Волшебный Плес и Левитан
этюд "Саввинская слобода"
1884 г.
Дыхание Бога, оно в твоей душе.
Прислушайся к ней.
Скоро Осень.
И Она придет, принося с собой запахи и ароматы сада,ягод, цветов и вкусных фруктов.
Ароматы любимых груш и слив, шершавого крыжовника, и они такие- же, как и раньше,в детстве.
А еще ими можно любоваться и даже изобразить в натюрморте.
Натюрморт, но какой он « Морт» это будет позже,а сейчас он свежий и даже очень «Вита».
Слово «Натюрвита» (живая жизнь) звучит конечно странно, зато справедливо на сегодня.
Как то раз, после сытного обеда, мы с Костяном и его сестрой отдыхали в саду под навесом.
День был жаркий, гулять по жаре?
Нет уж.
Тогда я поставил на стуле в саду натюрморт из груш, яблок и слив.
Все свежее из нашего сада.
Стул стоял на солнце и немного в тени, смотрелось интересно.
Разглядывая созданный натюрморт я сказал вслух, автоматически , « чего то явно не хватает, скучновато.»
Я смотрел на натюрморт и думал что добавить.
А Костян, увидев мою растерянность, спросил « Проблема?»
Да, пустовато и скучно».
А что нужно ? не унимался Костян.
« могу поискать дома».
Думаю нужно добавить тарелку или чашку.
«Пойдем, выберешь »,-предложил Костя.
На кухне у Кости я к своему великому удивлению, увидел блюдце в стиле Агитфарфор 20х .
Блюдце то, что надо произнес я.
« Ну, тогда бери» ,- заявил Костян.
Устанавливая тарелку, я спросил,- « А откуда она у вас?».
Да купил в Иваново у одного алкаша.
Она мне, по сути, и не нужна была, но жалко стало мужика, болеет бедняга, и я купил,дав ему на опохмелку 3 рубля.
А что, тебе именно такая, нужна для натюрмортов?
« Да.» «Могу поменять на акварель» ответил я.
«Это ту что вчера писал из моего сада?» спросил Костян.
« Да» ответил я
«Согласен» констатировал Костя.
Тогда О кей, та том и порешили.
К слову сказать, и натюрморт получился очень красивым.
И я отдал его Косте.
Мне никогда не жалко даже просто дарить свои работы хорошим людям.
А тут тебе еще и тарелку редкую одолжили навсегда.
«Подожди» сказал я.
Схожу за акварелью.
Мне всего два шага.
Между нашими огородами забор давно отсутствовал.
Подойдя к окну, я попросил бабушку принести вчерашний пейзаж.
А взяв его и отдал Косте, а он довольный отнес домой уже две акварели.
Мы продолжили сидеть под навесом и доедать груши и сливы из натюрморта.
«Только что мы ими любовались, а теперь едим»,- с улыбкой произнесла Лена, сестра Коляна.
« Ну и что, зато они увековечены в живописи»,- добавил я довольный хорошим шедевром.
Тут под наш навес вышел отец Костяна с словами,- «Это чьи у нас на столе шедевры?»
Вовик, чевидно написал?
Вижу наш сад и блюдце с грушами, и вечерний пейзаж, похоже написан из нашего сада.
Угадал?
«Даэто мое, я подарил их вам».
Да ты настоящий художник.
А знаешь от Фурманова до Плеса, где Исаак Левитан написал самую известную работу «Над вечным покоем». м.
Можно сказать все рядом.
« И что Плес действительно тут рядом»,- с нескрываемым удивлением спросил я.
Конечно всего 40 км. а на машине минут 30.
«Ну что, тогда поехали, заодно, искупаемся в Волге».
Нам предложил отец Кости.
Конечно, поехали, закричали мы все в один голос.
Я сгонял за коробкой с акварелью, по ходу дела бабушка сунула мне пакет с пирожками.
Добавив на словах « в Пирожках твои любимые ябло кот и сливы.( Чисто ивановский говор).
«Спасибо» бросил я на бегу, московским говором.
Вот мы уже и едем, с нетерпение так хочется поскорее увидеть дом Левитана и конечно посмотреть с холма на Волгу.
В пути отец Кости поведал нам немного о изни Левитана в Плесе.
Оказалось в доме живет го приятель о институту, сейчас он Краевед поэтому мы обязательно побываем во втором доме И.Левтиана, первый разобрали в 28м на кирпичи.
После него осталась только аллея, жители ее хранят, они любят гулять по ней.
