Железобетонная сюита купцов Терентьевых

Фото из интернета фабрики М.И. Теретьева, конец 19 века


В соавторстве с Карышева Полина, Кустов Александр



     Город Шуя известен большим количеством исторических личностей, купцов и фабрикантов, вложивших огромный вклад в развитие промышленности родного края: Посылины, Небурчиловы, Балины, Киселевы, Болотовы, Корниловы, Павловы, Турушины, Поповы и многие другие. Этот список можно продолжать еще очень долго, всех этих людей объединяет настоящая любовь к родному краю.
       Но нашу работу мы посвятили людям, незаслуженно оставшимся «в тени», на «задворках» истории – семье купцов-фабрикантов Терентьевых. Это выдающиеся деятели своей эпохи, внесшие заметный вклад в развитие не только Шуи, но и в развитие бумажно-ткацкой отрасли в целом. Терентьевы внедрили передовые, инновационные технологии не только при постройке ткацкой фабрики, но и при ее техническом оснащении.Именно эту фабрику, ее переход от ручного производства к механическому, В.И.Ленин использовал в качестве примера в книге «Развитие капитализма в России»,выпущенной в 1899 году.
      Род купцов Терентьевых начинается с крепостного крестьянина Гаврилы Терентьева, который основал в деревне Ясюниха одну из крупнейших полотняных мануфактур Шуйского уезда.Развивая дело, его сын Михаил Гаврилович в 1841 году приобретает в Шуе землю для постройки миткалевой фабрики, на которой использовались ручные станки-«самолеты». А в 1872 году сын Михаила -Иван Михайлович вводит в эксплуатацию механическую бумажно-ткацкую фабрику, которая так же имела название – Нагорная ткацкая фабрика по названию улицы Нагорная, на которой она была построена.
        Иван Михайлович неоднократно избирался присяжным заседателем по Шуйскому уезду, был гласным Шуйской городской думы, старостой Покровской церкви, кроме этого он был одним из щедрых меценатов города: вкладывал деньги в строительство Киселёвской больницы, развитие российского флота, строительство храмов.За гражданские заслуги Иван Михайлович был награжден Императорским орденом Святого Станислава 2-й степени.К началу XX века орден разделялся на три степени и давался как за военные, так и за гражданские заслуги. Таким орденом, в частности, только третьей степени, был награжден А.П. Чехов, который, как известно, построил 4 деревенские школы, устроил общественную библиотеку, пожертвовав туда более 2000 собственных книг.

