Рецензия на выставку Актуальный рисунок
2014 г.
На выставке представлены работы российских художников последних двух десятилетий. Попробуем разобраться, почему авторы выставки употребили в названии слово "актуальный", и как это связано с проблематикой присутствия в текстах современного искусства канона/нормы.
Традиционный рисунок, или академический рисунок – это вид графики, имеющий определенные правила построения изображения на плоскости. В слове "актуальный" заключено значение "современный", т.е. существенный для настоящего времени. Обратимся к тому, как название представлено графически:
[актуальный рисунок]
contemporary drawing
Мы видим, что название заключено в квадратные скобки и написано с маленькой буквы. Подобный прием отсылает к философии Эдмунда Гуссерля, представителя феноменологии. Мы имеем дело с неким явлением, или "феноменом", который нам предстоит воспринять. Здесь также стоит вспомнить о приеме "остранения" Б. Шкловского: представление "чистого" образа, освобожденного от наслоившихся на него смыслов, для возможности непосредственного созерцания и восприятия. Итак, с первых шагов мы сталкиваемся со знаком, который нам следует понимать как приглашение к "обнулению" сознания и привычных представлений о рисунке.
В чем выражается его актуальность, мы увидим далее.
При беглом взгляде на Изображение 1 (сверху, слева) может показаться, что ни в чем. Перед нами – гигантские наброски, выполненные классической штриховкой, похожие на модели для изучения строения человеческого тела из анатомии для художников. Однако уже здесь наблюдается отступление от нормы: изображения как будто "спутаны", определить композицию частей практически невозможно. Нарушение классического соотношения "часть – целое" очевидно.
Экспозиция 2 (сверху, справа) представляет собой "оживший" рисунок. Линии, привычно накладываемые карандашом на бумагу, здесь существуют в пространстве, на "фоне" бумаги. Мы видим не рисунок, а имитацию рисунка, выполненную из материала, не имеющего ничего общего с грифелем карандаша, кроме внешнего подобия созданных линий. Необычность этой композиции еще и в том, что тени, отбрасываемые линиями, созданы освещением, они не зафиксированы, а могут меняться в зависимости от расположения источника света. Таким образом, можно отметить темпоральную особенность "изображения", его изменчивость в пространстве с течением времени.
Экспонаты 4 и 5 (снизу, слева, справа) также охотно работают с различными материалами для создания "рисунка". Здесь мы видим в качестве линий – нити разного состава и толщины, соединяющие между собой части композиции. Если на Рисунке 4 (снизу, слева) эти части действительно изображены на плоскости, то Экспонат 5 (снизу, справа) представляет собой сконструированную модель, имеющую реальные вес, форму, объем. "Плоскостью" изображения во втором случае выступает непосредственно стена, на которую прикреплены объекты.
Выставка состоит из самых разных экспонатов, подчас трудно соотносимых между собой, но однозначно отсылающих нас к природе рисунка.
Рисунок, как и другие виды искусства, ищет новые формы выражения в наши дни. Это тесно связано с особенностями современной культуры постмодернизма, которая стремится к синтезу уже известных знаний о мире, к некой игре смыслов, для того, чтобы "освежить" эти знания, преодолеть заданный стереотип восприятия, и тем самым, как это ни парадоксально, приблизиться к пониманию исходного, начального бытования того или иного вида и жанра искусства, т.е. канона (нормы, правила). Отступление от нормы и преодоление ее возможно только при знании этой нормы. Художники данных работ определенно были знакомы с законами академического (классического) рисунка (пропорции, свет, тень, перспектива, плоскость) и нарушали именно те его правила, которые более всего и "работают" на их узнавание.
Свидетельство о публикации №223061801517