Как Женька в американском кино снимался - 6

                «ПЁТР ВЕЛИКИЙ»,
                или Как Женька в американском кино снимался

                (правда и небылицы из киношных приключений)

                начало в - http://proza.ru/2023/05/28/1387


                6. Утро стрелецкой казни
                (и снова урок Истории)

     Осенью 1689 года на Руси закончилось «двоецарствие малолетних братьев», а с ним и правление Софьи. Венценосцы Иван-V и Петр-I «освободились» от опеки сестры-регентши, а при больном и слабоумном брате, править стал один Пётр со своими приближенными.

     Неспокойно кончилось детство Петра. В нём начало военных забав, и в нём же – тяжелые, даже ужасные дни, повлиявшие на всю его жизнь. Стрельцам и старшей сестре Софье Алексеевне Пётр отомстит позднее, став единовластным царём всея Руси.

     Продолжалась война с Османской империей и Крымским ханством. Вместо походов на Крым, предпринимавшихся в годы правления Софьи, Пётр решается нанести удар по турецкой крепости Азов, расположенной при впадении реки Дон в Азовское море.

     …Весной 1695 года регулярные 30-тысячные московские войска реками Окой и Волгой на судах дошли до Царицына, оттуда перешли на Дон и появились под Азовом. Но сильный город, получая подкрепления с моря, не сдался.

     Штурмы крепости не удавались. Русское войско страдало от недостатка боеприпасов, провизии и… От многовластия военных! Командовали осадой Азова генерал-адмирал Франц Лефорт с генералами Фёдором Головиным и Патриком Гордоном. Пётр, бывший там в качестве бомбардира Преображенского полка, сам убедился, что Азов не взять без флота, который бы отрезал крепость от любой помощи с моря. Русские отступили в сентябре…

     Заботясь о привлечении в Россию техников-иностранцев, Пётр решил, что для лучшего утверждения в России морского дела, необходимо было учить и своих русских специалистов.  Для этого  царь отправил за границу знатную молодежь «учиться архитектуры и управления корабельного». Старшее поколение хорошо помнит советский музыкальный фильм-комедию «Табачный капитан» режиссёра Игоря Усова, снятого на киностудии «Ленфильм» в 1972 году.  Пусть и с юмором, но телезрителям был показан этот эпизод в Русской истории. Так пятьдесят молодых придворных были посланы в Италию, Англию и Голландию – в страны, известные в то время развитием мореплавания.

     Однако высшее московское общество было неприятно удивлено этим новшеством: Пётр не только сдружился с немецкой слободой, но желал подружить с иностранцами и других. Еще больше поражены были русские люди, когда узнали, что и сам Пётр собрался ехать за границу.

     Неудача под Азовом, несмотря на попытки ее скрыть, огласилась. Потери Петра были не меньше потерь Фёдора Голицына в военных походах против крымского хана в 1687 и 1689 годах. Недовольство в народе против иноземцев, которым приписывали военные промахи, было очень велико. Но Петр не падал духом, не прогнал приближенных иностранцев и не оставил очередной попытки взять турецкую крепость.

     Впервые показал он тогда всю силу своей энергии и в одну зиму, с помощью зарубежных судостроителей, построил на Дону и в устье Воронежа целый флот кораблей: 30 морских судов и более 1000 речных барок для перевозки войск.

     Части галер и стругов строили плотники и солдаты в Москве, а также в лесных местах, близких к Дону. Эти составные части затем свозились в Воронеж и из них собирались уже целые суда. Пётр сам принимал участие в строительстве кораблей. Много препятствий и неудач преодолел царь, ставший в это время полноправным государем (брат Петра – царь Иван, умер 29 января 1696 года).

     В мае того же года из Воронежа Доном русское войско выступило к Азову и вторично осадило его. На этот раз блокада  была полной, ибо флот Петра под командованием генерала-адмирала Лефорта, не допускал к Азову турецких кораблей. На суше под единоличным управлением воеводы боярина Шеина дела также шли хорошо. Петр сам присутствовал в войске (в чине капитана) и, наконец, дождался счастливой минуты: 18 июля 1696 года Азов капитулировал. За взятие крепости царь присвоил Алексею Шеину звание генералиссимуса.

