Самолёт Кировец

      Сейчас многие ценности забываются, да и забыты. Не в моде благотворительность.

     Во все великие войны была и остаётся негласная традиция русского народа дарить солдатам на войне подарки.

     В Первую мировую войну это были связанные шерстяные носки и варежки, сделанные руками умельцев, самодельные кисеты и металлические табакерки, мундштуки. К этим курительным принадлежностям добавлялся табак. Дорогим и радостным подарком считался комковой сахар, который от себя отрывали полуголодные рабочие. И письма! Письма, наполненные домашним теплом и добротой любовью и нежностью. Письма от незнакомых людей.

     Забыли, даже не знали, что с началом Первой мировой войны во всех царских дворцах были устроены лазареты: в Царском Селе, Петергофе, Гатчине, Ораниенбауме и др. - Все дочери Николая II сдали экзамены за курс сестры милосердия военного времени.

     Не явилась исключением и Великая Отечественная война.

     Тема подарков в Великой Отечественной войне негромкая.

     Несмотря на это, тема касалась жизней сотен трудовых коллективов, тысяч простых граждан Советского Союза.

     В годы, когда над страной нависла смертельная угроза, когда приходилось сдерживать превосходящих  по силе немецких захватчиков, в стране родилось новое движение народных масс. Люди перечисляли деньги на строительство танков, самолётов, катеров, подводных лодок. И они, перечислявшие деньги в фонд «Обороны страны», не имели лишних денег, а отдавали последнее. Но на кону стояла сама жизнь страны.

     Не осталось в стороне от общего движения народных масс и Ленинградское дважды Краснознамённое училище имени С.М. Кирова. С осени1941 года до весны 1945 года училище находилось в городе Березники Пермского края.
В училище был организован сбор денежных средств на строительство самолётов «Кировец».

     Согласно записи, в Историческом формуляре училища за 1943 год, в 5-м разделе «Социалистическое соревнование», в графе 8 записано: «Март 1943. Военнослужащие и вольнонаемный состав училища собрали и внесли в фонд Обороны на строительство боевых самолётов «Кировец» 302370 руб.»
     В апреле того же года училищем была получена телеграмма от 1.04.1943 года, отправленная от Верховного главнокомандующего Маршала Советского Союза т. Сталина, следующего содержания: «Передайте курсантам, командирам и политработникам 1-го Ленинградского Краснознамённого пехотного училища имени С.М. Кирова собравшим 302370 руб. на строительство боевых самолётов «Кировец» мой боевой привет и благодарность. И. Сталин».

     Личный состав училища был искренен в своем желании приблизить победу. Душевный порыв людей был настолько силен, что нужды уговаривать не было. Много было собрано денежных средств и перечислено в фонд обороны или мало и был ли на фронтах Великой Отечественной войны самолёт с таким именем?

     За годы войны (1941-1945 гг.) 36 самолетостроительных заводов страны построили в общей сложности около 143 тысяч самолетов, из них 31 основного типа. Каждый из заводов специализировался на выпуске определённых типов самолётов.

     Так, КРАСИЛЬНИКОВ А. в своём материале «Саратовские самолеты. Надписи на борту» отмечает, что в 1941 году себестоимость самолета Як-1 была 158 300 рублей, а закупочная цена, которую выплачивали ВВС заводу, – 310 000 рублей.
     Но уже в следующем, 1942 г., тенденция на их снижение получила дальнейшее развитие. Цена на Ил-2 завода № 1 снизилась с 230 до 162 тыс. руб., Як-7 завода № 153 — со 146 до 110, и т. д.

     Денежные средства были собраны: хватало ли 302370-ти рублей, собранных военнослужащими и вольнонаемным составом училища, или нет – уже не играло никакой роли.

     Красильников А. подробно раскрывает тему выпуска самолетов на Саратовском авиационном заводе № 292, который за годы войны выпустил 12134 самолёта.
     Всего за 1943 год в стране было выпущено истребителей 14275 штук, штурмовиков 112547 штук, бомбардировщиков 2672 штуки. Сколько было самолётов с надписью на борту «Кировец» из общего числа 129494 штук, информации нет и сейчас не установить.

     Но самолёты с таким именем на борту были.

     На авиационном заводе № 292 города Саратова выпускались самолёты с надписью на фюзеляже «Кировец» в честь наименования района города Саратова. Количество выпущенных самолётов неизвестно.

     Но можно с уверенностью сказать, что выпускники 1-го Ленинградского Краснознамённого пехотного училища имени С.М. Кирова, встретив на фронтах Великой Отечественной войны самолёт с надписью на фюзеляже «Кировец» с полной уверенностью говорили: «Наш самолёт!»


Рецензии
Прочел.
Словно отмотал назад несколько лет...
Вспомнил как А.А.Слесарчук восстановил историю пребывания ЛПКУ им. Кирова в Березниках. Как кропотливо устанавливал количество выпущенных лейтенантов и тех, кого, до срока, прервав обучение, отправляли на фронт затыкать дыры и спасать Родину, так и не присвоив офицерского звания. Как организовывал Сан Саныч установку мемориальной плиты, в память о училище.
Тогда, так и не удалось ему узнать где и какой самолёт или самолёты были построены на деньги курсантов и преподавателей.
Какие деньги у голодающих курсантов? Наверняка, не раз и не два, выходили истощенные курсанты на субботники, чтобы заработать деньги на самолёты.
Отрадно, что Сан Саныч, не опустил тогда руки. Что продолжил искать сведения о постройке самолёта.
Не нашел? Не беда. Главное, он сделал то, что смог. Искал, на протяжении нескольких лет.
Не нашел информации о конкретном самолёте, но рассказал о поступке личного состава ЛПКУ. И это ещё одна страничка к правдивой истории училища, которую восстанавливает и пишет А.А. Слесарчук.
Спасибо тебе, Саныч.
Жму руку!

Антонов Виталий Александрович   20.06.2023 00:56     Заявить о нарушении
Спасибо тебе, Виталий Александрович! Судьба свела с тобой-Господу надо! "Сбит с ног - сражайся на коленях, идти не можешь - лежа наступай". Цитата десантника №1 Василия Филипповича Маргелова. Вот так по жизни и идём, братишка!!!

Александр Слесарчук   20.06.2023 08:46   Заявить о нарушении