Стигматы. Охота на слова

В само понятие СТИГНАТЫ я бы не поверил, если бы сам не столкнулся с трудно объяснимым явлением. После 1985 года мне приходилось не раз участвовать в перевозках сотрудников редакции. Они получали новые квартиры и приглашали журналистов помочь им с переездом.  Точно так же я переехал на другую квартиру в августе 1990 года. Во время этих переездов я серьёзно сорвал поясницу и без специального широкого ремня ничего тяжёлого ни дома, ни в саду не поднимал. А после собственного переезда я получил ещё и очень болезненный остеохондроз шейного отдела. Правую кисть сводит от держания ручки. Как тут ни вспомнить советы первой учительницы: ты легче держи кисть, ты не души ручку и не нажимай пером с такой силой?

Правда, большую часть текстов для газеты я готовил на пишущей машинке. Но каково самочувствие, если левое плечо непрерывно ноет. Дома я могу что-то привязать, натереть кремом или мазью, а в кабинете редакции как быть?

Интернета тогда у нас ещё не было, его только осваивали, к врачам не набегаешься, потому приходилось пользоваться добрыми советами.

И тут мне опытный коллега посоветовал  массаж ладони, надо точечно давить большим пальцем по всему пространству ладони. И обращать внимание, когда плечо перестанет ныть. И я, кажется, нашёл такую точку и время от времени «выключал» неприятные ощущения в плече. А потом был день, когда я давнул вроде бы по нужной точке, давнул так, что в глазах потемнело, острая боль пронзила и шею, и плечи, и обе руки. Конечно, я быстро привёл себя в порядок, но в  самом  центре левой ладони проявилось пятно, такое тёмно бордовое, оно мешало мне даже руки вымыть.

Вот тогда я и услышал слово СТИГМАТЫ.

Стигматы (греч. ;;;;;;;;; — «знаки, метки, язвы, раны») — болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле отдельных католических  подвижников — под влиянием религиозной экзальтации — на тех участках тела, на которых предположительно располагались раны Христа, полученные им при распятии на кресте. Это из Википедии

А тогда, в 1990 году,  я узнал, что СТИГМА (греч. stigma — укол, клеймо, пятно) в Древней Греции метка или клеймо на теле раба или преступника. Большая советская энциклопедия

Врач прописал мне динамик и таблетки никотиновой кислоты. Привязывал к руке капусту, алоэ, каланхоэ, срез луковицы пропитанной в уксусе. Много чего было. Обещанной мне сквозной дырки не случилось. Значит, не СТИГМАТИЗМ, а что-то другое.

В Послании к Галатам апостол Павел употребляет фразу «ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём» (Гал. 6:17), в Вульгате «ego enim stigmata Domini Iesu in corpore meo porto». Однако неясно, идёт ли здесь речь о реальных стигматах, или фраза носит метафорический смысл.

Ряд исследователей считает, что говоря о «стигматах» на теле, апостол Павел намекает на своё побиение камнями, описанное в Деяниях Апостолов (Деян. 14:19).

Принято считать, что впервые стигматы появились у святого Франциска Ассизского в 1224 году. Согласно биографам святого Франциска, стигматы были ему дарованы в день Воздвижения Святого Креста во время молитвы на горе Верне. С этого момента Католическая церковь насчитывает более 300 случаев появления стигматов, признанных Церковью подлинными. Иногда утверждается, что впервые стигматы проявились ещё у Марии из Уаньи (1213) или даже раньше, со ссылками на случаи, описанные в текстах XI—XII веков о крестовых походах, однако эти случаи стигматов не считаются общепризнанными.


Википедия приводит много других примеров. Особо  отмечается, что у  некоторых стигматиков раны кровоточат постоянно, у других — периодически. В отличие от обычных ран стигматы не поддаются лечению, но и не приводят к осложнениям, они могут оставаться неизменными на протяжении множества лет. Чаще всего стигматы образуются в местах «пяти ран Христа»: на ладонях (запястьях), ступнях и в боку, однако иногда они проявлялись и на других частях тела (следы тернового венца на лбу, след от креста на плече и др.).

Названы и наиболее известные носители стигматиков, представляю некоторых в хронологическом порядке:
Франциск Ассизский (1181—1226)
Екатерина Сиенская (1347—1380)
Рита Кашийская (1381—1457)
Иоанн Божий (1495—1550)
Екатерина де Риччи (1522—1590)
Мария Лопес де Ривас (Мария Иисуса; 1560—1640)
Вероника Джулиани (1660—1727)
Мариам Баоуарди (Мария Иисуса Распятого; 1846—1878)
Анна-Луиза Лато (1850—1883);
Анна Шеффер (1882—1925)
Пио из Пьетрельчины (1887—1968)
Тереза Нойманн (1898—1962)
Марта Робэн (1902—1981)

Что ещё удалось узнать из материалов в глобальной сети?

Ватикан очень осторожно относится к этому явлению. Священники и медики тщательно изучают каждый случай появления таких ран, взвешивая все «за» и «против». А у православных подобное просто не замечено.

Католическая церковь признаёт, что стигматы могут иметь чудесную, необъяснимую природу. Однако в большинстве случаев, по мнению отцов церкви, причину их появления нужно искать в области психиатрии.

Учёные ещё в XVIII столетии заметили, что многие стигматики страдали раздвоением личности, для которого характерны резкие смены настроения, периодическое погружение в транс, галлюцинации. Сегодня специалисты доказывают, что это явление психосоматического порядка, вызванное воздействием разума на тело.

В фундаментальном исследовании «Физические проявления мистицизма» английский священник Герберт Терстон указал несколько причин, почему стигматы являются продуктом самовнушения. Размер, форма и расположение ран у стигматиков варьируются, что свидетельствует об отсутствии у них общего источника, то есть самих ран Христа. Сравнение видений, которые посещали различных стигматиков и которые также имеют мало общего, указывает на то, что они не отражают исторического факта распятия, но обусловлены особенностями психики самих исследуемых.


Рецензии