Скажу так, до Левитана, Плес мало кого интересовал, обычный провинциальный волжский город.
Каких много, он даже меньше Кинешмы, но она вот Левитану не подошла.
Скажу даже так, и Левитан до Плеса был не известным художником, а познакомились с ним люди по картинам, написанным именно в Плесе.
Со времени открытия замечательных этих мест Левитаном, и до сегодняшних дней местность эта стала любимой у художников.
Понятно, что сюда приезжали и современники Левитана, и его ученики и последователи, да и нынешние художники любят отдыхать и набираться творческих идей в здешних местах.
А вот между холмами уже виден и сам Плес.
Мы медленно съезжаем вниз к Волге на набережную.
Останавливаемся на площади где Храм, у крайнего справа, дома с мезонином.
Выйдя из машины, я сразу понял это дом где жил Исаак Левитан.
Я спросил отца Кости,_"А это не дом Левитана случайно".
"Ты угадал, точно он",-ответил отец Кости.
Найду краеведа приятеля, и мы обязательно посмотрим из окна комнаты,где жил Левитан, на великую реку Волгу.
Музея здесь, правда пока нет, но дом сохраняют краеведы и энтузиасты.
Они стараются найти подлинные вещи из дома художника или соответствующие эпохе.
Люди понимают, Плёс приобрел известность благодаря пребыванию в городке художника.
« Приехали»,- сказал отец Кости.
«Итак, что хотите в начале, купание в Волге или на холм, чтоб полюбоваться с него легендарным «Вечным покоем»?- продолжил он.
«На гору, на гору», -хором заявили мы все.
Правильно, пока не устали, полезем на холм.
Отец Кости подвез нас ближе к холму, насколько это было возможно, сам он остался у машины.
Он видел пейзаж с холма, когда бывал у приятеля краеведа, они любили устраивать там пикники.
И правильно, здесь такое тихое, склоняющее к уединению место.
Пыхтя как паровоз, вернее три паровоза, Костя, Лена его сестра и Я, добрались до верха.
Мы все с восторгом любовались широтой просторов Волги.
« Какая широкая наша Волга»,- произнесла Лена.
«А вы знаете»,- нарушил тихое молчание я, что картину Исаака Ильича Левитана "Над вечным покоем" даже называют "самой русской" из всех картин на русскую тему.
Мы разглядывали пейзаж, и тут появился отец Кости, видимо ему стало скучно одному.
«Что очень красиво, вы тут уже минут 40»,- произнес он.
« А вы знаете? картину «Над вечным покоем» Левитан писал не в Плесе»,- ошарашил нас вопросом, отец Костяна.
Левитан написал ее после Плеса, на озере Удомля у Вышнего Волочка, куда приехал вместе с Софьей Кувшинниковой, его ученицей и….
Про это я конечно знал из биографии Левитана.
А вот церковь, которую мы видим на картине, написана художником с его же этюда "Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца".
Посетили Успенский собор на Соборной горе в Плесе.
Оказалось рядом с ним несколько смотровых площадок облюбованных художниками и жителями.
Соборная гора в Плёсе, кроме Левитанвских видов, привлекает сюда множество молодоженов – это едва ли не лучшее место для свадебных фотосессий.
Первая площадка, вид с горы на Волгу, затем на Плес,и на гору Левитана, виды очень впечатляют.
Видим что в центре сохранились даже деревянные рубленые избы и двухэтажные каменно- деревянные домики, как правило первый этаж всегда каменный.
Да еще несколько явно купеческих домов с мезонинами.
Плес маленький уютный городок, почти деревня, в нем большинство домов одноэтажные.
Позже мы узнали есть дома которым сейчас лет150.
Спускаемся вниз, а я все мысленно сравниваю картину «Над вечным покоем» и реальность.
Да вижу действительно на картине не Плес.
Тут и река гораздо уже, а там, на картине, гораздо шире и остров, которого в реальности здесь нет и в помине.
О Левитане нам еще расскажут, а теперь на Волгу.
Купаться и загорать.
В шутку омандирским голосом, отдал приказ отец Кости.
Время самое то, четыре часа, не так жарко, а я пойду искать приятеля, может он на огороде или еще где.
Водичка в Волге показалась немного прохладней, чем мы ожидали.
Ах как хочется сказать,-"Как упоительны в России вечера,в душе покой и восхищенье красотой".
Тихий плеск волн и солнечные, блики на воде.
