250 тысяч долларов, или о цене пошлости

Береговая охрана США в понедельник начала поиск туристического подводного аппарата, который пропал недалеко от места крушения «Титаника», сообщает CBS News.

«Лейтенант Джордан Харт из береговой охраны США в Бостоне заявил, что персонал «в настоящее время проводит поисково-спасательную операцию», когда его спросили о спасательных работах у побережья Ньюфаундленда», говорится в сообщении.

По данным телеканала, ведется поиск списанной канадской подводной лодки, которая направлялась к затонувшему лайнеру. Сколько человек было на борту, по-прежнему неизвестно. Ранее сообщалось, что подводный аппарат мог столкнуться с рифом на глубине 2 900 метров.

Последние три года подводные экскурсии к месту крушения проводила компания Ocean Gate Expeditions. Стоимость тура к затонувшему на глубине 3. 750 метров «Титанику» начинается от 250 тысяч долларов.


******


Не жалуя морализаторство в любой форме – проповедь, литераторство или иная форма искусства, скажу, тем не менее, вот о чём.

История «Титаника» – о том, что человеческий фактор способен погубить любой масштабный проект. Отсутствие должного количества спасательных шлюпок, некачественные заклепки для борта, неблагоприятная погода, благодушие капитана и беспечность команды в сумме складываются в катастрофу. Это не поражение инженерии начала ХХ века, а тысячи разломанных человеческих судеб – погибшие, выжившие, но осиротевшие с эмоциональной травмой на остаток жизни. Роза и Джек в фильме Джеймса Кэмерона – собирательные образы ушедших и выживших, а не только Love Story или сага о принцессе и нищем. Это насущно помнить, даже глядя на знаменитый постер влюблённых на носу огромного лайнера, как трагичные истории уже реальных людей, большинство из которых ушли в юном возрасте или в расцвете сил.

Нам не приходит в голову раскапывать могилы или просвечивать почву специальными приборами, чтобы увидеть останки и поднять на поверхность личные вещи усопших. Но отчего-то считается возможным наладить прибыльный бизнес с посещением останков огромного лайнера и распродажей найденных артефактов на элитных аукционах.

Это не только аморально, это роспись в любопытствующей пошлости. Джеймсу Кэмерону такое погружение было насущно, чтобы максимально точно расставить акценты в фильме. Для остальных достаточно многочисленных фото и видео со всех ракурсов в Интернете и всего одной из тысяч историй – например, пассажира «Титаника» Бенджамина Гуггенхайма, который, погасив личную панику и проявив максимум актёрского искусства солгал ради спасения жизней любовнице и служанке, усадив их в шлюпку. А сам, прекрасно зная, что лайнер затонет в ближайшие полтора-два часа, а за бортом 0 – минус 2 и будь он даже чемпионом мира по плаванию, это его не спасёт, невозмутимо надел фрак и пил виски с дворецким.

Как-то неловко после этого разглядывать разломанные останки лайнера, искать артефакты и тела людей в каютах, а теперь и снимать свои подводные приключения на смартфоны, выкладывая их в соцсетях. Независимо от веры или её отсутствия, эти коммерческие погружения к «Титанику» однажды могли завершиться новой трагедией.

Разница с 1912 годом ещё и в том, что погибшие на «Титанике» устремлялись в Америку не на каникулы. Кто-то – чтобы изменить свою унылую жизнь, а пассажиры первого класса – с деловыми визитами.

Но среди людей разных сословий начала ХХ века был совсем малый процент любопытствующих зевак. В эпоху, когда человеческая жизнь внешне стоила меньше, чем сегодня, люди, тем не менее, глубже осознавали трагедию несбывшегося, испытывая скорбь и сострадание, а не повод к дорогостоящему приключению ради впрыскивания адреналина на глубине почти четырёх километров.

Повторюсь, это не могло однажды не завершиться трагически.


Рецензии