пять евро и белый мерседес

 ПЯТЬ ЕВРО И БЕЛЫЙ МЕРСЕДЕС

   На следующий день история повторилась. Постояльцы бунгало теперь меня принимали почти за своего и больше не хихикали, когда легко встал на воду.  На воде – самое не приятное это столкнуться с таким же неофитом, как ты сам – можно запутаться кайтами. Впрочем опытных видно издалека по золотистым, выгоревшим на солнце гривам, да они и сами лихо выкручиваются из под самого змея. Рядом каталась и Милица, не давая мне далеко оторваться от берега. На поворотах – честное слово! – почти каждый раз купался.  Но когда пару раз это всё же удалось развернуться на ходу – радости – нет предела!
   Но хоть и в этот раз тоже опять крепко попил воды   - главное! -Не улетел с кайтом а Албанию, и в конце смог развернуться и благополучно сам добрался до бунгало. Мало того в этот раз не отказался ни от «кафы», но это скорее от куражу нежели от желания.    
Но сегодня мы уже о другом.
   И так, напившись морской воды, и залив ее чашечкой кофе,  вполне удовлетворенный своим первым успехом в кайт-сёрфе, я направился в сторону дома. А так как я был без машины - еще предстояла довольно непростая задача - сначала добраться от кайт-пляжа до Ульциня. От Ульциня  до Бара осенью хоть и не часто, но автобусы всё-же ездят, но до автобуса добрых километров десять пешком. Остается ловить машину. Конечно летом с этим проблем не бывает, особенно если вы молодая девушка. Но на девушку я как-то совсем не похож.
  Кстати сентябрь в Черногории совершенно сказочный месяц. В начале сентября могут пролиться пару дождей, но они не успевают охладить море, оно будет теплое почти до ноября. Но вот машин в это время на дорогах уже почти нет, да и на десяти-колометровой песочной полосе «Великой  плажи» – теперь полный простор. От  линии берега  до дороги, что бежит параллельно,  – совсем недалеко, минут десять ходьбы.
  На дороге меня ждет совсем не  приятное открытие – порывшись в рюкзаке я быстро понял, что забыл дома бумажник. Смотрю по карманам и нахожу 5 евро одной купюрой. До дома за такие деньжища, явно не добраться. Туристов, которые вас часто могут прихватить по пути бесплатно - уже нет,  а с таксистами я уже хорошо знаком.
  Пока нет попутки - открою несколько маленьких секретов. Если вы останавливаете такси, водитель иногда спрашивает:
   - Uklju;im broja;, ili tako smo dogovorimo? 
( Что  такое брояч я уже знал – это счетчик,  а остальной текст я умышленно не перевожу,  потому как с одной стороны корни наших языков очень схожи (мне очень нравится сербское слово – сличны), а с другой стороны, чтоб вы острее смогли оценить ситуацию. А язык я  к этому времени знал не более тех, кто успел сюда перебраться на волне ажиотажных продаж недвижимости в Черногории.)
  Тут не теряйтесь и сразу называйте свою цену, от Бара до Ульциня можно  добраться  как раз за 5-6 евро. Если скажете – Три! – водителя это может обидеть и он скажет:
   – Десять!
  Если скажете:
   – Четыре! – он добавит еще один евро и  тут-же соглашайтесь. Но если скажете:
   – Пять! - он все равно добавит один евро, и вам придется согласиться. Ну а если скажете – Шесть!, то поедете за семь, и так далее. А если согласитесь на «брояч» – то окончательную сумму рассчитать сложно. Счетчики в наших краях какие-то странные,  и от Бара до Ульциня вы прокатитесь где-то за  двадцать, а обратно на той же машине с тем же счетчиком может получиться и  до тридцати евро. Но вот зато если вы едете из Подгорицы в Бар - всегда выйдет одна и та же сумма 70 евро. Но и водители там все как на подбор – высокие, стройные, интересные черногорцы, при костюме и галстуке, в белых рубашках, и машины у них всегда чистенькие – без единой пылинки! И ехать с ними очень приятно.
  Летом же в наших краях вас скорее всего подхватит отдыхающий турист, а зимой – строитель, который непременно вам предложит купить участок или дом, или что-нибудь построить. Но здесь  торопиться не следует! Однажды посмотрев один такой участок, который мне весьма понравился, я уже на следующий день узнал от соседей, что настоящий владелец уже десять лет как в Австрии и за это время на  своем участке еще ни разу не появлялся и вполне возможно, что участок уже продан.! 