Я взял с собой краски, но пейзаж не вдохновлял, будем купаться, может часов в 6 когда начнется вечер.
Мы про все совсем забыли, балдея, на берегу Волги, как тихо и незаметно приближался вечер.
Вот оно самое время для живописи почти как на картине Левитана «Вечер, золотой Плес»,- мелькнуло у меня в голове, и я достал краски.
« Что созрел»,- услышал я за спиной голос отца Кости.
« Не спеши, время еще терпит»,- добавил он.
Да как не спеши, когда пейзаж скоро поменяет освещение, нужно поймать мгновение этого чуда не упустив прелесть состояния.
Меня
А если этого нет в работе, то она просто красивая картинка и не больше
Состояние: это сила света красок и теней на пленере, будь то вечер или утро, (самое время для живописи),оно меняется постоянно.
Понимая это, нужно работать точно и быстро.
Меня восхищала Малохитовая зелень травы в тении и Салатовый, и ее почти желтый цвет на солце.
Вот оно состояние природы, а ты попробуй поймай, улови момент истины.
Живопись, как кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а если этого нет, то это пустое место." (Левитан И.И.)
А главное постораться передать ощющение времени и места, что не так и просто.
Техника акварели, с её возможностью достигать чистоты цвета и передавать движение,она словно создана для живописи лирического пейзажа.
Я начал в технике по сырому, стараясь брать цвет в полную силу пока лист еще сырой,и написал небо пока бумага достаточно влажная.
Во время работы положил лист вертикально, а потом поднимал и опускал, добиваясь качества облаков и цвета неба на закатке.
Бумага вечером, особенно у воды никогда быстро не сохнет.
Пока краска еще не высохла, процарапал обратной стороной кисти тонкие линии трав первого плана.
И отложил в сторону, думая немного подправить после высыхания.
Зрители стояли сзади и молчали, видимо боясь потревожить, как бы я чего не испортил.
Был вечер горящий всеми красками уходящего лета, смог ли я его передать?
Но когда я опять взял работу в руки и приготовился прописать, то услышал голос зрителей, «Нет, нет, ничего не делай, работа как живая",- остановись».
Я невольно обернулся, во время работы я словно отключился от времени и окружающих меня людей.
А за спиной стояло человек 8 вместе с Костей , Леной и их отцом.
Взглянул на отца Кости, как человека понимающего в живописи, а он кивал головой.
И я остановился.
Толпа с облегчением вздохнула.
"Нас уже ждут",- заявил отец Кости.
« Подожди еще минутку,дай полюбоваться»,- произнес один из зрителей.
« Хорошо»,- ответил я и подождал еще минуты две, медленно упаковывая краски и убирая кисти.
Работу в папку не убрал она еще влажная, в доме окончательно высохнет.
Подходим к дому Левитана, оказалось, он все время был у нас за спиной, а мы и не догадывались.
Дом самый обыкновенный, таких много в городе, одноэтажный, низ каменный , мезонин деревянный.
Вот этот мезонин как, оказалось, снимал Левитан во второй летний сезон в Плесе.
Нас встретил не молодой мужчина, больше похожий на кузнеца, чем на краеведа.
Он выглядел импозантно, в видавшем виды пиджаке, в белой чистой рубашке и галстуке.
Коротко пострижен и что даже странно для пожилого возраста, брови аккуратно пострижены.
У старикой они обычно( брови темные густые, речи длинные пустые).
Хоть он и похож на кузнеца, но что точно интеллигентного.
Мы поздоровались с ним, в ответ он пригласил нас в дом, добавив.- «Зайдем со стороны огорода, и сразу в мезонин".
Первый этаж еще занят квартиросъемщиками, но обещали до конца 1967 года всех переселить.
Вошли в дом, картин здесь нет, оно и понятно у дома пока нет статуса Музея.
Музея нет, но ощущение есть, краевед вернул комнате оригинальный вид, в углу мольберт, в центре старинный маленький круглый стол.
И мы, словно погрузились, то место, ту обстановку, в которой жил и творил великий мастер пейзажа Левитан.
И где произошло то самое рождение легенд, где художник отдыхал вместе со своими друзьями.
Смотрели из окна на Волгу, где произошло то самое рождение легенды и славы Плеса.
Мы спросили,- « А что есть связанного с Левитаном в этом доме».
«Есть маленький круглый стол, он еще из первого дома, сохранила одна жительница»,- ответил нам краевед.
Да и еще, на столике стоит необычная чайная пара.это квадратные чашка и блюдце.