     Как тяжела была раньше неудача, так велико было счастье в Москве при получении известия о победе. Радовался и сам Петр: в успехе он видел оправдание своей предшествовавшей деятельности, своих «потех». Победа была отпразднована торжественным вступлением войск в Москву, празднествами и большими наградами.
На Западе не ждали такого успеха Петра и были им поражены. Слух о взятии Азова прошел по всей Европе, а польские дипломаты и вовсе плохо скрывали страх, внушаемый им политическими достижениями Москвы.

     После победы, как и после неудачи, Петр не опустил рук. Зима 1696-го и начало следующего года прошли в заботах об укреплении Азова и о построении флота для Азовского моря. В Азов решено было переселить 3000 семей из волжских городов и 3000 стрелецкого войска.

     Но ещё раньше, чем молодой царь успел собраться в поездку по Европе, произошла череда тревожных событий. В 1697 году некий монах Аврамий подал царю рукопись, наполненную упреками. Аврамий писал, что Пётр ведет себя «печально и плачевно», впал в потехи, а государством, мол, правят дьяки-мздоимцы.
 
     На эти обвинения Пётр ответил строгим расследованием и ссылкой Аврамия с его друзьями-монахами. Еще ранее Пётр за какую-то провинность пытал дядю своей жены Евдокии Лопухиной, а некоторые другие Лопухины были высланы из Москвы. Очевидно, что и они были недовольны самодержцем. Так, ко времени возмужания Петра, возрастало и недовольство им в разных слоях общества.

     Горячий Пётр страшно вспыхивал, иногда от пустяков, и,  давая волю гневу, порой бывал очень жесток. Поэтому в отдельных  кругах недовольство перешло в определенный умысел убить царя. Следствие, произведенное перед самым отъездом Петра за границу, выяснило, что главными заговорщиками на жизнь государя были бояре Соковнин и Пушкин, а также стрелецкий полковник Циклер. Мотивами покушения они выставляли жестокость и новшества Петра, желая возмутить и в очередной раз поднять стрельцов. Циклер, кстати, оговорил в соучастии и Софью. По этому делу все виновные подверглись казни.

     Поверив в сообщничество Софьи Алексеевны и, видя в заговоре против себя «семя, посеянное Иваном Милославским», Пётр отомстил и Софье, и даже умершему более 10 лет назад Милославскому. Царь велел с бесчестием вырыть его гроб и подставить под плаху так, чтобы при казни заговорщиков на него текла кровь казненных. После этой свирепой мести, устранив из Москвы подозрительных лиц для государственной и своей безопасности, Пётр отправился в Европу.

     Чувство неприязни к Милославским, воспитанное ещё раньше, перешло в ненависть, когда Петр узнал, сколь виноваты они в стрелецких движениях. Плохо он относился и к самим стрельцам. Это их он называл «семенем Ивана Михайловича» (Милославского), потому что сразу вспоминал их кровавый бунт 1682 года.

     А тем временем, под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова, царь в составе Великого посольства побывал за границей. Для него это было последним актом самообразования. Пётр желал получить сведения по судостроению, а получил сверх того массу впечатлений и очень много знаний. Более года он пробыл в Европе, всегда в толпе, среди разных людей, среди разнообразных национальных культур.

     Молодой царь не только увидел культурное и материальное превосходство богатейших западных государств над своей бедной Русью, но и сжился с обычаями этих стран, стал в них как бы своим человеком и не мог уже вернуться к старому мировоззрению. Сознавая превосходство Запада, он решился приблизить к нему свое государство путем реформ.

     25 августа 1698 года Петр вернулся в Москву из зарубежного  путешествия. В этот день он не был во дворце, не виделся даже с женой Евдокией Лопухиной. Вечер провел в ставшей родной немецкой слободе, откуда затем уехал в свое Преображенское.

     На следующий день на торжественном приеме боярства он начал резать боярские бороды и окорачивать длинные кафтаны. Петр многих пугал одним только своим видом, огнем глаз своих!

     Брадобритие и ношение немецкого платья были объявлены обязательными. Не желавшие брить бород скоро станут платить за них ежегодную пошлину, относительно же ношения немецкого платья не существовало никаких послаблений для лиц дворянского и городского сословия. В старом наряде осталось только  крестьянство и духовные лица. Ничего себе, реформы… Но, это было только начало!

