На перекрёстке времён

3 ноября 2022 года, в 7 часов после полудня, в здании уссурийского музея по улице Краснознамённая 80, специально для горожан, коим небезынтересна история становления Ворошиловграда, прошла ежегодная встреча под скромным названием - Ночь искусств.

Как и 125 лет назад, своды инженерного шедевра пана Жигалковского вновь наполнились нестройным светским жужжанием.

Обстоятельство поистине мистическое, ибо мещане всех возрастов, не ведая того, разносили по залам музея живительные флюиды приподнятого настроения и терпких парфюмов, вдыхавших жизнь в картины и события минувших лет.

Чу! Будто дрогнул пыльный кабан! Поманили к себе тусклым, мистическим блеском черепки некогда девственных горшков каменного века и запахло первобытною Барбалыгой.

Робко улыбаясь сквозь дыру веков, предшественники с любопытством вглядывались в лица наших современников, будто силясь что-то сказать, но тут заикал расстроенный саксофон, за которым прятался мальчик. Сбиваясь и рдея, он призывал девушек любить романтиков и моряков. И хотя люди этого не желали, они повиновенно присаживались под современным проектором в потолке, с трепетом ожидая нечто большее, чем сулил музыкальный мотив.

И они не ошиблись! Свет померк, и мальчик смолк. В средоточии проекторного луча, в окружении картин уссурийских живописцев и внимании зрителей, я с удивлением узнал знакомую, с которой мне довелось некогда работать на радио.

-Итак, 1930 год….-сказала девушка в платье винтажного покроя и кокетливой муаровой шляпке.

Как оказалось, наша провинциальная обитель, по словам Оксаны и историческому наследию, таила в себе немало самородков, однажды покинувших родные приморские места, а то и прибывших в Уссурийск, обретя любовь и известность.

Поэты, прозаики, историки, служители Мельпомены, кинооператоры. Сколько их, ушедших в прошлое? А сколько живёт и творит поныне?

Из всей знаменательной плеяды ныне почивших в бозе горожан-героев, упомянутых в тот вечер, особенно запомнились 2 персоны:

Николай Николаевич Шпанов –автор приключенческих романов. Беспокойная душа его крылатого скакуна была похищена цыганским небом.

Ник. Шпанов распалил интерес читателя мировыми заговорщическими интригами до такой степени, что стал не только автором учебников для лётных училищ (!), но и сценаристом фильмов, где бравые молодцы в кратчайшие сроки на корню подрубают тщетные потуги захватнической, империалистической интервенции, смевшей посягнуть на мирные идиллии Советской земли.

Искушённый современными спецэффектами зритель скорчит надменную гримасу видя покачивающуюся на лесках модель дирижабля в густом сигаретном дыму, да ухмыльнётся некоей театральной зловещести отрицательных персонажей чёрно-белого кино тех лет. На снобизм подобного рода нужно парировать лишь одной ёмкой литературной цитатой: Зато прикольно!

Важнейшее из искусств сыграло злую шутку в судьбе Николая Николаевича. Неправдоподобно быстро (за 90 минут) отражённый блицкриг на СССР в фильме Глубокий рейд от 1939 года, впечатлил наивных граждан. Они и представить себе не могли, что Великая Отечественная Война затянется на страшные 4 года, и все идеи о воздушном контрнаступлении, так живо запечатлённом в кино, есть ни что иное, как фикция мсье Шпанова.

Это отличный повод попасть в опальною немилость и впредь писать лишь детективы о монарших особах.

Далее следует А. З. Кушешвили - грузинский кавалерист-пограничник из Тбилиси. Так случилось, что нелёгкая доля военного в 1923 году преподнесла Алексею Зиновьевичу, оказавшемуся в Приморье в самый разгар войны с японскими интервентами, подарок в виде диверсанта, прячущего в своём просторном кимоно кинокамеру! Ой, что тогда началось!