Эта пара принадлежала Софье Кувшинниковой, она подарила ее местному жителю, а потом пара была переда музею.
Столик я увидел у одной женщины.
« А когда я случайно увидел его, она, узнав, что он был у Левитана, отдала его мне»,- добавил он.
Отдавая стол, она сказала,- «Он такой маленький, не понимаю для чего».
Я посмотрел на стол и понял, увидев инкрустацию перламутром, понял, это Ломберный столик.
Отец Кости предложил другу немого выпить сухого Токайского вина.
Все перешли в другую комнату, а я немного задержался.
Глядя в окно на золотой вечер из комнаты, где работал Левитан, словно ощутил его присутствие здесь и сейчас.
По пути отец кости шепотом сообщил мне, «Он так любит рассказывать о Левитане и особенно, о Плес».
Так что если ты захочешь,добавил отец Кости,-" То он расскажет даже о временах Татаро – монгол в Плесе".
«И про Афанасия Никитина», помнишь его «Хождение за три моря», так он проплывал здесь по Волге.
«Но спроси это только после первой выпитой».
« А когда он начнет говорить, ты его не перебивай, а то обидится».
«Понял?» «Понял, понял»,- ответил я.
Некоторое время я любовался пейзажем за окном, и меня все подмывало прописать работу еще раз.
Но пересилив себя, пошел в комнату, где стоял стол с угощением.
И вовремя.
На столе уже стояла закуска, значит, наш Краевед предполагал о небольшой выпивке.
Взрослые выпили по рюмочке, а мы по половинке, закусили.
И всем довольные и сытые приготовились слушать рассказ Краеведа.
Он начал рассказ.
« Я попробую рассказать о его творчестве словами великих людей и словами самого Исаака Ильича».
Годы обучения в Училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний, так как он остался без родителей к тому времени, а помощи ждать было не от кого.
К слову если вы не знаете, у Левитана был старший брат Авель, он раньше поступил в училище
С самого начала учёбы Левитан зарабатывал на жизнь уроками и заказными портретами.
После занятий, зачастую у него не было даже места для ночлега.
В таких случаях, после завершения вечерних уроков, молодой художник проводил время на последнем этаже здания училища.
А после долгой ночи у него опять было время на мечты о природе, которую он очень любил.
"Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей."(Левитан И.И.)
«Осень.
Дорога в деревне» 1877 Холст, масло.
Совет Училища не принял, ее как представленную, Левитаном на соискание Большой серебряной медали и звание классного художника.
Левитан вышел из Училища с дипломом художника.
Чуть позже он написал картину «Осенний день Сокольники».
И благодаря именно этой картине, Левитан получил своё первое признание, как художник.
Картина экспонировалась на московской выставке, там к нему подошёл Третьяков и предложил 100 рублей за работу «Осенний день.
Сокольники».
Смущённый парень просто не мог отказать.
Пусть деньги и не такие большие, как нам может показаться, но это 19век, цены другие.
Интересно, что в конце 1880-х годов Исаак Левитан, не имея по сути диплома свободного художника, возглавил пейзажный класс в Училище изящных искусств. Москва.
С этой же картиной связана одна из самых значительных страниц биографии Левитана - его дружба с А. П. Чеховым.
Левитан сильно подружился с А.П. Чеховым задолго до того, как оба приобрели славу.
Помимо того, что они ровесники, можно сказать, что судьбы их во многом похожи, оба гения приехали в Москву из провинции.
На картине «Осенний день.
Сокольники» есть фигура человека, но мало кто знает, что она была добавлена Николаем Чеховым, братом известного писателя.
По легенде их учитель Саврасов отреагировал на это весьма бурно: "На кой чёрт ненужную женщину влепил в пейзаж?
Не подумайте, что Левитан не умел писать людей, у него есть и великолепные портреты, и даже в рост пример портрет Кувшинниковой в белом платье.
Тот период был для него непростым.
В 1879 году после покушения народовольца Соловьёва на Александра II вновь ужесточились правила проживания евреев в Москве.
Левитану пришлось перебраться в ближайшее Подмосковье.
С братом и сестрой он жил в дачной местности Салтыковка (Балашиха), снимал комнаты в Останкино и Медведково.
Именно в Салтыковке молодой Левитан написал свою первую большую картину «Вечер после дождя».
Дружба с Чеховым продолжалась.
Летом Левитан сбегал из Москвы.
