Натовцы в Сибири Продолжение

 
    Умный в гору не пойдёт?
    Лошади точно не пойдут.
    Пять дней восхождения на Белуху по морене и леднику, снежникам, через трещины глубиной сотни метров – какие лошади, ребята? Всё сами, своими ногами, на своих спинах и плечах.

    Целый день мы укладывали снаряжение и продукты. К вечеру выяснилось, что из сорока девяти членов австрийской группы дальше готовы идти только двадцать четыре. Четыре действующих офицера, конечно, тоже.

    Мы, гиды, с облегчением вздохнули: при соотношении «двадцать четыре альпиниста - и четыре гида» уже есть шанс на успех. Но что делать оставшимся участникам пять дней на верхней базе? Как без гидов отправить клиентов через тайгу вниз? Контрактом такие изменения в маршруте предусмотрены не были, однако австрийцы заверили нас, что справятся самостоятельно. Единственное, что им нужно, это палатки и продукты на спуск.
    Что из этого получилось, я узнал значительно позже, после возвращения…
   
    Первый день восхождения ещё сильнее проредил австрийский отряд спецназа. Никак не ожидали они преодоления огромных камней морены без тропы; не представляли переправы почти по пояс вброд через ледяную реку Ак-Кем; утомил их набор высоты более километра по рваному леднику с огромными трещинами… И всё это - с рюкзаком, в котором кроме личных вещей для проживания на леднике, палатка, продукты на пять дней, газ для горелок, верёвки и всё альпинистское снаряжение…   

    К «Томским ночёвкам» подошли только 16 человек. Остальные повернули с ледника к базе. Совершенно не понимаю, как они изучали описанный нами подробно маршрут? На какую прогулку в парке рассчитывали, прилетев за тысячи километров в Сибирь на альпинистское восхождение?

    За ужином оказалось, что ещё пять человек решили вернуться с завтрашнего утра. Пришлось заново перераспределять снаряжение и продукты.

    - "Томские ночёвки" - это последнее место, откуда можно вернуться самостоятельно.

    Что ж! В группе осталось девять человек: все четыре офицера и пять ветеранов, старшему из которых было около семидесяти.

    На перевале Делонэ стена льда - высотой с небоскрёб.  Это реальная опасность. Не знаю, какие тирольские песни звучали в головах австрийцев, а в моей засело «на войне, как на войне».
    Правда, погода благоприятствовала нам: на леднике днём так припекало солнце, что мы разделись до футболок, а лицо намазали защитной мазью.
    Но, как только солнце скрылось за хребтом, мороз превратил  мокрый снег в лёд. В горах никогда не знаешь, чего ожидать, и, на случай сильного ветра, мы поставили защитные стенки из снежных кирпичей. Получились маленькие крепости с тропинками между ними..

    Вот тут ещё раз сказалась разница менталитетов. Всё моё несу с собой – а сколько, каждый решает сам. В такой дилемме: тяжелее рюкзак или хуже питание - австрийцы выбрали второе.
    Как мы ни пытались убедить их взять больше, показывали наши таблицы расчётов веса и калорий, они упорствовали: лучше несколько дней потерпеть с ограничениями в еде, но зато, как им казалось, легче идти.

    А мы, конечно, взяли значительно больше расчётного веса и теперь наслаждались вкусностями. Но австрийцы подходили к нашим маленьким крепостям-палаткам, задавали разные вопросы, делились впечатлениями о путешествии - а мы, по русскому обычаю, угощали их едой и чаем.

   Утро восхождения на вершину Белухи начиналось в два часа ночи, пока не взошло солнце и не начал таять снег. К рассвету мы миновали лавиноопасный участок. Далее по нашему плану страховка не требовалась. Можно лезть по хребту, держась руками за выступающие камни.

    Но оказалось, что не все австрийцы готовы идти без страховки. Пришлось разделиться на связки и подниматься с параллельной страховкой. Это означало, что к каждому гиду привязаны один или два клиента, и все двигаются одновременно. Скорость подъёма значительно ниже, но психологически чувство безопасности помогает новичкам преодолеть страх высоты. 

   И наконец настал момент, когда все собрались на вершине. Каждый позвонил в колокольчик, привязанный к ледорубу на самой вершине самой высшей точки Сибири. Мы благодарили Гору и местных духов, что они разрешили совершить восхождение.

   Австрийцы были счастливы. Все четыре офицера-спецназовца не посрамили чести армии, а пять ветеранов честно отстрелялись за всех членов пенсионерской команды, чрезмерно увлёкавшихся пивом в последние годы.
   Такой длинный и трудный путь проделан не зря. И пусть только девять человек из сорока девяти поднялись на вершину, это всё равно победа. Наша общая победа.
   Мы тоже были счастливы.             (По рассказам Леонида Кеменова)


Рецензии