       Зимой Терентьевы жили в особняке, построенном в промежутке между 1838 и 1849 годами, напротив собственной фабрики. Двухэтажный дом семи окон по парадному фасаду построен с видом на город. До торгового центра в самом городе не более 15 минут ходьбы мимо земляных валов, оставшихся от древней шуйской крепости. По сторонам располагались двухэтажные флигели, с левой стороны двустворчатые ворота с литыми и коваными украшениями. В усадебный двор с большим садом можно было войти через фланговые калитки. Полукруглые скаты мансарды с круглыми слуховыми окнами в резном обрамлении, кованые парапеты, украшения в виде небольших резных металлических главок по обе стороны углов крыши-крышки и высокая главка по центру делали дом похожим на драгоценную шкатулку. Протяженный в глубь участка дом заканчивался четырехугольной конусной башенкой с флагштоком. В подвальном помещении дома был бассейн, и жили в этом бассейне два крокодильчика (их держали молодые Терентьевы – сын Михаил Иванович и племянник Михаил Никифорович с согласия Ивана Михайловича). Позже долгое время особняк Терентьевых называли «дом с крокодилами».
       С ранней весны до поздней осени семья Терентьевых проживала в своей усадьбе Лихушино, бывшем имении Пестелей.В усадьбе находился деревянный 1-этажный дом с мезонином, с террасой на западной стороне с видом на Тезу и Заречную часть города. В 1913 году во время пожара усадебный дом сгорел вместе с огромными липами близ него. Вместо сгоревшего Пестельского дома Терентьевыми был выстроен небольшой дом.
       Изначально фабрика Терентьевых состояла из нескольких небольших зданий. Но со временем производство разрасталось, отстраивались новые корпуса, последний из которых был построен в 1912 году (по некоторым данным в 1914 году) уже после смерти Ивана Михайловича, его сыном Михаилом Ивановичем Терентьевым, и получил название Шедовый ткацкий корпус, относящийся к Нагорной фабрике.
Для реализации проекта постройки огромного корпуса было решено использовать новый для России тех времен материал – железобетон.Сейчас, в 21 веке,такой материал не вызывает особого восхищения, мы все привыкли, что крупные сооружения построены с применением железобетона для прочности и долговечности конструкции, но для начала ХХ века это было«супертехнологией».
        Монолитные консольно-балочные железобетонные перекрытия, располагающиеся на неразрезных ригелях, опирающиеся на такие же железобетонные четырехметровые колонны, изготовлены непосредственно на месте их расположения. Ряды колонн делят внутреннее единое пространство огромного корпуса на гармоничные части.В чередовании колонн интерьера Шедового корпуса сконцентрировались ритм, темп, акустика, вибрация, характерные для сюиты(от фр. suite — «ряд», «последовательность», «чередование») – циклической музыкальной формы, состоящей из нескольких больших частей,гармонично соединенных в единое произведение. Слова Гёте: «Архитектура - это застывшая музыка» невольно приходят на память, когда оказываешься внутри огромного гармонично организованного пространства Шедового корпуса.
      Здание Шедового корпуса – во многом уникальное инженерное и архитектурное решение, оно является одним из первых железобетонных сооружений в России, имеющее железобетонные межопорные перекрытия длиной семь метров, это стало возможно только благодаря железобетону, никакой другой строительный материал не обеспечивал такой надежности в подобной конструкции. Появление железобетона во второй поло¬вине ХIХ века (1849–1885 годы) совпало по времени с периодом ускоренного развития промышленности, торговли и транспорта.
Несмотря на внушительные размеры строения, площадь которого составляет более 3000 квадратных метров, все конструкции выполнены с максимальной точностью, вручную, с использованием примитивных, по сравнению с современными, инструментов. Подобные технологии для начала ХХ века были  инновационными и прогрессивными, что само по себе удивительно, учитывая, что Шуя – небольшой провинциальный город.
     Проектированию корпуса было уделено большое внимание, инженерами учитывались даже незначительные детали, не говоря уже об основных технологических решениях. Шедовым корпус был назван не случайно. Шеды – это технологические остекленные конструкции на крыше здания, позволяющие решать одну из главных задач архитектурно-строительного проектирования – создание качественной внутренней микроклиматической среды в производственных помещениях. Шеды служили как для обеспечения внутреннего естественного освещения, так и для естественной вентиляции внутреннего пространства здания. Оборудование корпуса шедовой крышей позволило решить вопрос с освещением и вентиляцией воздуха в таком огромном промышленном здании.
       Новейшие технические разработки применялись не только при строительстве самого здания, но и при его оснащении. Изначально ткацкий корпус был оборудован ткацкими станками английской фирмы «Платт», приводимых в движение общей паровой машиной, но через несколько лет паровую машину убрали, а станки заменили на новые, приводимые в движение отдельными электродвигателями.
