Всевышняя любовь Колтрейна. Глава 2

Гамлет — не принц датский
 
«Я обнаружил, что нужно оглянуться на старые вещи и увидеть их в новом свете» — Джон Колтрейн.
23 сентября 1926 года в провинциальном городишке с символическим названием — Гамлет (Hamlet), что расположен у небольшого тихого городского озерца, в штате Северная Каролина, родился будущий великий тенор-саксофонист Джон Колтрейн (John William Coltrane).
Известно, что с начала XVII века пьеса «Гамлет, принц датский», была знаменита благодаря роли призрака и яркому представлению меланхолии и безумства. Оставаясь популярной у массовой публики, пьеса рассматривалась критиками XVII века, как примитивная и нерекомендуемая пьеса из-за отсутствия единства и благопристойности; в XVIII веке — как трагедия Гамлета — чистого, блестящего молодого человека, попавшего в неудачные обстоятельства. К середине XVIII века, подъём готической литературы привёл к появлению психологических и мистических произведений, вернув сумасшествие и призраков на первый план. Гамлета не считали сложным или противоречивым персонажем до конца XVIII века: одно из двух — либо он считался безумным, либо не считался; либо считался героем, либо ему отказывали в героизме — двойственная природа персонажа не предполагалась. К XIX веку романтики стали ценить «Гамлета, принца датского» за его внутренний, личностный конфликт. Такая точка зрения на характер и внутреннюю борьбу героя господствовала до XX века, когда критики снова разделились на два различных направления.
Отношение к музыке Колтрейна переживало подобные метаморфозы только на значительно более коротком временном отрезке: от мистики, меланхолии и безумства до нравственного подъема и духовной чистоты.
Достоверных архивных сведений о семье Колтрейнов не сохранилось.
Одни источники утверждают, что Джон рос в музыкальной семье, по другим источникам в семье портного — большого знатока и любителя музыки. По утверждению третьих, наиболее достоверных, он вырос в религиозной семье, где его отец проповедовал, а дед был лидером общины и священником, что предопределило склонность к отчетливому звучанию в саксофоне Колтрейна элементов Госпела — медитативных, молитвенных песен и интонаций проповедника.
Представим себе крохотный, забытый людьми (хотелось написать Богом, но как раз в культовых сооружениях нескольких конфессий в городе недостатка не было), городишко начала XX века, в котором к музыкальным событиям можно было отнести богослужения в нескольких баптистских церквях.
В 1938 году отец и дед Джона внезапно скончались, а затем, когда Колтрейну исполнилось всего двенадцать лет, покинули бренный мир его бабушка и тетя — с разницей в несколько месяцев. Семья была опустошена потрясена эмоционально и экономически. Юный Колтрейн только что взял в руки кларнет: а музыка и религия стали для него своего рода спасательным кругом.
Напомним, что баптистская церковь ведет свое происхождение от движения, которое зародилось в XVII веке в среде английских пуритан, а наибольшего развития с их легкой руки достигло именно в Северной Америке. Основу первых баптистских общин составили изгнанники из пуританских колоний, преследуемые за высказывание взглядов о необходимости отделения церкви от государства и отказ от традиционного крещения детей. После обретения религиозной свободы, баптистами была развёрнута активная миссионерская деятельность, охватывавшая, помимо белых колонистов, индейцев и чернокожее население страны. Среди последних данное исповедание получило широкое распространение, вследствие чего до настоящего времени в США существует несколько афроамериканских баптистских объединений и более 80 церквей.
Баптистские богослужения, включающие проповедь, пение в сопровождении инструментальной музыки, импровизированные молитвы (своими словами), чтение духовных поэм и стихотворений, безусловно располагали к раскрепощению и развитию творческой личности Джона, однако бедность и потеря кормильцев вынуждала семью выживать, а о том, чтобы зарабатывать на жизнь музыкой не было и речи.
Приметы джазового времени во многом повлияли на формирование музыкального мировоззрения Колтрейна. К подростковому возрасту он уже слышал популярные песни в сложных аранжировках на пике эры биг-бэндов, взрослым в середине 40-х, — бибоп альт-саксофониста Чарли Паркера и трубача Диззи Гиллеспи.
Кумирами Колтрейна стали Джонни Ходжес — альт-саксофонист в знаменитом оркестре Дюка Эллингтона, и Декстер Гордон — тенор-саксофонист, бибоппер в первом поколении. Бибоп был новым захватывающим языком, который звучал со свежей ритмической свободой и расширял гармонический диапазон музыки, что требовало глубокого знакомства с музыкальной техникой.
Во время учебы в средней школе Уильяма Пенна Джон начал играть на кларнете и альтгорне в местном оркестре, а осенью 1940 года переключился на саксофон под влиянием таких музыкантов, как Лестер Янг и Джонни Ходжес.
В июне 1943 года Колтрейн после окончания средней школы вместе с другими членами семьи переезжает в один из старейших и крупнейших городов — Филадельфию — «Город братской любви» в штате Пенсильвания (Лесная страна Пенна), основанную Уильямом Пенном. Будучи квакером-пацифистом и проповедником веротерпимости, Пенн в качестве «убежища для свободомыслящих европейцев» основал колонию, которую назвали в его честь Пенсильвания, и стал одним из первых защитников демократии и свободы вероисповедания. В Филадельфии была одна из самых развитых и динамично развивающихся афроамериканских общин в военные годы. Черные районы города были заполнены барами, клубами и театрами, где звучала живая музыка всех стилей. В сентябре того же года, когда ему исполнилось 17 лет, мать купила ему в подарок его первый саксофон, альт.
Несмотря на свою преданность бибопу, и тесное знакомство с другими молодыми исполнителями стиля, такими как саксофонисты Джимми Хит и Бенни Голсон, Колтрейн работал на сахарном заводе, совмещая работу ради заработка с исполнением роли музыканта-подмастерья на выступлениях, выдувая на альт-саксофоне все, что требовалось для получения нескольких лишних долларов. Начав музыкальные занятия с освоения кларнета и альтгорна, Колтрейн со временем переключился на саксофон, выступая с местными оркестрами в ночных клубах, оттачивая технику игры и приобретая в Филадельфии заслуженную популярность классного инструменталиста.
С 1944 по 1945 год Колтрейн брал уроки игры на саксофоне в Музыкальной школе Орнштейна у Майка Герра. С начала до середины 1945 года у него была первая профессиональная работа: в составе «трио для коктейлей» с фортепиано и гитарой. Важный момент в музыкальном развитии Колтрейна произошел 5 июня 1945 года, когда он впервые увидел выступление Чарли Паркера. В статье журнала DownBeat в 1960 году он вспоминал: «Когда я впервые услышал игру Птицы, она попала мне прямо между глаз».


Рецензии