Поэты ушедшего времени 2 Осип Мандельштам Часть 2

                ЧАСТЬ ВТОРАЯ

              КОМАНДИРОВКА на КАВКАЗ
              ****************************
              В 1930 году осип Мандельштам закончил работу над "Четвёртой
  прозой".Н.Бухарин помог с командировкой в Армению.В Эривани поэт познакомился
  с учёным,биологом - теоретиком Борисом Кузиным,между ними завязалась тесная
  дружба.Встреча описана Мандельштамом в  Путешествии в Армению" Н.Я.
  Мандельштам считала,что эта встреча оказалась судьбой для всех троих.Без неё
  Ося часто говорил - Может и стихов бы не было."

  Позднее Мандельштам писал о Кузине:личностью его пропитана и моя новенькая
  проза,и весь последний период моей работы.Ему и только ему я обязан тем,что
  внёс в литературный период т.н."зрелого Мандельштама".После путешествия на
  Кавказ(Армения,Сухуми,Тифлис)Осип Мандельштам возвратился к тому написанию
  стихов.

  В СПИСКЕ ВИДНЫХ ЛИТЕРАТОРОВ
  ******************************
  В начале 1930 - ых годов поэтический дар достиг расцвета.Его имя было включено
  в список видных советских литераторов,которого курировал в Политбюро ЦКВКП(б)
  Л.М.Каганович составил и направил Сталину в апреле 1932 года перед принятием
  судьбоносного постановления "О перестройке литературно - художественной
  организации(23 апреля 1931 года),ознаменовав начало подготовки Первого съезда
  советских писателей и создания Союза.

  В советский период творчества у Мандельштама вышло 8 книг из 10,хотя договоров
  с издательствами он заключал больше.Самостоятельно изучил и итальянский язык,
  читал в подлиннике "Божественную комедию".Программное поэтологическое эссе
  "Разговор о Данте" писалось в 1933 году О.Мандельштам обсуждал его с А.Белым.
  В 1933 году в "Литературной газете",газете "Правда" и журнал "Звезда" вышли
  разгромные статьи в связи с публикацией Мандельштамом стихотворением
  "Путешествие в Армению"("Звезда" 1933 год №5).
  Публикация во многом была заслугой литературоведа Цезаря Вольпе.

  АРЕСТЫ,ССЫЛКИ,ГИБЕЛЬ
  ************************
  В ноябре 1933 года Осип Мандельштам написал антисталинскую эпиграмму "Мы живём
  под собою не чуя страны",которую прочёл полуторам десяткам человек.
  Борис Пастернак называл этот поступок самоубийством.

          Как - то гуляли по улицам,забрели они на какую - то безлюдную окраину
  города в районе Тверских - Ямских,звуковым фоном запомнился Пастернаку скрип
  ломовых извозчичьих телег.Здесь Мандельштам,прочёл ему про кремлёвского горца.
  Выслушав Пастернак сказал:То,что вы мне прочли,не имеет никакого отношения к
  литературной поэзии.Это не литературный факт,но акт самоубийства,который я не
  одобряю и в котором не хочу принимать участие.Вы мне ничего не читали,я ничего
  не слышал,и прошу вас не читать их никому другому.

  Кто - то из слушателей донёс на Мандельштама.Следствие по делу вёл Николай
  Шиверов.

  ХОД ДЕЛА
  *************
  В ночь с 16 на 17 мая 1934 года О.Мандельштама арестовали по доносу
  неизвестного сексота из литературных кругов."Ордер" на арест был подписан
  самим Ягодой.Обыск продолжался всю ночь.Искали стихи,ходили по выброшенным из
  сундучка рукописям.Мы все сидели в одной комнате.Было очень тихо.За стеной у
  Кирсанова играла гавайская гитара.Следователь при мне нашёл "Волка" и показал
  Осипу Эмильевичу.Он молча кивнул",- вспоминает Анна Ахматова.

