Порочный круг. Глава 5
Выдержки из новостного блока
***
Учредитель и генеральный директор строительной компании ООО “Монолит” Виталий Александрович Зайцев впервые столкнётся лицом к лицу с ощутимыми экономическими проблемами летом 2008 года.
В абсолютных величинах отметится снижение инвестиций как из привлечённых, так и из собственных средств. Незаметно увеличится процент за пользование коммерческими кредитами. Достраиваться будут в основном здания высокой степени готовности. Новые объекты практически не будут закладываться. Общая площадь возведённых зданий на протяжении 2008-2009 годов возымеет отрицательную динамику.
Негативное влияние финансового кризиса станет очевидным и при анализе такого показателя как объём работ, выполненных в отрасли.
В “Монолите” под влиянием экономического кризиса сократятся объёмы строительства, уменьшится количество договоров строительного подряда и прочих контрактов. Резко сократится общая покупательная способность потребителей недвижимости. Для улучшения реализации построенных объектов компания “Монолит” начнёт снижать цены.
В результате сокращения объёмов строительства снизится и деловая активность строительной организации. В следствие этого резко падёт численность работников, задействованных на объектах, и среднемесячная номинальная заработная плата на предприятии. Интенсивный рост зарплат сменится их стабилизацией и дальнейшим снижением.
Системный финансовый кризис отразится не только на снижении деловой активности, но и на рентабельности самой строительной организации. ООО “Монолит” постепенно станет приближаться к черте убыточности и остальным вытекающим из этого последствиям.
Рост кредиторской задолженности, которая к концу 2008 года станет расти более высокими темпами чем дебиторская, выбьет окончательно почву из-под ног у собственника Виталия Зайцева. Сюда же следует добавить и износ основных производственных фондов, вложения в обновление которых резко сократятся.
Таким образом, к концу 2008 года в связи с системным экономическим кризисом нехватка оборотных средств выйдет на первый план.
***
Первое время супруг до ночи задерживался в “Монолите”. Затем всё чаще Виталий начал появляться только под утро. Наталья понимала, что причиной утренних приходов явились не женщины, а банальное пьянство в собственном рабочем кабинете.
Однажды, получив конкретную взбучку от жены, Виталий Александрович сутки не выходил из комнаты. Жена приносила всё необходимое супругу, оставляла возле дивана и закрывала дверь.
Через пару дней ей позвонил заместитель и правая рука Виталия Александровича.
— Наташка, привет! Как там наш биг босс?
— Нормально, Гриша. А что в компании сейчас творится? — с ходу поинтересовалась Наталья.
— Долго объяснять. В общем, чего звоню… Я ухожу на государственную службу. Наелся я этого коммерческого хлеба по самые гланды. Нужно будет доверенность, наверное, на тебя оформить… Но это ты с юристом нашим побеседуй, пока она ещё не ушуршала. Виталик очухается, пусть наберёт меня. Всё, пока.
— В смысле пока? Гриша, постой! — только и успела выкрикнуть Наталья, но собеседник уже отсоединился.
Приглашённый на дом доктор констатировал наличие у супруга депрессии. В связи с чем рекомендовано было вторую половину отправить на какой-нибудь хутор подальше от цивилизации, но при должном уходе. Под Кочерюпинском у Виталика в статусе вдовца проживал дед.
Носов Михаил Сергеевич достиг уже глубокого пенсионного возраста. Но при этом стариком он был крепким и от помощи своей дочери, Виталиной матери, отказался. Хотя та предлагала перебраться к ней в Москву.
Наталья связалась с Михаилом Сергеевичем и рассказала, в какой терапии нуждается его внук. Также поинтересовалась, можно ли найти какую-нибудь сиделку для ухода за двумя мужчинами.
— Конечно, Наталья, вези Виталика ко мне. Мои нубийские козы его мигом поднимут на ноги. С удочкой посидим у канавы, глядишь и оклемается. Никакой нам сиделки не надо.
