33. Муратов-сага. Муратов Р. С. 1907-1983
В1935 году Ростислав Сергеевич Муратов получает приглашение Свердловского Областного Управления Кинофикации для занятия должности инженера по ремонту кинозвуковой аппаратуры и преподавателя Областных курсов киномехаников.
Здесь, в Свердловске, Ростислав Сергеевич поступает в Управление кинофикации и работает в качестве начальника звукозаписывающего цеха кинокомбината “Свердкинотреста” и исполняет обязанности директора комбината
В это же время отец изобретает универсальный звукозаписывающий и звуковоспроизводящие аппараты с использованием отходов кинопленки. Последний, названный коллегами “ Мурафоном “, отличался смелостью и исключительной элегантностью технического решения.
В этой конструкции кинопленка, на которую нанесена процарапанная звуковая дорожка, была склеена в кольцо и просто подвешена на шкив модернизированного вентилятора, устанавливаемого на краю стола, и свободно свисала до самого пола.
В кольцо из кинопленки была вложена тяжелая круглая болванка, обеспечивающая своим весом нужную степень натяжения и игравшая роль нижнего вращающегося шкива.е вентилятор
Это было одно из самых смелых и красивых технических решений, которое я когда-либо видел в своей жизни
после переезда вослед за своими родителями в Свердловск он с другим приятелем Сергеем Майбуровым создал фабрику для записи грампластинок. Её продукция имела оглушительны успех.
Фабрика эта располагалась в здании на переулке Токарей в районе Верх-Исетского завода.
В это время он – технический руководитель лаборатории звукозаписи и фабрики граммофонных пластинок Свердловского кинотреста о производству крайне дефицитных грампластинок с танцевальной музыкой и песнями..
”На Свердловской фабрике грамзаписи патефонные пластинки изготавливаются по негативам ленинградской фабрики (так называемым матрицам). За последнее время группа сотрудников фабрики под руководством техрука Муратова разработала метод изготовления матрицы гальванопластическим путем, копируя их с обыкновенной пластинки… (в качестве гальванических ванн на фабрике стояли обыкновенные унитазы" -сообщала местная печать.
(Дядя Сережа очень гордился своей технической находкой и демонстрировал унитазный ряд всем посетителям в первую очередь)…Метод копировки оказался настолько удачным, что пластинки, изготовленные Свердловской фабрикой, по качеству ничем не отличаются от пластинок московского производства. Таких пластинок уже выпущено около 2 тыс. штук» .
Часто перед фабрикой останавливались автомашины свердловской партийно-административной знати и выходившие из них шоферы упрашивали подарить к празднику что-нибудь веселенькое – например танго “ Брызги шампанского”, « Рио-рита» и т.дВся эта продукция имела, безусловно, буржуазное содержание и не могла приветствоваться идеологами коммунизма.
Однако уже в то время революционный угар начал улетучиваться и людям захотелось жить пболее комфортно
В те годы официально заявленной в Госудрственнои гимне "Интернационал" целью государства было "разрушение до основания всего мира насилия в последнем, решительном бою".
К тому же,чувствуя, что идеологическая основа общества начинает давать трещину, лидеры компартии начали компанию по подготовке к большой войне. Как испытвнного историей способа сплотить все слои населения перед лицом общей военной угрозы.
Отец все время учил меня ничему не бояться, и сам всегда следовал этому принципу. И всегда добивался успеха. Иногда и я решался следовать его совету.
И целые дни у нас в квартире звучал голос Леонида Утёсова или танго «Брызги шампанского». Но, пожалуй, чаще всего популярная музыка из зарубежных кинофильмов.
Недостатком грампластинок того времени была их непрочность. Падение такой пластинки на пол всегда заканчивалось тем, что она раскалывалась на части. И потому спрос на них поддерживался всегда.
Пришла война и Кудиновский завод, выпускавший киноугли для дуговых проекторов кинотеатро, \стал .Показ кино во всех кинотеатрах страны , являвшегося тогда самым важным видом искусства с точки зрения пропаганды, оказался под вопросом.
И отец практически переехал жить в цеха своей Фабрики, переориентируя её на выпуск новой продукции.
Но обстановка на фронтах после Сталинграда резко ухудшилась из-за хорошо известного в Мировой истории Второго наступления Вермахта на Восточном фронте.
Нехватка живой силы по причине чрезвычайно высоких потерь ( бои под Вязьмой привели к потерям до полумиллион человек ).Это направление считалось настолько ответственным, что именно сюда Сталин совершил своё первое и единственное посещение действующей армии.
В ходе начатой компании по усилению Вооружённых сил любой ценой , отца мобилизовали и направили в школу младших командиров – именно того контингента военнослужащих, которые несли наибольшие потери, поскольку именно на них лежала ответственность за успех штыковых атак.
