7. Сознательность

Отсутствие единой терминологии делает людей бессильными объяснить что-либо друг другу. Отсутствие представлений об устройстве мироздания усугубляли этот факт. И вот, устройство мироздания уже не является сокровенным (сокрытым) знанием и если привести каждое  понятие только к его, единственной, форме, которое соответствует конкретному состоянию материи (души) = терминам (символам) придать объём слова живого, всё изменится и в восприятии людей.  Сознательность – путь к осознанности, но далеко ещё не она. Можно сопоставить три основных (принципиально разных) этапа на пути к человеку совершенному: рассудительность – сознательность – осознанность. Иными словами это:
-  критицизм (оценочные суждения рассудка, отвергающие всё новое  в целях самосохранения) = формирование условных рефлексов на базе инстинктивности;
- преодоление критицизма в направлении осуществления той или иной «чужой» идеи, выходящей за пределы самосохранения = пересмотр имеющихся условных рефлексов;
- восстановление мер относительного сознания, позволяющих человеку реализовывать свои идеи (восходить к собственному смыслу) постигать связанность мироздания, не вдаваясь в детали самосохранения (инстинктивности) по мере интеллектуальности.
Чему учат родители (опекуны) детей от рождения? Безопасному поведению. Какими бы ни были духовно (душевно) продвинутыми родителями (вмещали бы значимые меры духа или души), они не позволяют детям играть в опасные игры, использовать опасные предметы и т.д. Т.е. не позволяют детям рисковать, дабы избежать угрозы для жизни. И обосновывают это детям-подросткам по-разному, в зависимости от своей жизненной позиции и компетентности. Дети усваивают эти теории, но не всегда следуют им и пик «безрассудства» чаще всего наблюдается  как «юношеский максимализм». Обобщение = «страшный грех», который никому избежать ещё не удалось, но кто понимает это – уже в меру просветлённый человек. Именно обобщение – спутник сознательности, путь к нарушению устоев персональной инстинктивности, когда рассудок (центр инстинктивности = мозг - компьютер) готов вместить инородную (опасную для жизни) чью-либо идею и отстаивать её (обосновывать теоретически и продвигать практически). Обнаружив, в своё время, что это не его идея, человек озадачивается, а где – моя? Как она выглядит? И что она преследует? И вот тут начинается пошаговый (мерный) последовательный путь в осознанность. На моём жизненном пути (как и на жизненном пути каждого) эта триада получила уникальное воплощение. Представьте патриархальную семью (отец возглавляет её), при этом диктаторство – это один край  правления отца, другой – нечастая вседозволенность, когда можно есть конфеты без ограничений, нырять лет с 10 не с вышек в отведённом для этого месте, а с палубы движущегося теплохода, под недоумёнными взглядами его пассажиров. Когда можно позволить курить прилюдно подростку (его внуку), если тот сам это втайне практикует (принять факт событий, как он есть).  Непредсказуемый человек, который постоянно повторял только одну фразу: «Никогда не ври!» - это мой отец, по взглядам – коммунист и атеист, который любил играть в шахматы, отстаивая позиции свои не только на шахматной доске, но и в жизни, причём так эмоционально, что порой дело доходило до применения грубой силы (особенно в молодости).  Позже, смягчаясь, он никогда не признавал на словах свою неправоту, но снимал отчасти запреты (жест примирения). Меня содержал в относительной строгости (кнут и пряник), но изолированно от других: школа – секция – дом. Дома посторонние не приветствовались, т.к. подозрительность отца видеть в окружающих более соперников, чем союзников была почти тотальной, за исключением тех «друзей», которых он периодически, изрядно подвыпивший, водил в дом. Акты милосердия нередко сопутствовали поведению отца, являя непосредственность олицетворяемой им души. Отец не был моим кумиром, но примером для подражания ребёнку, который кроме семейных не знал иных взглядов и отношений – однозначно. Путь моей сознательности пролегал через членство в ВЛКСМ и КПСС, соответственно атеизм. Слава господу, с ростом количества детей и их взрослением, идея материнства затмила все иные идеи, а когда обратилась к самой себе и вспомнила годы своего пути периода сознательности, была потрясена: как можно было искренне переживать идеи, которые не только не мои, но и ограничивали, связывали  меня, моё развитие?! Но иначе никак не придти к осознанности: не расшевелив инертную инстинктивность, не связать её, пусть даже потенциально (через авантюрное расширение её вместимости), с ростком осознанности.

Новелла «Рассудок» очень многословна (в неё собраны материалы, которые подводят к пониманию рассудка с разных сторон и для кого-то, возможно, их все переработать и что-то для себя извлечь, утомительно), но слайд к новелле поясняет основное, и если с этой схемой  получилось бы разобраться = понять феномен рассудка. Он представляет «площадку игры», организованную разными мерами Господа, воспринимается сегодня как «сознание человека», что иллюзорно. Рассудительность (в основе) = формирование суждений (оценивание) с позиций инстинктивности как по отношению происходящего во внешнем мире, так и к событиям внутреннего мира. Например, «что за мысль новая меня беспокоит, откуда она, что она значит и опасна ли?!». Но мысль сопровождают  чувства, тогда: «откуда это чувство тревоги (воинственности, отрицания, смятения или любые другие, меняющие настроение)?». Сознательность  – это процесс (механизм) приятия инстинктивностью меры интеллектуальности, что может порождать огромный эмоциональный всплеск , непредсказуемые реакции (от эйфории до невыносимой боли) –  идёт замещение части непосредственного самосохранения чувственного тела идеями иного порядка в меру генома человека. Геном – программа, регулирующая допустимую меру свободы физиологического тела в конкретном воплощении. Геном определяет, какую меру той или иной сущности (духа или души) призван олицетворить человек; иными словами, задаёт потенциал системе рефлексии (отражения) на воплощение, и он не может не реализоваться. Сознательность – это только сознательность, не осознание, не разумность, не осмысленность, ни что иное. Сознательность взращивается чувством долга, адаптированным к человеческой среде чувством страха: «не допустить несоответствия ожиданиям других от тебя», иначе есть опасность погибнуть. «Ты ДОЛЖЕН, иначе в направлении тебя пойдёт критика или даже лишения, что может привести к смерти» - подтекст инстинктивности, который далеко не каждый человек способен обнаружить, ослеплённый посторонними идеями, делающими его сопричастным определённой социальной группе, что воспринимается им, как личная значимость и возможность влиять на другие социальные группы. Это другая сторона проявления инстинкта выживания: быть в сообществе («человеку одному никак не выжить» - основное правило системы выживания). Так или иначе, новые идеи становятся игроками на поле рассудка. Вмещая их, рассудок буквально открывает ворота «Троянскому коню». Миновать этап сознательности невозможно никому, но справиться с ней можно в любом возрасте, от юношества до возрастной зрелости. Или не миновать в текущем воплощении: быть заложником инстинктивности всю эту жизнь, если такой "вердикт" вынесен геномом.

PS: «…но какие-либо (не важно, чьи) убеждения  мне  были неприятны»,  – сказано в предыдущем  очерке(т.е. не возникал посыл принять их). Но когда ты взрастал в среде идей родителей (не в своих, которые ещё не пробудились), то они механически становятся «своими», родными в традиционном плане. Ими пропитан воздух, которым ты дышал от рождения, другого не знал. И лишь когда отстраняешься от них на время,  в силу разных обстоятельств, понимаешь, чем ты жил до этого: своим призванием или допустил в себя иные идейные убеждения.


Рецензии