В 1885–1887 годах он бывал в усадьбе Бабкино близ Нового Иерусалима, где проводили лето Чеховы.
Здесь он писал этюды, рыбачил, ходил на охоту, хандрил, дурачился.
В то время Левитан был беден, почти нищ.
Клетчатый пиджак протёрся вконец.
Юноша давно вырос из него.
Руки, измазанные масляной краской, торчали из рукавов, как птичьи лапы.
Всё лето Левитан ходил босиком.
Куда было в таком наряде появляться перед весёлыми дачниками!
Далее пошел рассказ о картинах, написанных в Плесе, про них я все знал, и тихо осторожно вышел из комнаты.
Я пошел забрать акварель,а картинки, которые принес краевед, я хорошо знал.
И у меня был такой набор больших листов с картинами Левитана в папке.
Понятно, что МНЕ неймется, посмотреть, как получился пейзаж, может, что добавить или подправить.
Беря в руки свою акварель, вспомнил слова самого Левитана, про живопись.
«Живопись, кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а если этого нет, то это пустое место." (Левитан И.И.)
Посмотрите на лучшие из его живописных работ, вроде какая простота!
Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу".
Изучаю свой пейзаж, вижу, он хорош, и совсем не пустое место.
Но нужно кое- где прописать, особенно тени на переднем плане.
Достал еще не совсем просохшие краски, и по высохшей бумаге кое- где на переднем плане прописал.
Процарапал острым концом кисти травинки, они стали гораздо ярче.
Теперь готово, оставил сохнуть на окне, прижав коробкой акварели.
Подождав, когда она окончательно высохла, я забрал ее с собой и вернулся к столу.
Рассказ продолжался, в пылу общения мое отсутствие никто и не заметил.
Выпив по немного вина, нам тоже слегка досталось, я спросил « А как Левитан оказался в Плесе».
Хотел сказать в захолустном порвинциальном городке, но понял, могу обидеть краеведа.
И решил спросить,а что такое "Плес".
"О это очень любопытно,ни за что не догадаешся",произнес довольный краевед.
А "Плес" это всего на всего прямое течение реки, от одного поворота до другого.
"Так просто",-удивился я.
Да так просто, но мало кто сзает об этом.
Вернемся к нашему Левитану.
Объехав по Волге несколько городов, он написал в письме Антону Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы…».
Художник был грустен, даже уныл - Волга, вопреки ожиданию, душу не задевала.
И вдруг за Кинешмой взгляд живописца и его спутницы привлек маленький городок, убегавший от воды круто в гору, в зелень берез и елок.
На буг¬ре стояла бревенчатая церковка, кругом темнел отражавшийся в Волге лес. Левитан побежал к капитану.
- Что за место?
- Городок Плёс, - равнодушно сказал капитан, - точнее сказать, городишко…
Но, художник уже не слушал.
Городок приближался.
И было в нем что-то заставлявшее поспешить.
- Сходим! - Художник побежал в каюту за мольбертом и саквояжами.
Так случайно Левитан встретился с Плёсом.
А возможно и не случайно, его вела судьба.
Левитан с друзьями тоже художниками, Степановым и Софьей Кувшинниковой, решили, отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и дальше, дальше, вверх по Волге.
Во время этого путешествия они были поражены тихой неброской красотой Плёса и решили какое-то время там пожить.
И это какое-то время продлилось, в общей сложности 3 летних сезона (1888-й, 1889, 1890 гг.).
За эти три лета в Плесе художник написал около 200 картин, которые принесли ему большую известность, а благодаря картинам стал известен и Плёс.
В Плёсе художник нашел то, что искала его душа.
Поселившись в домике с окнами на реку, он обрел житейский покой и жадную страсть работать.
Исчезли мнительность, неуверенность в своих силах.
Его зонт над этюдником видели то у воды, то на кручах над речным плесом, то в окрестных деревнях.
Тихая жизнь городка, мир простых радостей, близость к природе пробудили все лучшее, чем была богата эта натура.
Жилось и работалось радостно.
Расширился жизненный горизонт.
Молодой еще человек, видевший в Москве главным образом приказчиков, коридорных, половых, извозчиков, увидел тут, на Волге, основы жизни, начал понимать историческую силу народа.
И хотя полотна Левитана «безлюдны», мироощущение человека, писавшего их, явственно проявляется.
Чехов, увидев холсты, привезенные другом из Плёса, сказал: «…на твоих картинах появилась улыбка.