   Между тем попуток так и нет, и я пока продолжу начатую тему.
   Либо еще вариант. По Черногории, по крайней мере в наших краях,  часто можно встретить на дороге очень старенькие мерсы со значком такси, но не снаружи, как положено, а внутри на торпеде. Однажды я на таком проехался. Водителем оказался дородный албанец с очень узким лбом и в громадных черных очках, скрывавших добрую половину, как мне показалось,  совсем не доброго лица.  От Бара до Утехи сговорились за три евро. Но когда вошел внутрь машины – было не пожалел. Интерьер этого мерседеса мне почему-то напомнил один из бункеров компьютерной игры Fallaut. Когда-то кожаные сидения от времени благополучно протерлись до войлока, а кое где и до пружин. Обшивка боковых дверей, пола и спинок сидений, отвалились по ветхости и похоже  уже давно. Крепко прокопченный потолок,  весь измазанный масляными пальцами, наверняка  не первый год служил водителю дополнительной ветошью.
  Мы тронулись с места и кардан уверенно застучал по заднему мосту и одновременно по кузову. На мой испуганный взгляд водитель ответил добродушной улыбкой:
  - Sve u redu!
((всё в порядке)
   На третьей скорости грохот заменился надрывным, но равномерным воем, которой уже не вызывал во мне никакого чувства, связанного с опасностью. В машине бело еще два пассажира - под стать водителю. Если в машине уже есть пассажиры, то ваша поездка окажется гораздо дешевле. (но смотря какие попадутся попутчики – промелькнуло в голове). Как я услышал из разговора - один из пассажиров был тоже албанец, а второй - боснийский серб. О чем был разговор на албанском, я естественно совершенно не понял (пока знаю только здрасте-досвидания, но уже пора бы и подучить), а на на сербском обсуждалась сделка покупки машины без регистрации, (но об этом как-нибудь потом) . Когда по пути следования появлялся дежурный патруль, водитель проворно убирал таксёрский фонарик под торпеду. Еду, слушаю, а сам немножко всё же волнуюсь. И водитель странный, да и попутчики не простые... Но к моему облегчению оба  странных пассажира вскоре вышли. Чтоб яснее себе представить намерения водителя на мой счет, пытаюсь его разговорить:
  - Za;to sakriva; ovu taksersku oznasku?  Ne ma; dozvolu?
(зачем прячешь таксёрский знак? Нет разрешения?)
  На лице водителя появляется все та же добродушная улыбка:
  - Ima-ima! Ja sam ima ;etiredeset godina voza;kog iskustva, sad sam penzioner, novog kola nema – ovai mersedes je mnogo stari.
  - Koliko godina ?
  - Nikog nema ko bio to zna! Ja sam vozim sa ovim kolom trideset pet godina. Kada cam ga kupio – sigurno ne znao! Ale dobro vozi, jo; ni;ta ne pokvario. Motor i danas dan je dobar. ;ta bilo ne potrebno – sam otbacao! - A samo brave jo; u redu - водитель махнул рукой в сторону раздетых дверей.
  -!
(-Есть-есть! У меня сорок лет водительского опыта, сейчас я пенсионер, новой машины нет, и этот мерседесс очень старый.
- Сколько ему лет?
(- Никого нет, кто бы это знал!  У меня эта машина уже тридцать пять лет. А и когда покупал – точно не знал!Хорошо ездит – еще ничего не сломалось. Мотор и сегодня хороший. Что было не нужно – сам выкинул! А сами двери еще целые)
 Двери, они действительно на месте. Приглядевшись повнимательнее я вдруг заметил, что вместе с обшивкой были "отбацаны" и стекла почти на всех дверях, вместе со всем стекло-подъемным механизмом.
  Когда мы уже подъезжали к дому  водитель попросил у меня телефон - позвонить. Меня это сильно насторожило, и  я вежливо отказал, сославшись но то,  что телефон забыл дома. Тогда он попросился ко мне домой – опять таки позвонить. По спине пробежались мурашки. Пришлось и тут слукавить, - что еду, мол к друзьям, и будет неудобно. Водитель немного посмурнел, но когда я заплатил ему обещанные 3 евро, на его лицо вернулась всё та же добродушная улыбка. Но вышел я на всякий случай, не возле дома а у магазина. Так как-то поспокойнее.

