Очерк 2 Две формы общественного продукта

ДВЕ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА

Возможность формирования новых коммунистических производственных отношений  появилась только по окончании гражданской войны. Основу их составляют отношения планомерной организации общественного производства. И как было сказано ранее, ее становление происходило в условиях сохранения товарности.

Сохранение товарных отношений связано с уровнем развития производительных сил, которые нам достались от царской России. Ранее было сказано, что необходимость нового коммунистического способа производства определяется тем, что процессы труда по созданию предметов потребления стали общественными. В таком случае создание любого предмета потребления охватывает труд миллионов людей, что требует планомерного, т.е. осознанного распределения этого труда по различным отраслям производственной деятельности. Производительные силы царской России такого уровня еще не достигли. Почти все продукты питания, создаваемые в сельском хозяйстве, производились в мелких крестьянских хозяйствах, основу которых составлял индивидуальный процесс труда. Поэтому в процессе  производства крестьянин был бог и царь, он ни от кого не зависел, что порождало его обособленность в общественном производстве. То, что его производство есть частное производство, а продукт труда есть его частная собственность, считалось, как само собой разумеющееся. Как следствие, в отношения с другими участниками общественного производства крестьянин вступает не в процессе производства, а по его окончанию в процессе обмена результатами труда.

Мелкий хозяйчик в силу независимости и обособленности от других производителей признает только товарно-денежные отношения. Однако в годы гражданской войны ему нечем было торговать, ибо все излишки производства свыше необходимого для потребления изымались по продразверстке. Но в период войны решался вопрос: чья будет земля, помещика или крестьянина,  и ради земли последний был готов терпеть продразверстку. К окончанию гражданской войны, когда вопрос о земле окончательно был решен в пользу крестьянина, торгашеская природа мелкого хозяйчика вылезла наружу. Не учитывать интересы крестьянства, численность которых составляла ; населения страны, было нельзя, это неизбежно породило бы вторую гражданскую войну, где пришлось бы бороться уже не с помещиками и буржуазией, а с трудовым крестьянством. Восстания в Западной Сибири и Тамбове, партизанская война на Северном Кавказе и на Украине, не считая мелких протестных акций в разных регионах страны, тому подтверждение. Таким образом, в силу недостаточного уровня развития производительных сил неизбежно сохранилась товарная форма продуктов труда. То есть сохранение товарности не следует считать какой-то или чьей-то ошибкой, это объективная неизбежность, порожденная существовавшем уровнем развития производительных сил и соотношением классов в обществе.

Именно этим обусловлен переход к новой экономической политике, согласно которой вводился продналог вместо продразверстки. Ставки продналога были существенно ниже ставок продразверстки. Это позволяло крестьянину получать излишек, который он мог обменять на другие товары.

Весной 1921 года, пока будущий товар рос в поле, еще теплилась надежда, что удастся организовать обмен между промышленностью и крестьянскими хозяйствами более или менее социалистически, посредством товарообмена, а то и продуктообмена. Однако началась уборочная пора, и всё вылилось в простую куплю-продажу. Если первоначально при переходе к НЭПу речь шла об отступлении к государственному капитализму, то теперь жизнь показала недостаточность этого отступления, потребовался переход к государственному регулированию торговли.
Сохранение торговли, когда продукция крестьянского хозяйства продается и покупается, породило и тот факт, что продукты национализированной промышленности также выступали в товарной форме.

Поэтому становление планомерной организации общественного производства осуществлялось в особых условиях, когда сохранился товар, когда труд измерялся и учитывался не в естественных величинах рабочего времени, часах и минутах, а косвенно через стоимостные формы.

Поскольку предполагалось охватить планомерной организацией все общественное производство, постольку планомерность осуществлялась по поводу создания общественного продукта. В условиях сохранения товарной формы продуктов труда общественный продукт представлял собой совокупность товаров.

Товар, как известно, обладает двойственной природой. С одной стороны, он есть потребительная стоимость, удовлетворяющая какую-либо потребность, с другой – он обладает стоимостью. Поэтому, чтобы потребить товар, его надо сначала купить, тем самым реализовать стоимость товара. Чтобы наслаждаться вкусом шашлыка, необходимо рассчитаться за него звонкой монетой, за простой звон монет вам предоставят возможность вкусить запах шашлыка.

В силу двойственной природы товара и общественный продукт приобрел двойственное содержание. Он есть, с одной стороны, совокупность потребительных стоимостей, или совокупный продукт, а с другой – он обладает совокупной стоимостью, как суммой стоимостей всех созданных товаров.