Но отец в это время разработал упрощённое устройство для прицеливания стрелкового оружия. И его прикомандировали к мастерским Уральского Военного округа для налаживания производства этого устройства.
Находясь на военной службе, мой отец, Ростислав Сергеевич Муратов интенсивно работал по просьбе инвалидов над разработкой устройств для частичного возвращения зрения людям, ослепшим вследствие ранения, несчастного случая или же слепым от рождения.
Работа была особенно актуальной, поскольку количество ослепших резко увеличилось в результате военных действий. Мих. Мих. ( Михаил Михайлович Германов) в свойственной ему слегка экзальтированной манере высказывался, что в случае успеха слепые поставят авторам решения проблемы слепоты памятник из чистого золота.
Первые работы в этом направлении велись ощупью, поскольку не было известно, какой из сохранившихся у слепых органов чувств следует использовать для компенсации утраченной чувствительности сигналов оптической модальности.
Вначале было предположение, что информацию следует преобразовывать в тактильный сигнал, использовав для этого набор из штифтов, нажимающих на различные точки на груди пациента, и тем самым, создавать у него представление о находящейся перед ним картине. Но по ряду соображений, некоторые из которых достаточно очевидны, от этой идеи отказались.
Еще в 1947г Ростислав Сергеевич разработал ”Фотоэлектрический протез для слепых c фотоэлементом и преобразователем тока в акустические колебания о т л и ч а ю щ и й с я тем, что, с целью получения пространственного восприятия, протез снабжен оптической системой, проецирующей изображение, лежащее в узком конусе, на фотоэлемент, причем сканирование предметов осуществляется самим слепым “
(Описание изобретения "Фотоэлектрический потез для слепых"
11 февраля 1949г. Исполком Свердловского Областного Совета Депутатов трудящихся принял решение о создании в филиале Свердловского филиала Центрального института экспертизы труда инвалидов (ЦИЭТИН’а) инициативной группы с автором проекта инженером Муратовым во главе для продолжения экспериментальных работ по усовершенствованию прибора.
В окружной мастерской по ремонту просветимущества были проведены соответствующие работы, и уже на 5-й Свердловской Городской радиовыставке демонстрировались три варианта конструкции «электрооптического глаза для слепы
х», за которые Ростислав Сергеевич получил диплом 2-й степени.
8-й Всесоюзной заочной радиовыставке прибор также был удостоен диплома .
Разработанная аппаратура демонстрировалась 5 июля 1949г. Ростиславом Сергеевичем и Мих Михом командующему Уральским Военным округом, опальному в то время маршалу Жукову, бывшему в то время начальником Уральского военного округа) на личном приеме в его кабинете.
Явиться к маршалу надо было в парадной офицерской форме с золотыми погонами. Но в продаже не было лейтенантских погон с одной полосой, а лишь погоны старшего офицерского состава с двумя полосами.
Отец вышел из положения тем, что спорол эти полосы и пришил посередине одну. Но след от споротых полос остался, и получились невиданные погоны с тремя полосами Сновавшие по коридорам Штаба Военного округа полковники на всякий случай первыми отдавали честь лейтенанту Муратову.Т ем более, что у отца была блестящая военная выправка и шёл он по оси корридора, так что штабистам оставалось жаться по стенкам.
Маршал изволил залезть под стол, где было темнее, и имел возможность убедиться, что под столом у него действительно темно.
Для начала этого было достаточно, и маршал позволил работать над изобретением официально и дал разрешение на выезд разработчиков в Москву для демонстрации приборов.
Совещание в Москве прошло успешно, и в результате довольно длительной бюрократической переписки и суеты было решено создать при Свердловском филиале ЦИЭТИНа (Центрального Института Экспертизы Труда Инвалидов) экспериментальную тифлотехническую лабораторию
Такая лаборатория была создана, и решение об ее организации подписал Сталин, бывший в то время Председателем Совета Министров СССР.
Важно что прошение было удовлетворено. Приказом Главного политического управления Советской Армии от 4 октября 1950г. Ростислав Сергеевич был уволен в звании старшего техника - лейтенанта для ведения руководящей научно-исследовательской работы в лаборатории тифлотехники, в каковую и был зачислен на должность старшего научного сотрудника 3 ноября 1950г.
Директором лаборатории в то время был Михаил Михайлович Германов (МихМих). Новая лаборатория с первых ее шагов привлекла к себе внимание. Огромное впечатление производил, например, прибор, укрепленный на пневматическом ружье, позволявший абсолютно слепому стрелять и метко попадать в цель с установленной на ней электрической лампочкой
На фото представлен « мозговой центр»: отец, Мих. Мих. и Саша Черный – талантливый самоучка, генератор идей в области электроники.