  Но цену, по-любому, обговаривайте заранее, чтоб не попасть в не приятную ситуацию. Однажды, на вопрос про «брояч, или тако смо договоримо» ответил,  -«Тако смо договоримо» - расчитывая на теже пять евро от Бара до Утехи. Но водитель попросил пятнадцать! Спорить было уже поздно. А по счетчику можно было и за десять!
  Это были мысли в слух и предшествующий опыт.
  Но вернемся на дорогу, где я похоже на этот раз застрял. И так, думаю, за те же три евро доберусь до Ульциня, а там  за полтора - на автобусе до дома. Но не тут-то было. Пять евро одной бумажкой менять ни кто не будет. Таксистов в сентябре здесь уже почти нет, строителям  в Ада Баяне делать нечего, а нудисты  уже  все разъехались. Могу  рассчитывать только на клиентов рыбьих ресторанов с Бояны, но эта публика попутчиков как правило,  не замечает. (опять таки если вы не молоденькая девушка). Да и машин то в общем-то просто нет!
    Важи, важи, пойду пешком до Ульциня, правда это почти десять километров, но думаю,  как раз к закату и доберусь. Изредка оглядываясь, иду пешком. Машины проезжают, но очень редко. Иду долго и не торопясь.  Немножко устал. Чувствую как вся морская вода теперь уже стала моей кровью и очень  просит добавить пресной. Решил тормозить всех подряд, тем более, что добрых пять километров уже благополучно преодолел. Очень редкие «крутые тачки» пролетают со свистом, - дорога прямая – есть где разогнаться, а других машин как-то и вовсе нет. 
  Тут вижу - вдалеке появляется весьма неторопливый белый, похоже старенький, мерседес. Ну думаю – кажется свезло, - как раз на таких подрабатывают частники. Но по мере приближения мерседеса во мне нарастает удивление. Таких лохматых мерседесов, припомнив и албанца,  я еще в жизни не видывал. Ехал он ка-то не прямо, а немножко по трапеции,  правое переднее колесо равномерно и шутливо подпрыгивало, передние крылья  постукивали по корпусу, в такт с колесом,  половинка переднего бампера была кое как примотана к радиатору ржавой проволокой ( второй половинки не было вообще), а в место фар болтались чуть ли не домашние лампочки. Но моя поднятая рука не дрогнула. Мерседес, как раненый лебедь, помахивая  передними правым крылом останавливается напротив, прямо посреди дороги.. За рулем сидит такой же немолодой цыган и радостно мне улыбается беззубой улыбкой в полный рот. Каким-то незнакомым мне самому голосом выдавливаю из себя:
  - Uzjmi za dva evra do Uljcinja.
(- Извините – за два евра – можно до Ульциня?)
  -Va-a’a;i! – цыган распахнул передо мной дверцу пассажира , приглашая внутрь. Только тут я увидел_ что весь мерседес был чуть не доверху завален автомобильными запчастями. Заднего сиденья не было вообще, и запчасти лежали горой до самого багажника. Чего здесь только не было. Стартеры, карданные валы, полуоси, вентиляторы, печки, радиаторы, клапана и распределительные валы, тормозные колодки, подшипники, фильтры и аккумуляторы. А там где я должен был поставить ноги – лежали тормозные цилиндры, пружины и щедро-потекшие амортизаторы. Чтоб не попасть в лужу веретенки я, вопросительно посмотрев на цыгана, и  задрал ноги на сиденье. А себя успокаиваю – вобще-то  свезло, теперь как раз точно хватит на всю дорогу.
  - Ni;ta-ni;ta! – (ничего -ничего)  хихикнул цыган, я хлопнул дверцей, она на удивление закрылась, и мы тяжело тронулись с места. Не торопясь набрав крейсерскую скорость мы покатили по ровной, прямой дороге в сторону Ульциня. У цыгана были очаровательные громадные усы и торчащие,  как у старого китайца брови. Я попытался на взгляд определить его возраст, но мне это оказалось не под силу. Ему могло быть и все пятьдесят, но я бы не удивился если и тридцать. Местами, его крепко-загоревшее и основательно высохшее на солнце тело «украшали» татуировки. На левом  предплечье у него была изображена какая-то странная руна. У меня возникло искушение спросить - что это значит, но тут цыган почему-то заволновался и начал сигналить впереди идущей машине.  Впереди совсем неторопливо ехал новенький, большой,  белоснежный фольксваген седан с будванским номером. За рулем похоже был отец семейства, которой показывал своей жене и чадам местные достопримечательности. Потому они и ехали так медленно.
