Как Репин живописАл запорОжцев

     Холст вышел 2, 030 метра
   на 3, 580 метра с сантиметрами.
Писал художник Репин картину 17 лет
     с небольшими перерывами !!
И рисовал ведь Репин сразу 2 варианта сразу-же:
  1-й как черновик, а 2-й,- как чистовик
с бОлее яркими дорисовками и задУмками !!
Услышал эту тему Репин в гостях у саввы Морозова*,-
   промЫшленника и Мега-Мецената.
  Ездил Репин с молодым Серовым на Запорожье,
по сёлам и музеям, делая зарисовки и сбор-информ
по деталям одежды людей и козаков того времени !!
 "Запорожцы пишут пиьсмо турецкому султану!"
В картине словно «звучат» разные оттенки смеха,
 служащего выражением горделивого ЧУВСТВа
 внутренней самостійной независимости.
   Сохранилось предание о том,
что в 1675 году турецкий султан Махмуд-IV
     прислал запорожским казакам
   грозное и высокомерное послание,   
в котором повелевал им немедленно «добровольно
   и без всякого сопротивления» сдаться.
В ответ они сочинили язвительное письмо,
  полное народного юмора и презрения
к Турко-Османии и самому турко-султану.

 Репин впервые услышал об этом письме
 в 1878 году и, покоренный образом
  мужественного, жизнерадостного,
 непорабощенного  козАцького рода,
  но лишь на тот момент,-
пока не прочитал многое за Сечь в целом,-
 ибо часто козаки предавали Русь !!

 Тогда-же и сделал художник Репин
  первый набросок будущей картины,
над которой трудился в течение до 17-ти лет.
   
Репин тщательнейшим образом изучил историю
и быт Запорожской Сечи, совершал поездки
по всей МалоРОСсии и Екатерининской НовоРОСсии,
 которая по существу всей Истории Руси,-
вообще-то, после Владимиро-Крещенской Руси
 вправе называться и Романово-Тишайшей,
  ибо стал прилАживать царскую руку
вновь на сии зЕмли, после Иоанна Грозного,
 Алексей Михайлович Романов,- "Тишайший",
а за ним вскоре и его сын Пётр Первый,
 с поСЛЕДУющим полным обретением,-
вернее вЫрывом НовоРОСсии,- Дикой Степи,-
у орд Крымского ханства, степчаков-нагОйцев
и самого лютого врага,- Турецкой Османии !!!

Репин собирал бытующие в народе предания о запорожцах,
читал исторические труды, обращался к архивным документам.
Его поразило, что козаки считали себя русскими людьми,
 но часто восставали против царей руси и России,
да не сами по себе, а то под Польшей, Крымоханьем,
  Литвой или ещё что хуже,- Турко-Османией !!!

И правильно,- ко'заки, как о себе в грамотах,
письмах и многих гетманских послАниях
    впИсывали сами укро-щірі козаки.
А на Руси в России сталось чрез "а" казаки",
  чтобы и отличаться от укро-козаків,
часто становИвшимися пропольськімі в реестре
у по короля, или продажніми под Крім-Орду...

С огромным мастерством художник вывел мощные характеры,
добиваясь яркой выразительности и глубокой психологичности
 образов козаков во главе с атаманом Иваном Серко*,
передав их вольнолюбивый дух, удаль и сплочённость
   перед решительными битвами и событиями !

   В основу образов легли этюды с конкретных людей,
которых Репин совершенно преображал, создавая картину.
Так, например, Серко написан с генерала М.И. Драгомирова;
     писарь – с историка Д.И.Яворницкого;
усач, ударяющий кулаком по спине своего товарища, –
       с художника Я.Ф. Ционглинского,
 козак в красном жупане и белой папахе,-
 с профессора консерватории А.И. Рубца.

 Захватывает и ОХВАТывает зрителя шумное веселье
 запорожской вольницы, где козаки весело хохочут,
довольные очередным остроумным, крепким словцом !!
Работая над полотном, Репин вспоминал своих любимых
    художников – Веласкеса* и Хальса*.