Нужно только поражаться смелости, с которой эти энтузиасты взялись за решение задачи, сложность которой они себе даже не могли себе представить.
Специалисты по зрительному восприятию считают доказанным, что сетчатка глаза, на которой происходит преобразование светового сигнала в электрические импульсы, передаваемые в мозг, уже производит сложнейшую обработку получаемой информации.
Существует даже медицинский афоризм, что сетчатка глаза есть раздел мозга, вынесенный на периферию.
В т время проблема распознавания зрительных образовказалась неподдающейся решению на современном уровне науки. И поэтому все существующие системы искусственного видения основаны на том, что в электронной памяти распознающих устройств размещен огромный набор изображений всех подлежащих распознаванию объектов, находящихся под всеми возможными ракурсами. И распознавание основано просто на сравнении получаемого изображения со множеством других и выборе из них такого, которое больше всего похоже на то, что предъявляется к распознаванию.
Хотя впечатляющие успехи в области искусственного интеллекта позволили далеко продвинуться и в этом раправлении разхвития тифлотехники.
(Тифлотехника является разделом науки, занятой разработкой принципов создания приборов для расширения познавательных и трудовых возможностей человека,
На фото представлен « мозговой центр»: отец, Мих. Мих. и Саша Черный – талантливый самоучка, генератор идей в области электроники.
26 декабря 1957г. Ростислав Сергеевич (см. фото 06) защищает диссертацию на тему: ” Компенсация слепоты с помощью тифлоприборов” и ему присуждается ученая степень кандидата педагогических наук. Его научные работы, опубликованные в отечественных и зарубежных изданиях, неизменно получали положительные оценки специалистов. Так в 1957 г. он сделал успешный доклад о деятельности своей лаборатории в Ляйпциге, о чем написал восторженное письмо не без оттенка советского шовинизма.
С тех пор он стал весьма часто с целью отчета о деятельности лаборатории или же по иным служебным делам ездить в Москву, где мы с ним несколько раз встречались. Он был искренне рад этим встречам и с радостью ходил со мной в ресторан, что никогда не входило в мои привычки. Было приятно смотреть, как он элегантно ест, поскольку это всегда было с его стороны демонстрацией высокой культуры еды, которую он усвоил еще со времен детства в своей дворянской семье. К тому же он знал в еде толк и получал от нее истинное наслаждение, если блюдо было приготовлено мастером своего дела.
И еще он очень хорошо относился к Бэлле, причем с самого первого раза, когда он увидел ее. Еще тогда он заметил, что края губ у нее подняты к верху, а это служило для него верным признаком того, что она очень хороший человек. С тех пор его похвалы Бэлле с каждым годом только увеличивались. «Береги Бэлку» – постоянно напоминал он мне. И вообще ему всегда нравилось приезжать к нам. При этом он неизменно отмечал, что у нас в квартире хорошо пахнет. Казалось, что так будет всегда, и я считал встречи с ним чем-то обыденным и само собой разумеющимся.
Ему не стоило большого труда заручиться полным доверием со стороны Капиталины Петровны, и он ей очень нравился. И вообще его умение ладить с людьми и исподволь подталкивать их на совершение поступков, результат которых был для него интересен и важен, очень ему помогало в жизни.
В последние годы жизни Ростислав Сергеевич собирался заняться увековечиванием своих ушедших родственников путём изготовления их бюстов из пластилина.Но к выполнению этой задачи он, даже, и не приступил.
Тем не менееоптимизм не оставлял отца и он продожал общаться с людьмис людьми, исподволь влияя на их поведение и устраивая для них разнообразные жизненные коллизии, что очень его забавляло.
Однако по временам он вспоминал всех ушедших своих близких и выражал надежду, что скоро их снова увидит. Часто он развивал тему ухода из жизни, который он себе представлял как свое отправление на середину озера с грузом взрывчатки на борту лодки, которую он предполагал взорвать и тем самым покончить и с жизнью и с последующими за смертью хлопотами.
Несомненно, что это были только разговоры в стиле юмора Сергея Владимировича, поскольку, ясно представляя близость конца и делая разумные к нему приготовления, отец помирать явно не собирался
В 1982году отцу исполнилось 75 лет.Для того, чтобы отиетить эту важную дату он собрал на своей квартире в Свердловске всех своих родственников, которые свои поздравления сопровождали символичскими подарками. Белла, например, преаподнесла ему специально сшитый ею применительно к этому случаю, халат.
Но в ответ отец к общему восторгу удивил всех:он начал каждому выступввшему выдавать заранее им заготовленную сумму денег.
