Почему у пряничного коня такой красивый изгиб шеи?

На старых рисунках мы часто можем увидеть коней с сильно изогнутой шеей. Прямо-таки лебединый изгиб шеи. Особенно это характерно для палеха. Лоб вперёд, подбородок к груди, шея изогнута колесом.

Но приходим на конюшню и ничего подобного. Все лошадки бегают с прямыми шеями.

Почему?

Потому, что в естественных условиях лошади совершенно незачем набычивать шею. Когда лошадь пасётся, она вытягивает шею вниз к траве, а когда ухватит пучок травы, поднимает голову, вытягивая шею вверх. Челюсти жуют, а глаза внимательно осматривают окрестности, не подкрадывается ли хищник.

И чем выше вытянет лошадь свою шею, тем лучше у неё будет обзор.

Вот почему современные лошади предпочитают держать шею вытянутой. И где-то их можно понять.

Тогда от чего же на средневековых рисунках, не важно, европейских, ли, индийских ли, персидских ли, лошади изображаются с выгнутой шеей?

Оказывается, для того, чтобы приучить лошадь к такому положению головы требуется специальная мера. На шею лошади надевают кольцевой ремешок, что-то вроде свободного ошейника, и другими ремешками, или шнурками привязывают уздечку лошади к этому ремешку. В результате, морда лошади оказывается близко притянутой к собственной груди и возникает красивый лебединый изгиб шеи. А чтобы лошадь при этом могла есть, её даже кормят из специальных высоких яслей.

Вот такое издевательство над животными. Интересно, зачем? Неужели только для красоты?

Причём в наши дни это совершенно не популярно. Лошади ходят с естественным положением головы, и это всех устраивает, и крайне редко находится любитель лебединых шей. Кажется в Германии есть один такой любитель.

Итак, зачем?

Попробуем реконструировать.

В средние века лошади были грозным оружием, а оружие надо беречь, ибо от жизни лошади порою зависит жизнь всадника. Как и людей, лошадей стали одевать в доспехи. И доспехи лошадей так же, как и доспехи людей могли быть тяжёлыми, или лёгкими.

Тяжелый доспех надёжнее защищал, но было дорог и тяжёл. Лошадь быстрее уставала.

Что делать?

А что если защищать не всё тело лошади, а только грудь?. Ведь наибольшая опасность во время атаки исходит спереди. Долой бронированную попону, которая составляет основную тяжесть. Оставляем только нагрудник, который крепим ременными петлями к передней луке седла. Так-так, что-то знакомое.

Смотрим на тульского пряничного конька. У него во-первых, тот самый крутой лебединый изгиб шеи, а во вторых, вся грудь украшена рядами каких-то зигзагов. У одного историка я почитал, что якобы это несколько рядов кистей для украшения сбруи.

А что если это вовсе не украшение? Что если это и есть конский нагрудник из рядов металлических пластинок?

Любопытно, что точно такое же нагрудное "украшение" имеется и у коней на ассирийских барельефах. И такая же круто изогнутая шея. И детские деревянные лошадки-качалки тоже традиционно изготовлялись с крутым изгибом шеи - лоб вперёд, челюсть к груди.

Даже я уверен, что это нагрудник. Конь должен участвовать в битве, где безопасность важнее, чем красота.

Ладно, а шея-то почему изогнута?

Представим себе, что мы участвуем в битве. Мы лучники. И вот на нас несётся лавина конницы в пластинчатых нагрудниках. Куда целиться? Грудь защищена, бок недоступен, ведь конница несётся прямо на нас. Ноги слишком быстро мелькают. Всадник в шлеме и прикрыт щитом. Остаётся только голова и шея лошади. Это самые уязвимые места.

Но голову лошади защищает стальной очёлок (от слова чело - лоб). Этот доспех защищает лоб и морду лошади.

Куда стрелять? Остаётся шея.

Пока лошадь скачет опустив голову, шея не видна, её от нас закрывает голова лошади, а голова защищена очёлком. Но вот какая-то глупая кобыла закинула голову вверх и её горло открылось. Туда и всаживаем в последний момент стрелу. И всадник вместе с лошадью летят кувырком, за них запинается другая лошадь, и другой всадник тоже ломает себе шею.

Отсюда всадники делают вывод, что шею лошади тоже нужно как-то защищать. Тут есть два способа:

1. Одеть шею лошади в кольчужную бармицу, Но это дорого и тяжело.
2. Не давать лошади задирать голову во время атаки. А для этого просто привязываем удила шнурками к конскому нагруднику.

Так и возникает искомый крутой изгиб лошадиной шеи.

Итак, тяжёлый доспех для лошади, который использовали европейские рыцари, иранцы, сарматы и византийские катафрактии, состоит из бронированной попоны, нагрудника, очёлка и бармицы для шеи. Конь одет в железо полностью, видны только глаза, копыта и уши.

Более лёгкий и дешёвый вариант - состоит только из нагрудника и очёлка, ну ещё плюсом шнурок, который не позволяет лошади задирать голову.

Сбоку и сзади такая лошадь уязвима, но если эта лошадь скачет в первом ряду, бока её прикрыты соседними лошадьми, а зад  прикрыт задними рядами строя. Спереди же лошадь в лёгком доспехе практически так же надёжно защищена, как рыцарская, а кроме того она меньше устаёт и быстрее передвигается. Ну и бонусом экономия денег и времени, требующегося на надевание такого доспеха..


Рецензии
Вы просто неиссякаемый кладезь знаний, челове-энциклопедия. Вас всегда интересно читать, что бы Вы не писали. Слог лёгкий, яркий, стиль неподражаем! Благодарю за удовольствие1

Эм Филатова   20.06.2023 20:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Эм. вот смотрю на старые гравюры, что немецкий рейтар, что Бабур, въезжающий в индийский город, у всех кони выставляют вперёд лоб, изгибают шею, а подбородок подбирают близко к груди.

Михаил Сидорович   21.06.2023 13:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.