Субстанцией стоимости товара является абстрактно человеческий труд, т.е. простая затрата человеческой энергии независимо от конкретного вида деятельности. Поскольку мерой труда является рабочее время, постольку величина стоимости товара определяется количеством рабочего времени, затраченного на его создание. Труд, затраченный на создание всей массы товаров, входящих в состав общественного продукта, представляет собой совокупный общественный труд, который как раз и является субстанцией совокупной стоимости общественного продукта.

Однако, хотя труд является субстанцией стоимости, сама стоимость проявляется только в обмене, где товар обменивается на деньги. Тем самым, в акте обмена товар выражает свою стоимость в деньгах. И, хотя, субстанцией стоимости товара является труд, свое внешнее выражение она находит в деньгах, которые и становятся мерой стоимости. Тем самым товарная стоимость приобрела отдельное от товара существование. Товарный мир распался на товар и деньги. Когда мы говорим о товаре, то, как правило, подразумеваем, его способность удовлетворять потребность, т.е. мы воспринимаем товар, как потребительную стоимость. Когда же мы говорим о стоимости товара, то мы всегда подразумеваем деньги, в которых выражена стоимость товара. Стоимость товара, выраженная в деньгах, есть не что иное, как цена товара.

Общественный продукт, как единое целое, не покупается и не продается и свою совокупную стоимость он не может выразить в обмене. Но поскольку все товары, входящие в его состав, выражают свои стоимости в деньгах, т.е. обладают денежной формой стоимости, постольку общественный продукт выражает свою совокупную стоимость в деньгах, или обладает денежной формой совокупной стоимости.

Но, в отличие от товарного мира, который раскололся на товары и деньги, общественный продукт для данного периода времени существует один, другого нет и быть не может. Поэтому один и тот же общественный продукт существует двояко или имеет две формы своего бытия. Он есть совокупность товаров, или совокупный продукт, он же есть и деньги. И, опять-таки, в силу того, что общественный продукт единственный для данного периода, он есть не просто деньги, а определенное количество денег, в котором находит выражение совокупная стоимость общественного продукта. Данную сумму денег я называю совокупные деньги. Поскольку общественный продукт, как единое целое, не покупается и не продается, постольку совокупные деньги существуют как мысленно представляемые деньги или как идеальные деньги. Обнаружить их можно только в качестве записей в плановых, бухгалтерских и статистических документах. В таком случае деньги стали мерой не только стоимости товаров, но и совокупной стоимости общественного продукта.

Тот факт, что общественный продукт есть совокупный продукт, как совокупность разнообразных товаров, характеризует его качественную сторону. Совокупная стоимость в денежном выражении придает ему количественную определенность.
Общественный продукт есть результат общественного производства за определенный период времени, как правило, за год. Приобретя денежную форму своего бытия, общественный продукт в своей количественной определенности стал мерой объема производства.

Именно поэтому, когда Ленин В.И. потребовал от экономистов Госплана и Центрального статистического управления, ЦСУ, разработать index-number (число-показатель) для оперативного получения обобщенной информации о производственной деятельности трестов, то в условиях сохранения товарной формы продуктов труда в качестве такого показателя стала общая стоимость всей произведенной продукции на предприятиях треста в денежном выражении,  получившая название валовая продукция в денежном выражении. Это было обусловлено тем, что, во-первых, в общественном производстве еще не сформировался единый бухгалтерский учет, во-вторых, валовая продукция проста в расчетах, она есть сумма цен произведенной продукции, и, в-третьих, именно простота расчета позволяла оперативно давать информацию об объемах производства за прошедший период, например, за месяц.

Сумма валовых продукций трестов, относящихся к определенной отрасли,  образовывала отраслевую валовую продукцию, а сумма валовых продукций отраслей - валовую продукцию общественного продукта.

Таким образом, общественный продукт бытовал в двух формах. С одной стороны, он есть совокупный продукт, который включает в себя все созданные в обществе товары, как предметы потребления, так и средства производства. С другой стороны, он есть валовая продукция, как валовая стоимость общественного продукта.

Общественные продукты, относящиеся к разным годам, различны как совокупные продукты, но в форме валовой продукции все эти продукты получили качественно одинаковую денежную форму. Качественная однородность общественных продуктов разных лет позволяет их сопоставлять и на этой основе оценивать то, как развивается производство. Если величина общественного продукта в денежном выражении растет по сравнению с предыдущим годом, то имеет место рост общественного производства, и, наоборот, если величина общественного продукта в денежном выражении уменьшается, то имеет место падение общественного производства.


Рецензии