   После триумфа картины Репина в столицах Европы
и США (в Чикаго),- была приобретена императором
     Александром-III и находилась
     в Зимнем дворце до 1897 года,
   откуда перешла в Русский музей.
В 1895 году картина была удостоена золотых медалей
на международных выставках в Мюнхене и Будапеште.

Представьте, как её видели и что внутри бушевало
у турко-дипломатов на выставках этой картины..!!!!

   &&* Детальность и конкретика
  написания картины о запорОжцах *&&
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году
в Абрамцеве,- расположенный на берегу реки Вори,
     в 60 км к северо-востоку от Москвы,
в Сергиево-Посадском районе Московской области.

  Усадьба Абрамцево получила известность
с середины XIX века, когда её владельцами
 были писатель Сергей Аксаков c 1843-го
 и промышленник Савва Мамонтов с 1870-го.

У Аксаковых бывали писатели И.С. Тургенев,
М.Н. Загоскин, Н.В. Гоголь, С.П. Швырёв;
поэт Ф.И. Тютчев, актёр М.С. Щепкин;
историки Т. Н. Грановский и М. П. Погодин;
   фольклорист А. Гильфердинг;
    славянофилы А. С. Хомяков,
И. В. Киреевский, П. В. Киреевский
 и другие известные современники.

Абрамцево не раз посещал и подолгу жил в специально
отведённой для него комнате Н.В. Гоголь 1849, 1851.
   Здесь в августе 1849 года он читал главы
      второй части «Мёртвых душ».

При Савве Мамонтове в усадьбе гостили и работали
знаменитые русские художники И.Е. Репин, В.М. Васнецов,
   А.М. Васнецов , В.Д. Поленов, В.А. Серов,
П.П. Трубецкой, И.С. Остроухов, М.А. Врубель,
М.В. Нестеров, К.А. Коровин, И.И. Левитан,
А.Т. Матвеев (Мамонтовский художественный кружок),
И.С. Ефимов, музыканты, актёры, певец Ф. И. Шаляпин.
Были организованы столярная и керамическая мастерские.

Созревающий замысел был отделён от готовой картины,
представленной миру на персональной выставке Репина,
 до 17-ти лет полномассштабной живописной работы.
 По воспоминаниям старшей дочери художника Репина.-
  Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила
исключительно запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне
читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть
всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия,
  лепили из глины их фигуры и могли в любой момент
процитировать кусок текста из письма козаков султану !

   Летом 1880 года,- Репин вместе
   с учеником Валентином Серовым
  выехал в Малороссию; через 8 лет
    он совершил 2-е путешествие
вместе с сыном Юрием, работая на этюдах,
    где художники рисовали всё,
 что может пригодиться для полотна:
  хаты, утварь, костюмы, оружие,
 чтобы после совместных обсуждений
и рассуждений подводить мысли и задУмки
   к картине к общему знаменателю !

   Своё состояние одержимости..,-
художник Репин называл «творческим запоем»,
  а будущих персонажей картины —
«весёлым народом» или "весёлым нарОдцем".
Ибо,- козаки Сечи воотчию жили привольно,
вольготно, идентично и обособленно.

 Черты запорожцев Илья Ефимович Репин
   отыскивал и во всех знакомых.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк,
   однажды зайдя в мастерскую к Репину,
он был вынужден в течение нескольких часов
позировать для «Запорожцев»: видите-ли,-
 художнику Репину приглянулись его веко
для одного из героев; а глаза, при рисОвке
....вЕка,- для другого героя картины...

  Для создания образа генерального писаря,-
Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого;
   атамана Серко согласился воплотить
   самолично генерал Драгомиров* !!!
 
  Прообразами других персонажей картины
"Запорожцы",- стали земляк Ильи Ефимовича,-
музыковед Александр Рубец,- хохочущий козак;
  коллекционер Василий Тарновский,-
 человек в шапке; художник Кузнецов,
  сын Варвары Икскуль-Гильденбандт.-
стал молодой улыбающийся запорожец;
   и так много - много других !!


Рецензии
Весьма познавательно!
Благодарю за интересную информацию.

Ооленька   28.06.2023 20:11     Заявить о нарушении