Это предтеча ознаменовала собою зарождение хронологической документалистики и даже телевидения на Дальнем Востоке. Именно благодаря неуёмному желанию Алексея-Генацвалэ заснять происходящее, нашему современнику представляется возможность вернуться в прошлое и воочию засвидетельствовать минувшие Хасанские события, понять, что такое Карацупа и Блюхер, а также увидеть всю размашистость мероприятий, посвящённых 100-летию нашего города. Как говориться: Seeing is believing, будь то казуальный драматизм фотоснимка или живость движущихся картинок.

Вот знаете, сдаётся мне, что истинные фавориты Славы не преследовали цели привлечь к себе внимание, ибо они, подобно алкоголикам, занимали своё свободное время тем, что им нравится.

-Вот люди-то были, а? Богатыри! Не то, что ныне! – прошамкает ворчливый надменный дед.

-Вы ошибаетесь. – вступлюсь я в защиту.

Во-первых, в кругу моих знакомых достаточно много талантливейших людей успешно реализующих себя в разных областях жизни, и, пожалуй, известность, это вопрос стечения обстоятельств. Ну а во-вторых, делам минувших лет в силу скудности фактов свойственно обрастать флёром догадок, и вот, на выходе, мы уже видим не обычного человека, но мифического героя в ослепительном ореоле, которому чужды мирские страсти, но это не так!

Доказательством моей оправдательной тирады послужил антракт, плавно перенёсший посетителей музея в музыкальную плоскость.
Нам песня строить и жить помогает, гимн Советского союза, the Beatles, а так же репертуар Гершвина явились ещё одним доказательством успешной передачи эстафеты исторического наследия в чуткие руки концертмейстера Анны Сидоровой, воскресившей уже классические произведения на электронном пианино подле музейного фортепиано – какой трогательный символизм!

Беспроигрышная лотерея, участие в конкурсах не оставили никого равнодушным. Хрупкое понимание нужности и единства, это то, в чём так нуждается современное общество.

И вот, во второй части перфоманса, когда создалось впечатление, будто всё уже сказано, словно гром среди ясного неба, явились люди в традиционных нарядах западных широт нашей бескрайней родины. Они с художественными криками вторглись в чертоги культуры и не дав опомниться, принялись петь.

Пять миловидных женщин в пёстрых платьях, одна из них виртуозно исполняла на балалайке сложные математически выверенные ритмы, которым позавидуют опытные электрогитаристы. Мужчина залихватского вида в форме грозил нагайкой оторопевшей толпе и подхватывая нехитрые слова народных песен, бил пол ногой!

Дамы и Господа, сие, есть достаточно известный коллектив народного творчества «Душа атмана».

На какое-то мгновение мне даже показалось, что я нахожусь в студии программы «Поле чудес» и, я не кривя душой начал улыбаться.

Вы не задумывались, что основная цель весёлой музыки – отвлечение от тяжёлых мыслей мажорным звучанием, ритмом, простыми и даже бессмысленными словами. Шёл дескать с рынка казак за девкой и свалился с моста. Ай-люли пресвятые корабли! Если у вас были дети, то просто вспомните, как вы их успокаивали, когда они плакали, и вы поймёте, что эта стратегия по-прежнему хорошо работает на взрослых людях.

Вечер завершился прослушиванием джазов Утёсова, раскатистыми стаккато Руслановой и воркованием Шульженко с виниловых пластинок.

Именно в таком ключе прошёл творческий вечер в Уссурийском музее и суть, пожалуй, не в том, что мирская слава быстротечна, а в том, что сделать весело значительно сложнее, чем сделать грустно, принять мир таким, какой он есть - очень сложно, и иногда, чисто в терапевтических целях, наслаждение моментом куда бесценнее, чем эфемерность будущего.

Известность-Шмизместность! - думаю, этим всё сказано.

Даже сквозь века основным смыслом человеческой жизни останутся понимание, страсть, любовь и всепрощение.


Рецензии