В 1889 году великий русский художник Исаак Ильич Левитан в Плёсе написал картину «После дождя. Плёс»,
которая считается одной из лучших картин не только этого периода, но и вообще всего творчества Левитана.
За Левитаном сюда потянулись другие живописцы.
В 1909 году в Плёсе появился водопровод, а через год дачу там построил певец Федор Шаляпин и устраивал концерты в театре посреди леса.
Находясь в Плесе, Левитан написал 23 картины, среди которых «После дождя. Плёс», «Вечер, Золотой Плёс», «Тихая обитель», «Березовая роща».
В общей сложности Левитан провел в Плёсе 3 летних сезона (1888-й, 1889, 1890 гг.).
За эти три лета художник написал около 200 картин, которые принесли ему большую известность, а благодаря картинам стал известен и Плёс.
Но я полагаю сюда вошли этюды и акварели, 3 сезона или 9 месяцев.
Но за 9 месяцев невозможно написать 200картин, техника живописи не позволяла.
Замалевок, сохнет неделю, перемалевок, так же и живопись картины с просушкой каждого слоя, еще недели две.
Я писал копии художников, если качественно, то один месяц как минимум.
«Не будем спорить, Владимир, главное, что он создал хорошие картины,особенно мою любимую «Вечер, Золотой Плес»,- продолжил краевед.
«Согласен»,- ответил я.
« А какие работы лично вам Владимир нравились у Левитана в начале знакомства с его творчеством»,- задал вопрос краевед.
Я увидел его работы в Третьяковке в марте 1965г и мне очень, если не сказать больше, понравился "Март".
Он так восхитил меня, так что я решил написать март в Москве, и просто горел желанием это сделать.
« Март» Левитана, засел в моей голове и я больше ничего не воспринимал, однако посмотрел другие работы, но без энтузиазма.
И Все же,я написал свой «МАРТ», правда скорее это "пл. Ильича ярким мартовским днем".
Место выбрал недалеко от дома, чтобы тащить стульчик, и коробку с красками, было удобно.
На мой взгляд, состояние "Марта" передать мне удалось.
Писал быстро, состояние изменялось каждую минуту, да и подмерз немного, хоть уже и март.
Дня через два решил добавить пару фигур и машину снегоуборщик, на втором плане, как темный контраст.
Работу забрали на конкурс в Художественных школ, она заработала 1ю. премию, а я грамоту, каталог выставки и этюдник на ножках.
Так у меня появился новый этюдник, довесок к маленькому безногому акварельному.
«А еще, какая работа взволновала?»,- спросил краевед, а глаза его загорелись детским азартом увлеченного человека.
Такая увлеченность, проявляется особенно у пожилых людей, проживших трудную жизнь.
В это даже есть некоторая ребячливость, которая подкупает нас.
А вторая работа есть?
Вторая?
Конечно, меня поразила картина, скорее этюд размером 25 х 29 см. « Мостик. Саввинская слобода».
Увидев иллюстрацию, я пошел в Третьяковку посмотреть подлинник.
И был совершенно ошарашен этим маленьким этюдом.
Казалось, точно открыли окно, раскрыли настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в зал.
Спросив экскурсовода, я узнал, и оказалось этюд написан с натуры, и лишь немного прописан дома.
Теперь все встало на свои места, так вот откуда ощущение свежего воздуха.
Созданная Левитаном картина "Мостик, Саввинская слобода" показала мастерскую способность художника, изображая самые простые мотивы, передавать чувство гармонии, единство с природой.
На картине «Саввинская слобода под Звенигородом» художник изобразил середину весны.
Работа выполнена очень естественно и натурально.
Она словно позволяет зрителю самому стать гостем проснувшейся после зимы деревушки и проникнуться атмосферой весенней сельской местности.
Чувствуется , насколько лёгок и прозрачен свежий воздух.
Озон весны, он во всем в природе, и вся природа по-особенному, прекрасна и спокойна.
Как всегда бывает у Левитана.
Как писал о работах Левитана Константин Паустовский:
«Левитан был художником печального пейзажа".
Пейзаж печален всегда, когда печален человек.
Веками русская литература и живопись говорили о скучном небе,тощих полях, кособоких избах.
"Россия,нищая Россия, мне избы чёрные твои, твои мне песни ветровые,как слезы первые любви"».
И как говорил сам Левитан, "Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей.
Но вот на этом этюде мне кажется, случайностей хватает, это куча дров лежащих как хлам.
(но это только мое мнение).
