в моей голове. Вдохновил на такой ход ансамбль имени Александрова, в исполнении которого я услышала песню «Вставай, страна огромная». Это произвело очень сильное впечатление. Лучшее название для тура, чем «За жизнь» подобрать сложно. Это суть того, что мы делаем, что делает наша армия, каждый, вносящий свой вклад в победу.
 
- В какие города еще поедете, насколько притязательна ваша команда?

- В списке 72 города, тур, конечно, не будет проходить нон-стоп, будем заезжать в Москву. На май уже запланированы Курск, Калуга, Брянск, Тула, Новомосковск и далее, по списку. Команда наша состоит из шести человек. Пятизвездочные отели с устрицами нам не нужны. А вот хороший зал и хорошее оборудование необходимы. Требуется зал, приспособленный для живых концертов с соответствующей акустикой. Скажем, филармония подойдет.
 
- Вас можно назвать патриотической певицей?

- Мне не очень нравится стереотип «патриотическая песня». Мол, это обязательно должно быть о подвигах, героях, и тому подобное. В моем представлении это песня о любви к родине. Самый яркий пример патриотической песни для меня Владимир Высоцкий, у него чуть ли не каждая песня такая, вызывающая гордость за свое Отечество. И когда я пою о своей семье или о хлебнувших горя во время войны стариках, во мне рождается чувство благодарности, с которой, на мой взгляд, и начинается любовь к родине.

- Ваш новый альбом называется «Струна». Почему такое название и что объединяет все его песни?

- Часть песен написаны в 2016-18 годах, часть – совершенно новые. Альбом объединяет  концепция звука, выраженная в живой эстетике, в нем нет синтезаторов, семплов. Такое звучание помогает раскрыть смысл слов. Не могу представить себе песню о любви к родине в ультрасовременном прогрессивном звучании. Если кому-то удастся такое, то просто сниму шляпу.
 
- А под фонограмму не поете?

- Записанные в студии живые инструменты – это тоже фонограмма. Если я, скажем, приезжаю в какую-то войсковую часть, куда невозможно взять музыкантов, то использую минусовку, которую они записали в студии. И это живой звук. А сейчас мы вообще приходим к тому, что для военных лучше просто в одиночку спеть под гитару.
   
- Припомните историю появления дуэтов с Шахриным (песня «Ждали») и Галаниным («Дверь на замке»).

- Это было 5 января 2004 года. Праздники уже отгуляли, состояние немножко грустное, в такой атмосфере и появляется песня «Ждали». Я стала думать, с кем бы ее спеть дуэтом, потому что она подразумевает диалог. Позвонила Владимиру Шахрину, говорю, мол, есть песня. А он, хорошо, завтра я буду в Москве, у меня концерт, приноси. Мы записали демо-версию, передали ему. Через три часа он перезвонил, говорит, клевая песня, давай запишем. На следующий день сели в студии и записали.

Песню «Дверь на замке» написал Сергей Галанин совместно с поэтом Александром Гутиным. Дал послушать, мне понравилось, предложил записать дуэт. Назавтра записали, на концертах «СерьГи» неоднократно исполняли ее вместе.
 
- В каком музыкальном стиле вам было бы интересно себя попробовать?

- Я пишу песни так, как они звучат в моей голове. Причем, звучат уже с аранжировкой. Работая затем в студии, решаю задачу – приблизить звучание, которое создается музыкантами к тому эталону, что звучит в моей голове. Иногда музыканты могут предложить совершенно иное решение, чем то, которое предлагаю я, и оно может быть лучше. То есть, бывает по-разному, это творчество. А каким стилем это назовут музыкальные критики, мне все равно.

- Есть кто-то, кого бы вы могли назвать ориентиром в профессиональном плане?

- Мне очень нравится, как работает на концертах исполнительница народных песен Марина Девятова. И с точки зрения вокала, и с точки зрения драматургии, которую она выстраивает, и с точки зрения душевного тепла, которое она дарит, идеологии, которую она несет на концертах. Она не кричит со сцены лозунгов, но это настоящая патриотическая музыка, она несет слово, продвигает русскую народную песню, и на ее концертах всегда аншлаги.

Нравится также певец Паскаль (Павел Титов). Мы с ним неоднократно пересекались в войсковых частях, в Луганске. Уровень музыкального исполнительства, профессионализма, душевного тепла, искренности восхищает. Это то, что резонирует с моим внутренним ощущением.

Патриотизм

- Вы были в Сирии семь раз, где в одной из поездок познакомились с главой ЗАТО Североморск Олегом Прасовым.

- Для меня вопрос, решиться отправиться туда или нет, не стоял, мы получили предложение, сразу же сели в самолет и полетели. Но вы знаете, не каждый готов туда поехать. Само по себе это уже поступок. А люди, которые там знакомятся, оказываются в кругу близких друзей, объединенных одной идеей. Образуется социальная группа по интересам. Так и случилось наше знакомство и дружба с Олегом.
 
- Наиболее сильные впечатления от Сирии?

- Мы побывали в Алеппо, Дамаске, на базе в Тартусе, где все артисты выступают. Самое сильное впечатление произвел стоящий в руинах пригород  Дейр-эз-Зора, который был превращен в самый настоящий Сталинград. Побывали в Пальмире, где побегали в каске и бронике. Познакомились там с одним военным, который нас сопровождал, организовывал концерт. Потом, спустя много лет, мы прилетели однажды с концертом в Херсонскую область, каково же было наше удивление, когда именно он нас там встречал.