  - Ne brini, ovaj  ni;ta ne ;uri – говорю цигану.
(-Не волнуйся, этот никуда не торопится)
  - Zato ja sam ;urim! –
(-зато я тороплюсь»)  - Буркнул рунический цыган, прибавил газу и пошел на обгон.  Ну думаю интересно, как этa груженая телега сейчас пойдет на обгон. И действительно, по мере того как мотор набирал обороты скорость похоже только падала, а из трубы повалил черный дым. С таким грузом разгоняться надо очень медленно. Цыган это тоже понял, немного убрал обороты и мы потихоньку начали набирать скорость. Но по мере того как мы набирали скорость, ее увеличивал и впереди идущий седан, тем более, что у него это получалось само собой. Какое-то время мы ехали рядом и водитель седана похоже таким образом развлекался, потому как его дети весело смеялись глядя в нашу сторону. Пока встречных машин не было - цыган упорно продолжал борьбу. Но когда впереди показалась какая-то встречная машина седан легко рванул вперед, оставив цыгану место для маневра на свою полосу.
  - Ludak! Magarac!  - (Дурак, Осел!) - ругался цыган, но упорно давил гашетку и от седана старался не отставать.
Дорога опять оказалась свободна и мы зашли  на очередную  попытку на обгон.
Водителя седана это весьма забавляло, а его детей и жену это крепко развеселило.
   Так мы незаметно въехали в город и остановились на красном светофоре,  как раз за нашим беленьким фольксвагеном. Зажегся зеленый огонек светофора и цыган нервно подергал педалью газа. Но седан совсем не торопился выехать на перекресток, так как впереди большущий фургон с прицепом заканчивал левый поворот. Фургон ярко сиял на солнце  хромированной сталью, и был расписан множеством красочных надписей. Цыган на время забыл про седан и любовался сказочным фургоном провожая его восторженным взглядом. В это время хвост фургона освободил проезжую часть и седан медленно тронулся вперед. Цыган одним глазом глядя на фургон , а другим на седан – тоже тронулся с места.  Но тут за прицепом фургона показалась еще одна машина, водитель которой не мог из-за прицепа видеть светофор и поэтому заканчивал маневр уже по красному свету. Седан плавно притормозил. Но мой цыган так увлекся сияющим фургоном, что уже не видел, что происходит впереди. Я заорал:
   - ТОРМОЗИ!!!
   Но было слишком поздно. Цыган,  увидев, неминуемо приближающийся бампер седана со всей силы ударил ногой по педали тормоза. Мерседес от резкого торможения резво прыгнул на задний бампер седана и остановился. Все железо лежавшее в кузове мерседеса, благодаря неумолимым законам физики продолжая равномерное поступательное движение обрушилось ни спинки наших кресел и это добавило старичку дополнительной инерции, - мерседес прыгнул вперед и еще раз смачно клюнул белый бампер. В следующую секунду из седана в шоке вылетает  водитель, - молодой и славный папашка.  Затем неторопливо выбирается из мерседеса и мой рунический цыган.  Мне в мерседесе тоже больше нечего делать, и я не без труда выбираюсь из плена металлолома, - в масло я все-таки вляпался по самое колено!
  Водитель седана растерянно осматривает бампер. Жена и дети хозяина седана сидят в салоне, тихо, как мышки.  А снаружи, на заднице седана аккуратная черная дыра, как раз от клыка половинки мерсовского бампера примотанного ржавой проволокой к радиатору. Молодой папаша разводит руки в стороны и вопросительно смотрит на рунического цыгана. Цыган шевеля громадными усами,  внимательно осматривает свой мерседес и важно заявляет:
  - А me ni je ni;ta!
(-А мне и ничего!)
 Молодой папаша приседая и размахивая руками начинает чуть не плача на разные лады причитать:
  - Nemu ni;ta! Nemu ni;ta!  Nemu ni;ta!  Nemu ni-i;ta-a-a-a!
  - Ti ;udo! Gledaj na moj bamper! Meni ni;ta?! Moja nova kola, jo; nema meseca dana!