Действительно, чего тут такого особенного на этюде, сараи, изба, дрова и старый деревянный мостик, только и всего.
Но вот цветовая гамма этой работы сочетает в себе различные оттенки небесной голубизны, зелени, солнечной охры.
А лиризм этюда совершенно очаровывает.
Этюд "Мостик. Саввинская слобода", словно пронизан светом и словно будто сам его излучает."
Цветовая гамма этой работы сочетает в себе различные оттенки небесной голубизны, зелени, солнечной охры.
Краска положена характерными, разнообразными и энергичными мазками.
Рассматривая работу пристально, заметно как мало фиолетовых пятен на досках, а дальние планы зеленой травы поддержаны яркостью света.
Драматургия работы противопоставление, темное и светлое.
Становится очевидным, что Левитана интересовала игра света и фиолетовой тени на мостике, в воде и холодной зеленой в тени на траве, и во всем этюде.
Фиолетовые мазки на мостике смотрятся на этой картине не как тени, а как самостоятельные красочные пятна.
Именно этот прозрачный воздух, солнечный свет и какое-то сияние всего происходящего на картине, придают невзрачному деревенскому задворку, как я уже говорил ( дрова, какие-то сараи, и сам мостик) лирическое обаяние.
Многих, эта работа Левитана прельщает светлым, радостным и счастливым состоянием души, пьянящим кровь, озоном воздуха, радостью всей природы.
Там был и еще один этюд маслом "Пасмурный день на Волге".
Тоже небольшого размера, но даже через толщу стекла видны яркие блики на воде.
Состояние природы передано живо и реально.
Смотришь на него и такое впечатление, что ты сейчас там, на Волге.
Стоишь просто затаил дыхание на секунду, и мир вокруг словно замер вместе с тобой.
Ты выдыхаешь воздух и ждешь, что волны сейчас колыхнуться в ответ.
Приглядишься ближе - мазок на мазке, вроде так просто, но КАК это ему удавалось?
«Мостик. Саввинская слобода» мне, однако казался тогда круче,но «Пасмурный день на Волге»,- я больше не встречал, он из частной коллекции.
Я несколько раз приходил в Треьяковку, еще раз увидеть этот Мостик, и кое- что, усвоил для себя из техники живописи.
Как говорил сам Левитан,- «Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов».
«В большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало, и если вы по-настоящему, серьезно почувствуете, что вы видели, когда писали этюд, то и на картине отобразится правильное и полное впечатление виденного." (Левитан И.И.)
Наступила небольшая пауза.
И я продолжил, третья картина это «Стога сумерки» пейзаж в тумане, и снова ничего особенного просто Стога, но как передано состояние раннего прохладного вечера.
Костян и Лена посмотрели на меня с тоской в глазах.
Я понял, пора закруглятся.
Но теперьзадал вопрос краевед,- « Владимир,я видел у вас в руках лист бумаги, и кажется с живописью?»
Пришлось показать акварель, с ожиданием критики.
« Да вы почти Левитан»,- толи в шутку, толи в серьез констатировал краевед. «Любите технику акварели?»,- продолжил он.
Это удобно, масло ведь тяжелый громоздкий этюдник, плюс сама работа маслом не терпит суеты.
Да еще потом все это тащить обратно.
Ну и конечно сочность, и экспрессивность акварели.
Плюс техника акварели, с её возможностью достигать чистота цвета и передавать быстро меняющееся состояние природы.
Акварель словно создана для работы в жанре лирического пейзажа.
«А вы знаете, Левитан любил работать в этой технике, создав в ней удивительные произведения — такие, как Туман",- добавил я.
Осень»,- и в том числе несколько работ в Плесе».
Добавил я.
« Да яслышал про это, но работ не видел даже в иллюстрациях»,- удивленно отреагировал краевед.
Понимаю, они в частных коллекциях в основном, да и сама акварель боится света.
Их демонстрируют либо на выставках именно акварели разных художников.
Да и только раз в три-четыре года на несколько месяцев их можно извлекать на свет.
Поэтому акварели надо искать на временных выставках.
Вспомнились только две акварели на тему Осень.
Но как раз в них очень чувствуется сама суть среднерусской природы, легкая грусть и нежность осенней красоты.
Они созерцательны и спокойно гармоничны.
Рисунки Левитана, всегда рисунки живописца.
Большинство из них являлись либо этюдными, либо эскизными набросками, которые в дальнейшем, так или иначе, использовались в картинах.
А самостоятельные рисунки и акварели были схожи с его живописными работами.
