Учитель учителей

Несколько лет назад произошла история, побудившая меня написать статью в местную газету, где речь шла о скучающем школьнике, который не мог найти интересное занятие в летние каникулы. Автобус мой пригородный ушёл на часовой перерыв, и у нас оказалось достаточно времени, чтобы пообщаться. Собеседник мой никуда не спешил, и я, чтобы поддержать разговор, вежливо спросила: «Как лето? Где отдыхаешь? Чем занимаешься?» И услышала почти ожидаемый ответ: «Да ничем. Скучно…» «Скучно? Да ведь столько интересного вокруг!»
Я ещё секунду назад не знала, что именно предложу скучающему подростку, но… подняла голову и увидела…
«Саша, смотри, - быстрым шёпотом и взглядом обратила его внимание на человека, проходившего невдалеке от нас.
«Ну и что, обыкновенный дядька… Совсем неинтересный»…
Неинтересный? – взвилась я, - как бы не так! Неинтересных людей нет вообще, а этот – то уж точно необыкновенный! Это – мой учитель. Учитель многих учителей в нашем городе. Это

ВЛАДИМИР СЕРАФИМОВИЧ ВАХРУШЕВ,

доктор филологических наук, профессор кафедры литературы БФ СГУ, автор десятков публикаций и книг по краеведению, Почётный гражданин Балашовского района.
Меня уже трудно было остановить, и я продолжала говорить, всё больше увлекаясь: «Он – большой учёный. Знаешь ли ты, что он читает, говорит и пишет по-английски лучше, чем твои одноклассники объясняются по-русски. Он читает лекции в Кембриджском университете по русской и английской литературе на языке Шекспира! Его лекции по зарубежной литературе, от античности до современности, до сих пор хранятся в моём домашнем архиве:. На лето я забирала из кабинета истории книги по краеведению домой. А потому, не прерывая монолога, достала книгу В.С. Вахрушева «Большой, как солнце, Балашов», открыла страницы, где автор рассуждает о космосе, о загадках мироздания. Замечу, что к этой теме у В.С. был особый подход. Он, признавая величие Космоса, Вселенной, всё-таки главную роль отводил человеку. Изучая мифологию, Вахрушев выделял представление о человеке, как модели Вселенной, единстве великого и малого, приводя в подтверждение философские рассуждения неоплатоника V века Прокла и поэта Вильяма Блейка «о небе в чашечке цветка»:
В песчинке видеть бесконечность
И небо в чашечке цветка,
Держать в своей ладони Вечность,
Ловить в минуте все века. (с.240).
Ты понимаешь, как много значит человек в благополучии и самом существовании Вселенной? Каждый человек! Каким бы незначительным он не казался себе и окружаю-щим. В.С., будучи уже состоявшимся учёным, продолжал изучать труды титанов прошлого. Не оставили его равнодушными и суждения философа А.Ф. Лосева о том, что «точка – это бесконечный в своей смысловой ёмкости образ-символ: «Всякая точка бурлит своими смысловыми энергиями, которые не могут не изливаться в окружающем её фоне. И точка не просто изливается, она таит в себе и те же целостные структуры, которые из неё изливаются и которыми она управляет… Она есть лик тайного всеединства и… це-лостности бытия… Точка – прекрасна!»
В пылу рассуждений я не заметила, что листаю страницу за страницей хорошо из-вестного мне текста и уже читаю самые интересные места моему собеседнику. Он не просто не возражал. Он уже «включился»: «Значит, и каждый человек, и самое маленькое пространство – это точки Вселенной? И я?» «Да, конечно! И присутствие каждой точки очень важно! Важно своим «бурлением» не создавать хаос, а вписываться в гармонию общего движения, сохраняя при этом собственную неповторимость». Пора было прощаться.
Но, разговор захватил и меня. Потому что тема, обозначенная в книге, всю жизнь звучала в моём сознании. Мне всегда были интересны люди. Разные. Очень хотелось, чтобы любой человек, сознающий себя человеком, живущий честно, отказался от позиции самоуничижения. Очень хотелось рассказать об этих, пусть не великих, но достойных людях, другим. Чтобы каждый сознавал, что он тоже важен и нужен в бесконечном Космосе. И от его личного вклада в миропорядок зависит очень много.
Так в сознании закрепилась мысль о создании альбома « Портрет в тёплых словах». Может, это не всегда будут в полном смысле портреты, а иногда только этюды, зарисовки. Первым в галерее портретов был Учитель.