В конце лета 1983г. отец снова приехал в Ленинград вместе с Юрием Ростиславовичем Муратовым, сопровождаемым дочерьми – Анастасией и Екатериной.
Естественно, приличную денежную сумму он выдал нам в пользование, а другую часть денег передал на сохранение. При этом он настоятельно подчеркивал, что эти деньги он оставляет на всякий случай, хотя при этом уверял, что ничего особенного не должно было произойти. На самом же деле он чувствовал приближение неминуемой смерти, и об этом можно было догадаться, так как он постоянно принимал нитроглицерин.
Эта была, пожалуй, его самая лучшая поездка в Петербург. Как то, выходя из дома, некий сосед обратился к нему со словами :” молодой человек…”, что чрезвычайно отцу понравилось, хотя в словах соседа не было неправды, поскольку отец выглядел до последних своих дней подтянуто и молодцевато.
На полученную от отца сумму мы немедленно купили гарнитур из дивана, двух кресел и шкафа. Хорошо помню, как мы как-то вечером сидели по петербургскому обычаю у нас на кухне за ужином и непрерывно шутили, и нам было легко и весело так, как еще никогда не бывало при его прежних приездах в Петербург.
Однажды мы решили поехать за город и отец высказал пожелание съездить на маяк Осиновец, где в его детстве служил Сергей Владимирович. Я же отклонил это предложение, о чем до сих пор глубоко сожалею. Мне хотелось показать ему восстановленный Бельведер в Петергофе, о существовании которого он не знал.
Так мы и сделали. Отец всегда был готов со вкусом пообедать, и потому мы зашли в ресторан на вокзале Петергофа и очень недурно пообедали. С нами в этот раз были Олег и приехавший в командировку Владимир Привалов – брат Бэллы.
В конце августа мы решили свозить Юрия Ростиславовича с дочерьи переночевать.
Перед нашим уходом отец встал, прислонившись к косяку двери и ехидно произнес:”…счастливые..”
Оказалось, что это были последние услышанные нами от него слова. Мы уехали, а отец ( это было 22 августа) отправился к Тане Рудыковской в Озерки, где происходило какое-то празднество.
Говорят, что он был очень весел, танцевал и играл на фортепиано легкую музыку. Затем он отправился домой, слегка пожаловавшись на нездоровье
Старший сын Татьяны Валерьевны – Алеша почувствовал неладное и отправился на мотоцикле в догонку и довез отца почти до дома, после чего отец попросил довести его до дверей.
По дороге он показывал Алексею на созвездия и называл самые яркие звезды. Придя домой, отец отправился в ванную почистить зубы и долго не выходил из нее.
Почувствовав недоброе, Сергей взломал дверь и увидел отца, лежащим на полу. Все было кончено. И оставалось только положить ему под голову подушку и вызвать врачей…
На странице 53 приведена фотография, относящаяся к более раннему времени, где отец смотрит на вас, подперев щеку. Вот таким мы и видели его в последний раз.
Ночь в палатке я провел беспокойно. Еще не заснув, я внезапно услышал, как кто-то громко и протяжно ухнул. Потом, сопоставляя события, я нашел, что в это время и умер отец. Хотя, возможно, этот звук издал кто-то из посторонних мальчишек , поставивших свою палатку невдалеке от нашей.
После кремации в Петербурге урна с прахом отца была перевезена мною в Екатеринбург и там захоронена в могиле Бабы Любы – его матери на кладбище на Уралмаше.
На сороковой день мы снова собрались и, как только сели за стол, раздался звонок. Оказалось, что именно в этот момент нам привезли диван и кресла – последний подарок отца.
На страницах сайта " Нонстоп фото Витольд Муратов Фотографер"
vitold_muratov@mail.ru parol: Home2461031 и подолгу с восхищением рассматривал ее фотографии из моей коллекции. Особенно его радовали фотографии, где мы вдвоем с Бэлкой занимаемся сексом или выражаем к нему свою искреннюю готовность.
Да и вообще не раз в своей жизни онвыражал мысль, что главным её смысом является рождение детей.
Ведь я считал и продолжаю считать, что изображения в этих жанрах после смерти лишь способствут сохранению памяти и, в некоторой степени, представляют собой возвращение к жизнни.
Он говорил о них как об проявлениях высших степеней земной человеческой красоты. К тому же он, как и его мать - баба Люба, был оптимистом и любая посвященная ему эпитафия в минорном тоне показалась бы ему неприятной. Использованный же мною жанр был бы ему гораздо ближе и ценнее.
Да и вообще эротика во всёмх своих проявлениях в нашей семье сценилась не по Смерти и связанном с нею Забвением.
Свидетельство о публикации №223061901499