Увлекался он и пастелью, обратившись к этой технике в 1893 году и активно прибегая к ней на протяжении последующих лет.
Побывал Левитан и за границей, но она его не вдохновила.
Однако, искусствоведы полагают, что в европейских пейзажах нет той сердечности, что художник вкладывал в изображение милых сердцу русских просторов.
И они правы, посмотрите акварели Венеции, видимо она его не вдохновляла.
И особенно работу «Венеция Рива дельи Скьявони» акварель Левитан.
Когда мы с ребятами из художественной школы увидели эти работы то с юношеским апломбом заявили,- «да это чисто самодеятельность»
Вот как о Левитане писал Константин Паустовский,- "Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей.
Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа.
Это было дело коренных русских художников".
Самое любопытное то, что позже в картинах Левитана появились элементы импрессионизма.
Далеко не все искусствоведы согласны с этим утверждением, все-таки он писал реалистические пейзажи.
Но вот скажите: где вы видели в природе такую звенящую медь, и такую темно – синюю реку, как на картине "Золотая осень".
или менее известных картинах "Тростники и кувшинки", и чисто Клод Моне «Ненюфары».
Или такой контраст, как, например, на полотне "Озеро в лесу".
Здесь художник передает нам впечатление, impression .
Именно так в его картинах, точно, переплетаются импрессионизм и реализм.
Отец кости тронул меня за руку, и я понял теперь точно пора закругляться.
Подождите минутку, я вам кое- что покажу.
Он ушел и буквально через 10 секунд вернулся с небольшим этюдом Левитана.
Не сложная композиция по диагонали, верх небольшой кусок яркое солнце, низ большая его половина холодно зеленая тень.
По цвету конечно супер, игра света и тени.
И настроение вечера передано живо и реально, смотришь и ты словно там в этюде.
Этюд явно написан с натуры, он хоть и маленький, но без сомнения шедевр.
Когда мы прощались с краеведом, за окном уже темнело.
Какие тихие и необычные в России вечера, с запахом трав и цветов и легкой грустью.
Когда мы еще снова будем здесь?
Мы уже ехали в машине,каждый думал о своем, тут Костя включил радио.
А там Людмила Зыкина(мисс Волга, как ее величали за рубежем) пела про Волгу.
Эту песню мы раньше не слышали.
Издалека долго
Течет река Волга,
Течет река Волга —
Конца и края нет…
Среди хлебов спелых,
Среди снегов белых
Течет моя Волга,
А мне семнадцать лет.
И мне тоже 17лет скоро снова в школу.
Когда я уеду от Волги и Плеса на долго.
Сказала мать: «Бывает все, сынок,
Быть может, ты устанешь от дорог, -
Когда придешь домой в конце пути,
Свои ладони в Волгу опусти».
Звучало так словно по нашей просьбе, и мы все переглянулись с изумлением от этого чуда.
Ее пение пробирало до мурашек до холодного пота.
Мы все замолчали, грусть расставания с Плесом навеяло нам тоску.
Наверное мы все думали об одном,о Плесе.
Но чувства переполняли нас и мы невольно стали подпевать припев который повторялся несколько раз.
Так мы и ехали дальше,с песней по жизни !
В душе вспоминая о Плесе и о чудесно проведенном дне и приятном вечере.
Так не хотелось уезжать...Но.
До Фурманова мы ехали ни проронив не слова, впечатления заполнили наши души.
Завершая о Левитане.
Чехов, наезжая в Москву, приходил в мастерскую к Левитану.
Чехов подарил живописцу свою книгу с надписью: "Величайшему художнику от величайшего писателя.
Печальна судьба великих людей и друзей А.Чехова и И.Левитана.
Скончался художник в 1900 г в возрасте 39 лет, не дожив месяц до своего 40-летия.
Всего на 4 года пережил писатель Чехов (44года)своего друга Левитана.
Был я и в музее в 1972году.
Там 22 работы самого Левитана, и плюс Кувшинниковой, но все это в основном маленькие этюды.
А по сути это просто дом где в мезонине снимал 3 комнаты Исаак Левитан.
Но то самое первое посещение Плеса и домика гда жил Левтан, живо во мне и сейчас.
А первое впечатление?
Так оно и осталось в душе моей и в памяти на всегда.
Свидетельство о публикации №223061801283
Большое спасибо, за Ваш рассказ
МаринаЯкутия
Винокурова Марина -Бари 06.04.2025 06:38 Заявить о нарушении