Запомнились эпизоды общения с бойцами, они как бы незначительные, но очень человечные. Например, я давала сольный концерт на брошенной американцами базе в Метрасе. На КАМАЗе была сделана импровизированная сцена, при этом было очень холодно, градусов шесть. Я прилично подмерзла, раздавала после концерта автографы, подошел боец, снял свои перчатки и подарил мне. Это было очень трогательно, я храню их до сих пор.

- Вы одной из первых побывали в Донбассе, еще в 2015 году. Как так получилось?

- Я сразу же хотела туда поехать, когда это все только началось. Поэтому, как только представилась такая возможность, так мы тотчас и отправились. В последнее время я вижу некую разницу в выступлениях перед кадровыми военными и мобилизованными. Военным хочется отвлечься, вспомнить о доме, посмотреть на красивую певицу, они ждут тепла и радости. А вот грузиться серьезным материалом с глубоким смыслом им не хочется. Такие песни лучше идут на гражданскую аудиторию.

У мобилизованных несколько иное настроение. Они оказались в тренировочном лагере волею судьбы, это не их выбор, они не собирались брать в руки оружие. Для них это серьезный стресс, переломный момент, конец прежней жизни. Им хочется испытать определенное воодушевление. Поэтому им такие серьезные патриотические песни лучше заходят.

- А вы себя не чувствуете в определенном смысле мобилизованной?

- Хороший вопрос. Пожалуй, да. Особенно когда поступила на службу в Центральный академический театр Российской армии в 2020 году.

- Вы вошли в состав худсовета при Минобороны. Какие там решаете задачи?

- Следить за уровнем культуры в Вооруженных силах, развивать творческие коллективы из структуры Минобороны, продвигать нужные инициативы. Но не только это, я получаю много писем из военных образовательных учреждений с просьбой дать минусовку на ту или иную песню. Вот, к примеру, в Московском суворовском училище есть ансамбль «Фуражка», которому я передала две своих песни, с одной из которых он уже победил на конкурсе. Минусовками я делюсь легко, более того, горжусь этим, для меня это честь.

- Какое впечатление произвел на вас Североморск?

- Что такое город? Это люди. Северные люди, как правило, лишнего не говорят, если улыбаются, то это искренняя улыбка. А доброта подкупает, я как будто к себе домой приехала, у меня на родине в Екатеринбурге похожая атмосфера.
   
- Какая особенность выступлений в госпитале?

- Мы дали очень много концертов в госпиталях. Помню самый первый, непростой, который был сразу после начала СВО. Многие недавно вернулись из зоны боевых действий, потеряли своих товарищей. Настроение невеселое. Чтобы бойцы тебе начали доверять, нужно душу на изнанку вывернуть. А без этого не имеет смысла приезжать в госпиталь. Нужно приободрить, пожелать удачи, ведь ты пришел души немножко успокоить, полечить.
 
Пройти по палатам с гитарой тоже непросто. Ты проходишь несколько палат, и все музыканты начинают рыдать – ребята лежат без рук, без ног, все в бинтах. И еще улыбаются, потому что живы остались. Постепенно не то, чтобы привыкаешь к этому, во всяком случае, понимаешь, что от тебя требуется. Громкие, заводные песни в госпитале неуместны.

- Как человек, работающий со словом, что вы думаете насчет закона о языке, замене заимствований? Как избежать перекоса?

- Баланс нужно искать внутри себя. Язык – это культурный код, мы с него начинаемся. Ведь мы ухаживаем за своим телом, квартирой, городом, также нужно и смотреть за своим языком, следить за тем, что ты говоришь. Поэтому я закон поддерживаю. Если у меня, к примеру, в интервью возникает желание сказать «деструктивный контент», то я включаюсь и ищу замену на русском языке. То же самое в текстах песен.

- Какие стихи вам нравятся и почему?

- Любимым поэтом уже долгое время остается Борис Рыжий. Это наш свердловский гениальный автор. Он ушел рано, в 26 лет. Может быть, что-то мистическое меня с ним связывает. Возможно, городской автобус, который ходил в прежние годы из центра города в пос. Елизавет. Где-то в интервью я прочла, что он, как и я часто ездил этим автобусом.
 
Мне нравятся стихи, когда они льются, летят, когда в них есть какая-то музыка. Есть стихи, написанные от мозга, но они зачастую не трогают. А есть простые, но пробирающие до мурашек. В общем, это трудно объяснить, это волшебство.

Семья

- Какие качества цените в мужчинах?

- Ничего нового я вам не скажу. Каждая женщина ищет в мужчине надежность и доброе сердце. Я, конечно, не провидец, но, как правило, нескольких секунд достаточно, чтобы понять человека, почувствовать, кто перед тобой.

- Вы часто находитесь в разъездах, при этом у вас трое детей. Как строите отношения со своими близкими? Не скрываете от них поездки в горячие точки?

- Нет, не скрываю. Раньше дети реагировали менее болезненно, поскольку не понимали, куда я еду. Сейчас подросли и стали больше переживать. Каждый раз с опаской спрашивают, куда я отправляюсь, безопасно ли это? Поэтому в поездках мы соблюдаем предельную осторожность, в пекло не суемся. Семья на первом месте. Мне в жизни очень сильно помогают мама и няня.

- Юта, расскажите о детях, чем они увлекаются?

- Старший сын Анатолий подумывает о профессии журналиста. Он журналист потомственный, чувствует некую преемственность. Его отец был журналистом, продюсером и создателем сериала «Солдаты», а также вел культовую в свое время программу для подростков «До 16 и старше». Дочери Екатерина и Мария. Одна пока не определилась, ей просто нравится математика, а другая хочет быть ветеринаром. У нас дома живут рыбки, кошка, черепаха и бананоед реснитчатый – ящерица такая.


Рецензии