Как Репин живописАл запорОжцев

     Холст вышел 2, 030 метра
   на 3, 580 метра с сантиметрами.
Писал художник Репин картину 17 лет
     с небольшими перерывами !!
И рисовал ведь Репин сразу 2 варианта сразу-же:
  1-й как черновик, а 2-й,- как чистовик
с бОлее яркими дорисовками и задУмками !!
Услышал эту тему Репин в гостях у саввы Морозова*,-
   промЫшленника и Мега-Мецената.
  Ездил Репин с молодым Серовым на Запорожье,
по сёлам и музеям, делая зарисовки и сбор-информ
по деталям одежды людей и козаков того времени !!
 "Запорожцы пишут пиьсмо турецкому султану!"
В картине словно «звучат» разные оттенки смеха,
   служащего выражением горделивого ЧУВСТВа
внутренней независимости. Сохранилось предание о том,
   что в 1675 году турецкий султан Махмуд-IV
прислал запорожским казакам грозное и высокомерное послание,   
в котором повелевал им немедленно «добровольно
   и без всякого сопротивления» сдаться.
В ответ они сочинили язвительное письмо,
  полное народного юмора и презрения
к Турко-Османии и самому турко-султану.

  Репин впервые услышал об этом письме в 1878 году
и, покоренный образом мужественного, жизнерадостного,
   непорабощенного  козАцького рода,
 на тот момент,- ибо часто козаки предавали Русь !!,-
тогда-же и сделал художник первый набросок будущей картины,
    над которой трудился в течение 13-ти до 17-ти лет.
    Репин тщательнейшим образом изучил историю
и быт Запорожской Сечи, совершал поездки в МалоРОСсию,
    собирал бытующие в народе предания о запорожцах,
читал исторические труды, обращался к архивным документам.
 Его поразило, что козаки считали себя русскими людьми,
  но часто восставали против царей руси и России,
 да не сами по себе, а то под Польшей, Крымоханьем,
   Ливтвой или ещё что хуже,- Турко-Османией !!!
И правильно,- ко'заки, как о себе в грамотах, письмах
  и послАниях и впИсывали сами укро-козаки.
А на Руси в России сталось чрез "а" казаки".

С огромным мастерством художник вывел мощные характеры,
добиваясь яркой выразительности и глубокой психологичности
 образов козаков во главе с атаманом Иваном Серко*,
передав их вольнолюбивый дух, удаль и сплочённость
   перед решительными битвами и событиями !

   В основу образов легли этюды с конкретных людей,
которых Репин совершенно преображал, создавая картину.
Так, например, Серко написан с генерала М.И. Драгомирова;
     писарь – с историка Д.И.Яворницкого;
усач, ударяющий кулаком по спине своего товарища, –
       с художника Я.Ф. Ционглинского,
 козак в красном жупане и белой папахе,-
 с профессора консерватории А.И. Рубца.

 Захватывает и ОХВАТывает зрителя шумное веселье
 запорожской вольницы, где козаки весело хохочут,
довольные очередным остроумным, крепким словцом !!
Работая над полотном, Репин вспоминал своих любимых
    художников – Веласкеса* и Хальса*.

   После триумфа картины Репина в столицах Европы
и США (в Чикаго),- была приобретена императором
Александром-III и находилась в Зимнем дворце до 1897 года,
      откуда перешла в Русский музей.
 В 1895 году картина была удостоена золотых медалей
  на международных выставках в Мюнхене и Будапеште.

  Представьте, как её видели и что внутри бушевало
у турко-дипломатов на выставках этой картины..!!!!

   &&* Детальность и конкретика
  написания картины о запорОжцах *&&
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году
в Абрамцеве,- расположенный на берегу реки Вори,
     в 60 км к северо-востоку от Москвы,
в Сергиево-Посадском районе Московской области.
Усадьба Абрамцево получила известность с середины XIX века,
когда её владельцами были писатель Сергей Аксаков c 1843-го
  и промышленник Савва Мамонтов с 1870-го.

У Аксаковых бывали писатели И.С. Тургенев,
М.Н. Загоскин, Н.В. Гоголь, С.П. Швырёв;
поэт Ф.И. Тютчев, актёр М.С. Щепкин;
историки Т. Н. Грановский и М. П. Погодин;
     фольклорист А. Гильфердинг;
славянофилы А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, П. В. Киреевский
    и другие известные современники.
Абрамцево не раз посещал и подолгу жил в специально
отведённой для него комнате Н.В. Гоголь 1849, 1851.
   Здесь в августе 1849 года он читал главы
      второй части «Мёртвых душ».

При Савве Мамонтове в усадьбе гостили и работали
знаменитые русские художники И.Е. Репин, В.М. Васнецов,
   А.М. Васнецов , В.Д. Поленов, В.А. Серов,
П.П. Трубецкой, И.С. Остроухов, М.А. Врубель,
М.В. Нестеров, К.А. Коровин, И.И. Левитан,
А.Т. Матвеев (Мамонтовский художественный кружок),
И.С. Ефимов, музыканты, актёры, певец Ф. И. Шаляпин.
Были организованы столярная и керамическая мастерские.

Созревающий замысел был отделён от готовой картины,
представленной миру на персональной выставке Репина,
 до 17-ти лет полномассштабной живописной работы.
 По воспоминаниям старшей дочери художника Репина.-
  Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила
исключительно запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне
читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть
всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия,
  лепили из глины их фигуры и могли в любой момент
процитировать кусок текста из письма козаков султану !
Летом 1880 года Репин вместе с учеником Валентином Серовым
выехал в Малороссию; через 8 лет он совершил 2-е путешествие
     вместе с сыном Юрием, работая на этюдах,
где художники рисовали всё, что может пригодиться для полотна:
    хаты, утварь, костюмы, оружие,
 чтобы после совместных обсуждений и рассуждений
подводить мысли и задУмки к картине к общему знаменателю !

Своё состояние одержимости художник называл «творческим запоем»,
  а будущих персонажей картины — «весёлым народом».
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
    Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк,
   однажды зайдя в мастерскую к Репину,
он был вынужден в течение нескольких часов
позировать для «Запорожцев»: видите-ли художнику Репину
   приглянулись его веко для одного из героев,
 а глаза, при рисОвке вЕка,- для другого героя картины...

  Для создания образа генерального писаря,-
Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого;
атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича,-
   музыковед Александр Рубец,- хохочущий козак;
коллекционер Василий Тарновский,- человек в шапке;
художник Кузнецов, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт.-
стал молодой улыбающийся запорожец; и так много других !!


Рецензии
Весьма познавательно!
Благодарю за интересную информацию.

Ооленька   28.06.2023 20:11     Заявить о нарушении