     К преобразованию государственного устройства и управления Пётр перейдёт гораздо позднее. А пока резкое противоречие его первых  «реформенных шагов» с давними привычками народа и проповедью русской иерархии придало этим мерам характер важного, крутого переворота, породив народное неудовольствие и глухое противодействие в массе. По возвращении из-за границы, Петр немедленно возобновил следствие об очередном бунте стрельцов, который, кстати, и заставил его прервать путешествие.

     Стрелецкие полки после взятия Азова были посланы туда для гарнизонной службы. Не привыкнув к долгим отлучкам из Москвы, оставив там семьи и промыслы, стрельцы тяготились дальней и долгой службой и ждали возвращения обратно. Но из Азова их перевели к польской границе, а вместо ушедших, двинули из Москвы всех оставшихся стрельцов. Таким образом, в Москве не осталось ни одного стрелецкого полка.

     На границе с Польшей среди стрельцов разнесся слух, что их навсегда вывезли из столицы и что стрелецкому войску грозит опасность уничтожения. Этот слух, безусловно, взволновал их, виновниками такого несчастья стрельцы посчитали бояр и иностранцев, завладевших государственными делами.

     Так стрельцы решаются самостоятельно (по сути – противозаконно!) возвратиться в Москву, но по дороге (под Воскресенским монастырем) сталкиваются с регулярными войсками, высланными против них. Дело дошло до битвы, которой стрельцы не выдержали и сдались. Боярин Алексей Шеин произвел расследование о бунте, многих повесил, остальных бросил в тюрьмы. 

     Но Петр остался недоволен мерами своего генералиссимуса и назначил повторное следствие. В Преображенском начались ужасающие пытки стрельцов. Допросами заведовал глава приказа розыскных дел князь Федор Ромодановский.

     От стрельцов добились новых показаний о целях бунта: некоторые признались, что в их деле замешана царевна Софья, что это в её пользу стрельцы желали произвести переворот. Трудно сказать, насколько это обвинение Софьи было справедливо, а не вымучено пытками, но Петр ему поверил и страшно отомстил сестре, беспощадно карая бунтовщиков.

     Софья Алексеевна была предана суду народных представителей. Вины своей она не признала, но была пострижена в монахини и заключена в Новодевичьем монастыре, где жила с 1689 года.

     На этот раз Петр решил вешать бунтарей на стенах Кремля и Новодевичьего монастыря перед окнами Софьи. Тогда в столице появилась поговорка: «Что ни зубец, то стрелец».

     Так вот в какой сцене (хоть и со стороны) пришлось поучаствовать Женьке Коляшину в массовке при сьёмках фильма «Петр Великий» зимой 1984 года!

     Всего же в Москве и Преображенском было казнено далеко за тысячу человек. Петр сам рубил головы стрельцам и заставлял то же делать своих приближенных и придворных. Вельможи плохо управлялись с топорами и их неумелые удары наносили стрельцам дополнительные страдания.

     Царь настолько обозлился на стрелецкое войско, которое почти полтора столетия было опорой власти его предков, что запретил само слово «стрелец»!

     Женам стрельцов запрещалось давать работу и милостыню, что обрекло их на нищету и голодную смерть. Земли бунтарей получили царские фавориты Александр Меншиков, фельдмаршал Борис Шереметев, граф Федор Головин. Часть хозяйств отдали офицерам гвардейских полков. Стрелецкие полки, которые не поддержали мятеж, расформировали, а служащих в них стрельцов перевели в простые солдаты.

     Кровавое следствие продолжалось до 1707 года, а последним казненным стал один из руководителей восстания Артемий Маслов, который 9 лет подвергался пыткам. Единственным помилованным оказался стрелец по имени Степан Орел, который отличался богатырской силой и телосложением. Когда он шел на плаху, то смело откатил только что отрубленную голову товарища.

     Степана заметил царь, которого восхитила храбрость бунтовщика.
     – Жалко переводить такую породу! – сказал Пётр и помиловал стрельца. – Зачислить его солдатом в гвардейский полк.

     Насчет породы государь не ошибся. Степан Орел оказался  дедом будущих екатерининских фаворитов – Григория и Алексея Орловых.

