Люби ближнего своего, как себя. Еврейская хохма
*
Слово "хохма" в переводе на русский значит мудрость.
Заповедь «Люби ближнего своего, как самого себя» Тора, Ваикра 19:18.
О чем она говорит?
*
Первое мнение: человек должен любить своего ближнего.
*
Второе: вначале человек должен научиться любить и уважать себя. Ведь если он не любит себя, то как он может в совершенстве выполнить эту заповедь?
*
Третье: есть заповеди Торы, связывающие человека и Всевышнего,
есть заповеди, определяющие поведение людей по отношению друг к другу.
А еще есть общие законы, которые объединяют отношение человека к Всевышнему, и отношения людей между собой.
Почему раби Акива говорил, что заповедь «люби ближнего своего, как самого себя» – это общий закон?
Потому, что нет никого ближе к человеку, чем Всевышний.
*
Четвертое. Хасидская майса. Каждый человек знает о своих недостатках. Но тем не менее он себя любит и о себе заботится. Также надо относиться и к своему ближнему.
*
Пятое: если твоя рука чем-то тебя огорчила, например, нечаянно обожгла. Или твоя нога тебя подвела и ты упал. Ты же не перестаешь любить свои части тела? Так же надо относиться к твоему брату – другому еврею.
*
Шестое: надо разделять человека и его поступки. К самому человеку ты должен относиться с любовью, а его поступки можешь осуждать. Понятно, что очень вежливо и никого не оскорбляя и не огорчая.
*
Седьмое: эта любовь может проявляться в самых неожиданных формах. Например, суд Торы приговорил человека к побиванию плетьми. По закону его нельзя бить плетью более 40 раз, так как это может привести к ущербу его здоровью или унизить его. Но даже закоренелого преступника мы бьем только 39. Почему?
Во-первых, считающий может ошибиться, и тогда преступник получит больше ударов, чем он заслужил, а во-вторых в справедливом и заслуженном наказании должна присутствовать частица милосердия.
А кроме того, тот кого наказывают должен понимать, что он не полностью искупил свою вину, так как не получил последний удар. И он должен искупать ее своими хорошими поступками и добрыми делами.
*
Категорически запрещено оскорблять или унижать своего ближнего, сплетничать и копаться в его личной жизни. Еврей, нарушающий это правило, в первую очередь позорит сам себя, своих родителей и своих предков. Всегда старайтесь избегать злоязычия.
*
В начале 1980-х встречал я в Бейт а-Кнесете в Марьиной Роще хорошего еврея. Звали его реб Авром. Когда к нему подходили посоветоваться или узнать что-то о другом еврее, то иногда он был вынужден ответить так: "Это хороший человек, но ты с ним дело не имей" или "Это хороший человек. Держись от него подальше".
*
Два еврея, три мнения – это мудрость и сила!
*
Текст из моей книги "Еврейские истории или то, что вы не знаете о иврим", 2016. Буду рад любым Вашим замечаниям.
Свидетельство о публикации №223061800628
Ну да ладно. Оставим препирательства. Но если я угадал, то объясните мне, если можете, эту чисто иудейскую практику, основанную Башлемом (не ругайтесь из-за транскрипции; я передаю свою мысль), когда цадики, "чудотворцы Израиля" основывали целые семейные корпорации для собственного обогащения, живя буквально во дворцах, имея свои аркестры и лейб-гвардию с пиками и с габаями (аргусы, кажется). Что это было, как не простой и верный гешефт? Чем сегодня отличается Берл Лазар от своих предков?
Глеб Тропин 10.05.2024 15:44 Заявить о нарушении
Я же не о кипе говорил. Я хотел услышать громкий голос из-под кипы. А поимел, кого обычно имею.
Глеб Тропин 30.03.2025 23:15 Заявить о нарушении