Глава 412. Танеев. Четвертая симфония

Сергей Иванович Танеев
Симфония №4 до-минор
Новосибирский академический симфонический оркестр
Томас Зандерлинг (дирижер)

Sovet: Аннотация с конверта пластинки:
До-минорная симфония, соч.12 (посвящена А. К. Глазунову) написана Сергеем Танеевым в 1896-1898 гг. Высокую оценку сочинению дал Николай Римский-Корсаков: «Считаю Вашу симфонию прекрасным современным произведением: благородный стиль, прекрасная форма и чудесная разработка всех музыкальных мыслей». Самый характер симфонии, мужественно суровый и напряженный, особенности тематического материала, наконец, все движение от патетического до-минора первой части к радостному до-мажору в финале заставляют вспомнить Пятую симфонию Бетховена.
Симфония поражает законченностью, тщательной продуманностью, техническим совершенством. Нет почти ни одной темы, которая в тех или иных изменениях не присутствовала бы чуть ли не в каждой части! Сложнейшие «ученые» хитрости «высшего математика звуков» (как называли Танеева) вовсе не убивают ни яркости мысли, всегда глубокой и энергичной, ни силы и органичности чувства, несколько сдержанно-целомудренного, но бодрого и оптимистического.

Volovikelena: Впервые слышу в симфонии Танеева такой интеллигентный звук, восхитительную мягкость тембров.
Очень профессионально исполнена симфония. Но при этом не очень интересно. Нет противовеса вот этой мягкости. Темы Танеева, в частности — эпиграф, главные партии первой части и финала, побочная финала — очень даже с характером должны звучать. Привыкла и к некоторой агрессии в их исполнении, образы-то грозные, связанные с темой Судьбы. Но вот эта подкупающая интеллигентность как-то нивелирует судьбоносность содержания.
Но зато очень индивидуальная трактовка.
А интересное исполнение или нет — дело дирижера.

sir Grey: Можете поделиться, как будто я — Ваш студент?

Почему Моцарту или Баху хватало четырех-шести инструментов, а в конце века их в оркестре — все больше, больше, больше...

Мне кажется, музыка ушла от внутренней глубины, когда слушатель сам переживает, ему надо все время шуметь, чтобы он проснулся.

Не музыка, а звукопись какая-то. Отсюда и Малер. Подниму философские вопросы, соберу два хора, два оркестра, напишу о конце света или о принятии всего, и тогда люди, наконец, услышат что-то.

Volovikelena: Баху с Генделем тоже не хватало часто инструментов. Им приходилось довольствоваться, чем было. Работаешь на князя, значит, работаешь со столькими людьми, сколько есть в капелле. Князю или графу им не только платить зарплату приходилось, но и жилплощадь в замке предоставлять, стол и одежду опять же. В приличной капелле и одежда должна была быть особенной, как униформа. Если князь богатый — музыкантов больше. Если как маркграф Бранденбургский — шесть человек и на инструменты, и на певцов. А Бах туда же ему — Бранденбургские концерты написал. Но — политес. А в Лейпциге жил — без конца магистрат доставал, что ему нужно в Томасшулле двадцать хороших инструменталистов. А чиновники магистрата были прижимисты. Поэтому Бах, Гендель мечтали о больших составах, а довольствоваться приходилось… Как профессионалы они творили и для минимума исполнителей по максимуму. Они же плохо писать не умели.

Sovet: Совершенно верно. И Гайдн, пока служил у Эстерхази (до него — у Морцина), писал для такого состава, какой имелся в его распоряжении (а Эстерхази великий был довольно богат!)

1dfcbkbq9: В 1761 году, во время создания Гайдном ранних симфоний, в капелле князя Эстерхази насчитывалось 4 скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, 2 гобоя, 2 фагота, 2 валторны. То есть это ансамбль солистов (видимо, очень квалифицированных) скорее для кончерто гроссо, чем для больших симфоний.

Sovet: Да, действительно, Лондонские симфонии написаны именно для Лондона и для еще большего оркестра.


Рецензии