Это было задолго до той скорбной даты, когда его не стало. Он ещё выступал с лек-циями не только перед студентами, но и перед учителями истории, литературы – теми, кто его приглашал. Слушали его с неизменным интересом. Потому что речь его, очень ёмкая по содержанию, по форме была лёгкой, с почти скрытой, но всегда присутствовавшей иронией в анализе даже самых драматических событий, которые он раскрывал. Уже тогда я понимала, что это тот человек, о котором напишут книгу. Или книги.
Сегодня пишут многие. Хорошо это или плохо? Думаю, нормально. Время и читатели сами решат, кто отойдёт, кто останется в веках. Во времена Достоевского и Пушкина тоже писали немало…
И среди современников Владимира Серафимовича немало и поэтов доморощенных, и краеведов, и мемуаристов. Каждый делает своё дело. Какие-то крупицы, собранные ими, возможно, пригодятся в будущем. А то, что станет просто макулатурой, уничтожит время.
Но книги Вахрушева, думается, ещё послужат. Особенно одна из его последних книг «Большой, как солнце, Балашов». (см. газету «Балашовская правда» от 12 сентября 2006 г., № 138 (18560), которую не хочется «анатомировать». Её хочется читать и читать! Каждый раз, обнаруживая то, что недостаточно рассмотрел раньше. Владимир Серафимович мастерски пользовался всей красочной палитрой русского языка, которым владел в совершенстве. Кстати, владел он не только русским, но и французским, и немецким, и английским.
Записи его лекций по зарубежной литературе, от античности и до конца XX века, до сих пор хранятся в моём домашнем архиве. Его помнят студенты многих поколений. Это ещё раз подтвердилось во время встречи литфаковцев 1973 года выпуска. 40 лет спустя с благодарностью вспоминали своих педагогов Коровникову М.В., Лимонову Е.А., Лебедева П.Ф., Борщёва С.Г., Дементьева В.М. Но, в первую очередь, конечно, Вахрушева В.С. Может, потому что побаивались его порой резких замечаний. Может, потому, что сдать экзамен по «зарубежке» значило примерно то же, что у технарей сопромат. Но его лекции записывались, по ним, в основном, готовились к экзаменам. Они запоминались и помогали в жизни.
Он рассказывал об античных героях так, как будто не далее, чем вчера, встречался с ними на соседней улице. Нет, он не упрощал, не скатывался до бытовщины, но создавал настолько зримые, яркие образы, что они становились близкими слушателям. Он знал и излагал не « от сих до сих», а широко, в мировом историко – философско - литературном контексте.
Его письменная речь была такой же выразительной, ёмкой по широте охвата событий, тем, характеристике упоминаемых персоналий, по индивидуальности осмысления всего, о чём он писал.
Одна из первых книжек «Проникновение в былое», изданная в 1992 г. в БГПИ, написанная в соавторстве с В.М. Захаровым, содержит несколько очерков по историко-литературному краеведению и адресована учителям. Именно здесь впервые обозначена тема будущей книги «Большой, как солнце, Балашов». В очерке автор ограничивается анализом творчества Бориса Пастернака, касающегося поэтической истории нашего края. Вероятно, Вахрушева стихотворение привлекло особым философским содержанием:
И без того взошёл, зашёл
В большой душе, щемя, мечась,
Большой, как солнце, Балашов
В осенний ранний час. (с. 70).
Именно от этого гиперболического, космического определения Пастернака и родится позже, в 2006 году, название книги. К сожалению, в рамках очерка не представляется возможным подробно обозначить все её достоинства. Но, не удержусь от замечания, что именно приведённая автором мифологема «жизнь – театр», родившаяся ещё в Древней Греции, позже, уже в другой интерпретации использованная Шекспиром, побудила и меня включить эту тему в свою автобиографическую повесть «Я». Полное название повести звучит так: «Если весь мир – театр, и люди в нём – актёры, то какие роли и как играла я». А если коротко – «Я».
Но, чтобы понять, насколько интересно преподносит В.С. эту тему, загляните в книгу! Даже страницу укажу – 5. Ну, а дальше вы уже просто сами не сможете оторваться. Потому что в книге затрагивается сотни тем, упоминаются или характеризуется более 500 имён! Читается книга на одном дыхании. Потому что написана она всесторонне образованным, деликатным и к читателю, и к тем, о ком он пишет, человеком, аккумулировавшим в сознании и душе лучшее из того, что создано человечеством.