  Уже 26 мая поэт был осуждён на три года ссылки в Чердынь(Пермский край).Осипа
  Мандельштама сопровождала жена Надежда Яковлевна.Супруги прибывают в Чердынь 3
  июня и временно поселяются в больнице,из окна которой вскоре выбросился Осип
  Мандельштам.
  В начале июня 1934 года Бухарин пишет Сталину:
  "О поэте Мандельштаме" Он был недавно арестован и выслан.До ареста он приходил
  со своей женой ко мне и высказывал свои опасения на сей предмет в связи с тем,
  что он подрался(!)с Алексеем Толстым,которому нанёс "символический удар" за
  то,что тот несправедливо якобы решил его дело,когда другой писатель побил его
  жену.Я говорил с Аграновым,но он мне ничего конкретного не сказал.Теперь я
  получаю отчаянные телеграммы от жены Мандельштама,что он психически расстроен,
  пытался выброситься из окна и т.д.Моя оценка О.Мандельштама - он первоклассный
  поэт,но абсолютно несовременен - он безусловно не совсем нормален;он чувствует
  себя затравленным и т.д.Так как ко мне всё время апеллируют,а я не знаю,что он
  и в чём "наблудил",то я решил тебе написать и об этом /.../P.S/ О.Мандельштаме
  пишу ещё раз,потому что Борис Пастернак в полном умопомрачении от ареста
  Мандельштама и никто ничего не знает.

  Резолюция Сталина на этом письме:Кто дал им право арестовать Мандельштама?
  Безобразие..".В одном из писем Сталину Бухарин также отмечает,что поэты всегда
  правы,история за них"(Бухарин был расстрелян по приговору Военной коллегии
  Верховного суда СССР в марте 1938 года - за несколько месяцев до гибели Осипа
  Мандельштама.

  13 июня 1934 года состоялся телефонный разговор Сталина и Бориса Пастернака:
  "С первых же слов Пастернак начал жаловаться,что плохо слышно,потому что он
  говорит из коммунальной квартиры,а в коридоре шумят дети.В те годы такая
  жалоба ещё не означала просьбы о немедленном в порядке чуда,устройства
  жилищных условий.Просто Борис Леонидович,в тот период каждый разговор начинал
  с жалоб.Мы с Анной Андреевной тихонько друг друга спрашивали,когда он нам
  звонил:Про коммуналку кончил? Со Сталиным он разговаривал,как со всеми нами -
  вспоминала Н.Я.Мандельштам.

  Сталин сообщил Пастернаку,что дело Мандельштама пересматривается и что с ним
  всё будет хорошо.
  Затем последовал неожиданный упрёк почему Пастернак не обратился в
  писательские организации или ко мне и не хлопотал о Мандельштаме
  "Если бы я был поэтом и мой друг поэт попал в беду,я бы на стены лез,чтобы ему
  помочь".
  Ответ Пастернака:Писательские организации этим не занимаются с 27 года.А если
  бы я не хлопотал,вы бы вероятно,ничего и не узнали...Затем Пастернак прибавил
  что - то по поводу слова "друг",желая уточнить характер отношений с
  О.Мандельштамом,которые в понятии дружбы,разумеется не укладывались.Эта
  ремарка была очень в стиле Пастернака,и никакого отношения к делу не имела.

  Сталин прервал его вопросом:Но,ведь он же мастер?" Пастернак ответил:Да дело
  не в этом.А в чём же? - спросил Сталин.Пастернак сказал,что хотел бы с ним
  встретиться и поговорить."О чём?"."О жизни и смерти", - ответил Пастернак.
  Сталин повесил трубку.

  В середине июня 1934 года Осипа Мандельштама вызвали к районному коменданту в
  Чердыне Попокову для выбора нового города высылки.Комендант потребовал,чтобы
  город был выбран немедленно,в его присутствии.При этом запрещалось селиться в
  двенадцати важнейших городах,включая те важнейшие пункты,где у поэта уже были
  налажены дружеские или рабочие связи(Москва и область,Ленинград и область,
  Харьков,Киев,Одесса,Ростов на Дону,Пятигорск,Минск,Тифлис,Баку,Хабаровск и
  Свердловск).

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ

                ************  ************

                19.06.2023


Рецензии