  (- Ты Чудо! Смотри на мой бампер!  Мне ничего!?  Моя новая машина, нет еще и месяца!)
  Цыган растеряно шевеля усами, разводит руками:
  - Za;to naglo prekinuo vo;nju? 
( - А зачем так резко тормозил?)
  - А ti si ni;ta ne video?! А me ni;ta!
(-А ты сам, что? Ничего не видел?)
    Цыган внимательно осматривает аккуратную дыру в белом бампере седана и делает  заключение как заправский  эксперт :
  - Ni;ta!  Nje stra;no, mo;e; da sigurno vozi;!
(- А и ничего! Не страшно, можешь спокойно ездить!)
  - Nje stra;no?! Ti si Stra;ilo! Mе nje ni;ta!
(- Не страшно?!  Ты чудовище! Мне ничего!)
 Цыган опять осматривает передок своего «лебедя» и разводит руками:
  - ;ta da radim? Do tebe nema pretensji!
(- Что делать? У меня к тебе нет претензий!)
  Молодой папаша подпрыгивает в изумлении:
  _- Kod nega nema  pretensji!? Katastrofa! Daj me pare, ;udo!
(- У него нет претензий!? Катастрофа! Дай мне деньги, Чудо!)
Молодая из машины подсказывает мужу:
  - Zovi policju!
Папаша хватается за голову:
  - ;ta s nim mo;e da radi policja!? Da li ni si zdrava?  А ti si Stra;ilo, daj me pare!
(- Что с ним может сделать полиция? Ты в своём уме?  А ты Страшилище дай мне деньги.!)
Цыган невозмутимо достает из кармана  лохматый и крепко промасленный кошелек и вывернув его наизнанку протягивает водителю седана:
  - Uzmi sve!!!
(-Возьми всё!)
 В кошельке одиноко виднеется прочно прилепленная к нему салидолом,  5-евровая бумажка.
  Водитель седана уже в голос  стонет:
  -Ka-a-a-ta-a-stro-o-fa! – и безнадежно махнув рукой, садится в свой новенький, но уже дырявый седан, и уезжает.
Тут и я  возвращаюсь в свою ситуацию.
Просить у цыгана сдачу с пяти евро пожалуй будет неуместно. Но и уходить не расплатившись, тоже неудобно. Вздохнув, отдаю ему свои пять евро, 
- Возьми всё!!! 
  Цыган   их гордо приклеивает в свой просаленный бумажник к своей пятерке. Благодарю за доставку и ухожу. За спиной слышу как цыган удовлетворенно хлопает дверцей и сразу за этим раздается звук падающей жестянки. Бампер! Вот тебе и ништа! Подумал я, но оглядываться уже не стал.
  У меня теперь своя головная боль – как мне добраться до дома.   Конечно можно было дойти и пешком, но эта мысль мне показалась настолько слабая, что я ее отбросил так далеко, что больше к ней и не возвращался. По пороге решил все же заглянуть на ульцинскую автостанцию. Думаю дай-ка попробую уговорить водителя автобуса отвезти меня бесплатно, а потом как-нибудь при случае расплачусь.
   У входа на автовокзал продавалась печеная на углях кукуруза. Как только я почуял ее запах, как безумно ее захотел. Но так как мои 5 евро надежно замаслены в цыганском кошельке, пришлось и эту мысль отогнать прочь. С автобусом повезло - ровно через пятнадцать минут. Но на выходе на перрон  меня ждала еще одна незадача  - оказалось, что туда пускают только по билетам. Я почесал затылок и еще больше захотел кукурузы...
   Ловить автобус на выезде и ничего не заплатить водителю? Нет. Уж лучше пешком. Я поплелся к выходу. Весь вокзал ел печеную на углях кукурузу! А тут еще запах буреков и чевапчичей!...
   И тут я вспомнил, что на всякий случай взял с собой два яблока! Вот он этот случай и приключился. Все не так уж плохо. Конечно яблоко это вовсе не кукуруза...
  Расстегнув рюкзак я запустил руку на самое дно. Но то что я там нащупал- мгновенно привело меня в радостный шок! Это был мой кошелек!
  А уже через пятнадцать минут я воодушевленно наблюдал за окном  автобуса невысокие, поросшие густым непроходимым лесом горы, живописные четырехскатные  черепичные крыши албанских домиков, и ел кукурузу. Я всегда говорю: - безвыходных положений нет!


Рецензии