               

Вахрушев хорошо известен балашовцам. Он – Почётный гражданин Балашовского района. И хотя родился и учился В.С. на вятской земле, но в 1953 году поступил в аспирантуру при кафедре зарубежной литературы на филфаке МГУ. А после окончания аспирантуры поселился в Балашове, где проживали родственники его и его супруги. С тех пор его жизнь связана с нашим городом и с нашим педагогическим институтом. Так он стал Учителем многих учителей. Уважение к нему как к педагогу позволяет нам писать слово учитель, обращённое к Владимиру Серафимовичу, с большой буквы.
Сам Учитель оставался всю жизнь учеником, благодарным своим педагогам. В книге «Хранитель песенного слова», посвящённой П.Ф. Лебедеву, В.С. с уважением говорит о тех, кто дал ему знания. Это маститые учёные, хорошо известные во всём мире: профессор Н.К. Гудзий – автор классического учебника по древнерусской литературе, член-корреспондент Академии наук СССР, пушкиновед Д.Д. Благой, профессор И.Н. Розанов, академик, зав. ка-федрой русского языка Виноградов В.В.. автор учебника по современному русскому языку. Мы учились по их учебникам здесь, в глубинке. Владимиру Серафимовичу посчастливилось общаться с ними лично, слушать их лекции.
Впоследствии и самого Вахрушева знали не только в Москве, но и за рубежом – в Англии и США. Предыстория этой известности такова. В 1965 году В.С. защитил в МГУ диссертацию по творчеству английского писателя и учёного Джека Линдсея. А годом позже известная советская писательница Мариэтта Шагинян во время поездки в Англию встретилась со знаменитым англичанином. Он показал ей письмо, «написанное неизвестным совет-ским учителем из Балашова на превосходном английском языке». Этим «неизвестным учи-телем» был доцент Вахрушев. Далее В.С. пишет: «Тут чувствую гордость и я – за наш Са-ратовский город Балашов…». Заметьте, не за себя, а за наш… город Балашов. («Боль-шой, как солнце, Балашов», с. 221)
В США, в университете г. Сиракузы, хранятся письма Вахрушева Линдсею. Их более сотни. Линдсей ценил отзывы русского учёного о своих книгах. И американец Леон Гипсон, посетивший однажды Балашов, проникся самыми тёплыми чувствами, и впоследствии по электронной почте долго посылал приветы и даже стихи, посвящённые Балашову. В.С. перевёл их с английского:
Для тех кто в пути
Для тех кто вблизи
Балашов дорогой
Защита уставшим
В долгой ночи
Сверкают огни
Манят меня
К далёкому месту
Туда через бездну пространства
Место это
Балашов мне дорогой.
Не думайте, уважаемый читатель, что профессор не имеет представления о знаках препинания: так пишут англичане!
Владимир Серафимович – мастер словесного портрета, что мне особенно импонирует. Некоторые написаны в несколько слов, как в несколько широких мазков. Другие «прописаны» очень подробно. Хотите насладиться? Прочтите «Хранитель песенного слова» - о писателе, преподавателе, коллеге автора П.Ф. Лебедеве. А «наброски» найдёте во всех книгах и статьях Вахрушева.
Мы привыкли видеть профессора Вахрушева серьёзным, сосредоточенным, иногда резковатым, ироничным. Всегда подтянутым и сдержанным. Но он бывал и другим. Любил остроумные анекдоты, например.
По-настоящему ценил хорошую книгу. Он читал жадно, ждал новинок. В библиотеках был самым частым гостем. Всё новое он старался сразу же использовать в работе со студентами.
И ещё он любил театр. При первой возможности посещал лучшие театры страны. Це-нил Ленинградский БДТ, в котором тон задавал известнейший в 70-ые режиссёр Г.А. Товстоногов. Но особые чувства испытывал к Московскому театру на Таганке.
Ценил этот театр за то, что там концентрировалась мощная эстетика, культивировалась самая современная философия театра, воплощённая на сцене режиссёром Юрием Любимовым и плеядой молодых актёров. Вахрушев каким-то особым чутьём выделил среди конгломерата лицедеев - граждан тогда ещё не столь известного Владимира Высоцкого.
Владимир Серафимович интуитивно чувствовал то, что являлось важным, полускрытым от власти содержанием театра. Главным чувством, которым был пропитан каждый спектакль, было чувство гражданственности. Недаром в театре бывали самые «продвинутые» светила, например, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский. Особое впечатление оставил Гамлет в исполнении молодого Владимира Высоцкого. Абсолютное свободомыслие, 100% правды, 300% театра – это всё «Таганка» 70-80-х годов XX века. Такие театральные встречи служили мощной духовной подпиткой для неравнодушного учёного. И, рассказывая нам о творчестве Шекспира, В.С. конечно, взволнованно передавал свои впечатления о современной трактовке образа в театре.