       В общей сложности на фабрике трудилось 2 200 человек, во всех цехах было установлено 1 676 ткацких станков, на которых производили миткаль, кашемир и бязь до 500 000 кусков,на общую сумму 1 870 000 рублей, с каждым годом увеличивая темпы производства при том же количестве рабочих. Производство выпускаемой продукции разрасталось, темпы и объемы увеличивались, но наступил 1917 год, революционное восстание рабочих и крестьян изменило ход истории, изменило ритм жизни, изменило работу ткацкой фабрики. Пришедшие к власти большевики экспроприировали фабрику, создали комиссию рабочего контроля, которая постановила привлечь Михаила Ивановича Терентьева для работы на фабрике в качестве подконтрольного директора, понимая, что для руководства фабрикой требуется грамотный, понимающий в производственных вопросах человек. От предложения большевиков Михаил Иванович отказался и уехал с женой Елизаветой Григорьевной в деревню Снегирёво, близ Холуя, к своим родственникам Чаяновым в родовой дом.
        В 1918 году Шедовый корпус был законсервирован и только в 1925 году был объединен с Шуйско-Тезинской фабрикой. При этом новый образовавшийся комплекс получил название Ткацкой фабрики №1.
         В советский период из-за отсутствия высокотехнологичных качественных кровельных материалов крышу Шедового (Нагорного) корпуса неоднократно покрывали обычным рубероидом, который в последствии трескался, что приводило к новым протечкам и новым ремонтам кровли тем же рубероидом, год за годом образовывая на крыше многослойный пирог, абсолютно не защищающий корпус от протечек, а лишь утяжеляя его. Для защиты работников от протекающей воды к потолкам крепили экраны из полиэтиленовой пленки, которые, мягко говоря, лишь частично защищали рабочие места от протечек с потолка.Шеды на крыше из-за дороговизны обслуживания демонтировали, а образовавшиеся проемы закрыли листовым металлом, одним махом перечеркнув все разработки именитых инженеров, направленные на улучшение условий труда фабричных работников.
         В 2012 году, некогда гремевшее на всю область и далеко за ее пределами, ткацкое производство в Нагорном корпусе остановилось, оборудование вывезли, отопление отключили, а корпус, в котором трудились люди,переживали свои судьбы не одно поколение работников, погрузился в небытие.
Десять долгих лет Нагорный корпус простоял без обслуживания, с протекающей крышей. От сырости со стен обвалилась керамическая плитка, облезла краска, осыпалась штукатурка, корпус стал похож на место съемок леденящего кровь фильма ужасов.
      С 2017 года Шуйско-Тезинская фабрика входит в состав нашего научно-производственного Объединения «Специальный Текстиль». Началось освоение помещений, оборудуются новые производственные цеха. Для установки нового оборудования потребовался большой, просторный цех. Рассматривались варианты: от реконструкции имеющихся цехов, до постройки нового здания. На старый Шедовый корпус поначалу смотрели скептически: 1912 года постройки, потрепанный годами «старичок», давно не эксплуатирующийся, с протекающей крышей, без инженерных коммуникаций… Сможет ли он соответствовать необходимым, современным требованиям по обустройству производственных помещений?
      Тем не менее, все же было принято решение обследовать старое здание на предмет определения его конструктивной прочности, для чего пригласили специалистов в строительной отрасли, проектировщиков, инженеров. В архивах нашли чертежи и описание проводимых ранее обследований, произвели ряд работ по оценке прочности кирпичной кладки, железобетонных перекрытий, опорных стоек и общей конструкции здания в целом. Оказалось, что Нагорный корпус вовсе не дряхлый«старичок», как считали ранее. Скорее его можно было сравнить со спящим воином, крепким, могучим, уснувшим во времена распада Союза и ждущим своего часа, готовым как птица феникс восстать из пепла и возродиться заново.
2022 год стал годом рождения, а точнее, годом возрождения Нагорного корпуса. На общем собрании руководства предприятия было принято однозначное решение «разбудить»спящего воина - восстановить Нагорный корпус, произвести необходимые ремонтные работы внутри и снаружи здания, а также произвести ремонт кровли крыши, используя современные технологичные кровельные материалы.
     Сотрудники Объединения «Специальный Текстиль» чтят непростую историю создания и развития Шуйско-Тезинской фабрики, уходящую корнями в далекое прошлое, мы восстанавливаем «связь времен» и поколений. В том числе восстанавливаем и часть фабрики – Нагорный корпус, построенный купцами Терентьевыми.


Рецензии
Очень интересно. Можно ли где-нибудь увидеть фотографии "железобетонной сюиты"?

Елена Каллевиг   31.07.2023 05:58     Заявить о нарушении
Краеведческий сборник, в котором будет опубликована статья, готовится к печати.

Сергей Васильевич Королёв   31.07.2023 07:22   Заявить о нарушении
А на интернете нет? Сборник я не увижу.

Елена Каллевиг   01.08.2023 08:38   Заявить о нарушении
Пока нет, к сожалению.

Сергей Васильевич Королёв   16.08.2023 15:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.