***
Наталья Ивановна Зайцева осталась один на один с кризисом. В течение недели она решала вопросы с отправкой на реабилитацию к деду своего супруга.
Что касается Виталия Александровича, было бесполезно что-либо с ним обсуждать. Мужчина даже какое-то время мыться и бриться перестал.
Поэтому сейчас ей самой нужно было что-то делать с разваливающейся на куски компанией. Юрист «Монолита», в отличие от Григория, не сбежала, а полностью просветила будущую хозяйку касательно дел фирмы и оформила все документы надлежащим образом.
Деньги, полученные в результате продажи унаследованной квартиры, помогли решить вопросы с кредиторской задолженностью. Продав квартиру хотя бы на месяц позже, Наталья потеряла бы огромный кусок от суммы. Благодаря собственной интуиции, удалось избежать дополнительных потерь. Большая часть помещений фирмы были сданы в аренду. Для работы были оставлены несколько кабинетов, без которых было бы невозможно вести дела. Часть персонала была уволена в связи с неустойчивым финансовым положением компании.
Для частичной занятости были приглашены несколько студентов с резвыми ногами, нуждающихся в подработке. Для ведения бухгалтерского учёта Наталья Ивановна пригласила двух ещё активных, незанятых пенсионерок.
Также, сохранив все необходимые контактные данные, Зайцева попрощалась с рабочими. Распродав часть основных средств, Наталья Ивановна ни одного человека не оставила без выходного пособия. Женщина сохранила лишь одну бригаду толковых и надёжных отделочников, для которых удалось буквально выгрызть зубами тендер на проведение ремонтов в государственном секторе.
Помимо этого, пришлось извлечь из кладовки некогда полученный диплом, смахнуть с него пыль и пойти преподавать основы высшей математики в государственный колледж связи.
Виталий Александрович постепенно начал приходить в себя.
Уже перед самым отъездом Виталика с Наташей в город дед попросил детей присесть на дорожку. На глазах старика появились слёзы.
— Дед ты чего? Успокойся! — начал утешать Михаила Сергеевича внук. — Давай к нам вместе с козами!
— Конечно с козами! Ваш внук их будет мыть, доить, расчёсывать! Он сам сказал, что всё это уже умеет делать! — добавила с иронией в голосе Наталья.
— Детки, хочу повиниться перед вами, — продолжил старик. — Помнишь, Виталик, сколько денег я на твой стартап вывалил? Думаю, помнишь! И кем работал твой дед, тоже знаешь! Я заправлял такой кормушкой, что вам и не снилось. А сколько у этой кормушки было прикормлено жирных гусей! Всем хватало, пока один известный комитетчик к власти не пришёл. Когда его на должность назначили, вот тут все пернатые и задрожали. Докатились до того, что пришлось поджечь театр, чтобы спрятать растраты в госбюджете.
Вот я своему внуку «сундучок с золотыми монетами» зарыл, а внуку худрука Кочерюпинского драматического театра уже некому было помочь. Твой бизнес, Виталик, был открыт на нечестно заработанные деньги. Ты сейчас расплатился за дедовские грехи, можно сказать.
— Ладно, дед! Следующий раз грешить можешь только с соседкой Акулиной. За другие грехи я уже не готов расплачиваться! — пошутил внук и обнял деда на прощание.
***
В 2010 году со строительным бизнесом было полностью покончено. Деда в скором времени не стало. Нубийских коз забрал внук со своей супругой. С них, собственно, и начался новый этап в жизни Зайцевых.
У семьи появилась агроусадьба “Зайкина лужайка”, пользующаяся огромным спросом у отдыхающих и приносящая хорошую прибыль. Может быть это связано с тем, что создана она была уже на деньги иного происхождения.
Свидетельство о публикации №223061801496
С добрыми пожеланиями!
Владимир Махниченко 23.12.2023 05:12 Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир. Очень ценю Ваше мнение.
С уважением и благодарностью!
Марина Прокоп 23.12.2023 13:15 Заявить о нарушении