     Ряд ошеломляющих событий 1698 года страшно подействовал и на московский люд, и на самого Петра. В обществе слышался ропот на жестокости, на новшества царя, на иностранцев, сбивших Петра с пути. На голос народного неудовольствия Петр отвечал репрессиями: он не уступал ни шагу на новом пути, без пощады рвал всякую связь с прошлым, жил сам и других заставлял жить по-новому. И эта борьба с общественным мнением оставляла в нем глубокие следы: от мучений и серьезного труда переходя к пиру и отдыху, Петр чувствовал себя неспокойно, постоянно раздражался, терял самообладание.

     Если бы он высказывался легче и обнаруживал яснее свой внутренний мир, он рассказал бы, конечно, каких душевных страданий стоила ему вторая половина 1698 года, когда он впервые рассчитался со старым порядком и стал проводить свои культурные новшества.

     Тем временем политические события и внутренняя жизнь России шли своим чередом. Обращаясь к управлению государством, Петр уже в январе 1699 года проводит довольно крупную общественную реформу: он дает право самоуправления тяглым общинам посредством выборных Бурмистерских (на западный манер!) палат. Эти палаты (а за ними и все тяглые люди –  население, обязанное платить налоги) были изъяты из ведения воевод и подчинены московской Бурмистерской палате, также выборной. А в конце того же 1699 года Петр изменяет способ летосчисления!

     Наши предки вели счет лет от сотворения мира, а начало года – с 1 сентября (по старому счету 1 сентября 1699 года было 1 сентября 7208 года). Петр предписал 1 января 7208 года отпраздновать как Новый год и этот январь считать первым месяцем 1700 года от Рождества Христова. В перемене календаря Пётр опирался на пример православных греков и славян, прекрасно сознавая, что отмена старого обычая многим не понравится.

     Одновременно с этим намечал он и новое направление своей внешней политики, посматривая в сторону Варяжского – Балтийского моря. В мыслях государя уже зрел новый город, который он назовёт в честь своего небесного покровителя. Так зарождалась великая эпоха в истории России!

     Тремя столетиями спустя, в Санкт-Петербург из латвийской Лиепаи на учёбу в Военно-морскую академию прибыл капитан 3 ранга Евгений Коляшин…


         (продолжение в – http://proza.ru/2023/06/23/221 – 7. Зимняя вишня)

               июнь, 2023 г.                Санкт-Петербург


                © Н. Кирюшов, 2023


Рецензии
Ещё раз здравствуйте, Николай!
Прочитала эту часть ещё вчера вечером, но написать отзыв вчера не было возможности из-за работ на сайте.
Повторю то, что уже говорила: Вы проделали колоссальную работу. За, казалось бы, простыми и многим известными фактами стоит огромный труд. Сколько Вам пришлось прочитать, чтобы всё это изложить лаконично и увлекательно!

Новым для меня был факт о происхождении фаворитов Екатерины - Григории и Алексее Орловых и об их ярком предке стрельце Степане Орле.

"Степана заметил царь, которого восхитила храбрость бунтовщика.
– Жалко переводить такую породу! – сказал Пётр и помиловал стрельца. – Зачислить его солдатом в гвардейский полк."

И ещё спасибо Вам за информацию о стрельцах - меня это интересует с чисто краеведческой точки зрения.
На моей "исторической родине" на южной окраине Рязаских земель недалеко от села, где жили мои предки, находилась деревушка Горюшки, в которую, по местному преданию, ссылали неказнённых стрельцов. Там даже имена называются - Титовы, Артамоновы, Мартыновы.
И, что опять же интересно, по соседству находится село Нарышкино - явно, что вотчина Нарышкиных. А подальше, километрах в 150-ти, посёлок с тем же упоминанием владельцев - Милославское.

Кстати, путь Петра с его Великим посольством в Европу пролегал через Ригу, где к нему отнеслись неподобающим образом шведы, за что он невзлюбил этот город, откуда Посольство направилось тоже морским путём в Лиепаю.

Хорошего Вам дня!
Включусь в чтение немного позже - очень много работы.

Светлана Данилина   26.04.2024 19:28     Заявить о нарушении
Светлана, большое Вам спасибо - ведь ОБЩЕЕ ДЕЛО делаем - восстанавливаем
истоическую справедливость! Как ЭТО БЫЛО на самом деле! А было так... Как Женька Коляшин с головой окунулся в ТЕМУ - в кино про нашего царя - "Петр Великий"! С уважением и теплом к Вам,

Николай Кирюшов   26.04.2024 15:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.