Сам В.С. не высказывался откровенно против власти. Но, в ряде его статей и книг гражданская позиция всё-таки обозначена. Так, в той же книге «Хранитель песенного слова» он пишет: «Я… считаю, что необходим возврат к тому ценному, что было при советской власти. Для этого необходимо усиление борьбы против чудовищной коррупции, которая нынче разъедает общество снизу доверху. Необходимо резкое ограничение беспредела, каким пользуются крупные чиновники и капиталисты. Необходима ликвидация чудовищного разрыва между доходами бедняков и «жирных» граждан… Необходимо восстановление - в разумных пределах – систем государственного регулирования многих отраслей хозяйства. Необходима выработка системы нравственного воспитания молодёжи, в том числе и воспитания военно-патриотического. (с. 5).
При всей своей сверхзанятости, погруженности в мир литературы, филологии и философии, краеведения и языкознания, профессор никогда не отказывал во встрече своим «младшим» коллегам – школьным учителям. При этом, уважая чужое время, тщательно готовился, старался быть полезным, в отличие от одного из коллег, который приходил на заседание методического объединения учителей истории только для того, чтобы лишний раз продемонстрировать свои «титулы» и звания, часть которых он, по мнению многих, присвоил себе сам. И это, кстати, единственный человек среди сотен людей, знавших профессора Вахрушева, который не нашёл ни единого доброго слова в предисловии к одной из книг по истории Балашова. На ста с лишним страницах он обвиняет всех местных краеведов в незнании истории и историографии (его любимая тема), искажении фактов, словом, во всех смертных грехах. Но, правды ради, надо было бы сказать хоть два слова о безусловных достоинствах некоторых исследований. В том числе, и о книге В.С. Вахрушева «Большой, как солнце, Балашов». При неточности в использовании терминологии, в книге столько интересных, свежих мыслей, столько достоинств, что не заметить их было просто невозможно. При всём моём великодушном расположении к самым разным людям, я не могу найти слов, чтобы оправдать эту злобность.
Пусть простит мне читатель, если сочтёт меня «самоуполномоченной» по защите доброго имени Учителя. Мы, конечно, имели разный социальный статус: он – известный учёный, я – рядовой школьный учитель. И всё-таки, с его именем связано многое. Студенческие годы мои, потом дочери. Встречи на конференциях, пропаганда его книг, распространение их в учительской среде, отзывы о них в газете – всё это незримыми нитями связывало нашу семью с именем Учителя, писателя, краеведа, просто уважаемого человека.
Кстати, ещё одна маленькая, но характерная деталь в поведении интеллигентного ГРАЖДАНИНА. В.С. по утрам совершал прогулки по лесу. Моя дочь, которая тоже бегала по этому маршруту, обратила внимание, что профессор ходит в лес с пустым пакетом. Обратно, однако, идёт с полным. Ну, не грибы же ранней весной! Оказалось, что Владимир Серафимович собирал… мусор, оставленный бессовестными отдыхающими! На входе в город мусор выбрасывался в ближайший контейнер. Он никогда это не афишировал, просто поступал, как подсказывала ему совесть.
В личную жизнь В.С. не посвящена. Но Валентина Ивановна Баранова была известна в городе не только и не столько как жена профессора Вахрушева. Она долгое время заведовала кафедрой иностранных языков в Балашовском государственном педагогическом институте, владела несколькими европейскими языками. В качестве основного соавтора написала учебник для вузов.
В.С. Вахрушев – автор десятков научных статей, нескольких книг, написанных в со-авторстве и четырёх монографий, каждая из которых представляет значительный интерес. Его имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России» за 2003 год.
Январь 2015г.                В. Ильина

Использованные источники и литература:
Вахрушев В.С. Проникновение в былое. Балашов, БГПИ, 1992 г.,
Балашов – уездный город (1780-1928гг). Кн.1. Авт. Состав Масленникова Л.Н., Вахрушев В.С., Смотров В.В.. –
Балашов: Издатель, 1997. – 456с.
Вахрушев В.С. Хранитель песенного слова: Книга о жизни и творчестве Павла Фёдоровича Лебедева. – Бала-шов: изд-во Николаев, 2005. -156с.
Вахрушев В.С. Большой, как солнце, Балашов…» (очерки по истории и культуре среднего Прихопёрья). – Ба-лашов: Издательство «Николаев», 2006. – 264с.
Ильина В.Ф. Я. Летопись любви. – Балашов: Издательство «Николаев», 2013. – 351с.


Рецензии