УЖД надо Ржевом!

Одно из самых страшных и кровавых сражений мировой истории – битва подо Ржевом.
«Я убит подо Ржевом
В неизвестном болоте
В пятой роте, на левом
При жестоком налёте…»

Одно из самых пронзительных произведений Александра Твардовского.

«Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?»

Оковский лес! Истоки трёх наших великих рек: Днепра, Западной Двины и Волги!
Оковский лес! На его краю родился Юрий Гагарин!
Оковский лес!
Высоцкий пел о нём так:
«А мужик, купец иль воин
Попадал в дремучий лес,
Кто зачем, кто с перепою,
А кто сдуру в чащу лез!»

Оковский лес! Словно губка пропитанный влагой.
И вот в самой сердцевине этого священного места была построена одна из самых удивительных узкоколейных железных дорог России!

Вообще их там аж три номера: 311, 312, 313!
Ничего Вам не напоминает?

Между прочим, Маленький Принц путешествует по планетам в главах одиннадцатой, двенадцатой, тринадцатой...

Но к описанию!

Есть такая замечательная Энциклопедия "Младший Брат", в которой мы это описание и обнаружили!

УЖД №311.
Номера дорог № 311 - Свапуще - Моисеево,
№ 321 - 122 км - Свапуще,
№ 313 Моисеево - Ловать.

Вступила в строй 15 июля 1942 года. 31 августа 1942 года вступил в строй участок Tминец·раз. 122 км протяженностью 36 км.
УЖД не заходила в Волговерховье, а проходила севернее его, даже не по окраине. Характеристики дороги: рельсы Р11, Р15, Р18 длиной 6,5 и 8 м.
Минимальный радиус кривых 60 м, подъемы до 0,025.
Эксплуатировались паровозы серий 157 и 159 и четырёхосные платформы грузоподъемностью 8,3 т.
Эксплуатировала дорогу 21-я отдельная эксплуатационная рота, в декабре 1942 года участок дороги, примыкающий к дороге широкой колеи Бологое·Великие Луки, находился в эксплуатации ВЭО-10.
Первоначально размеры движения составляли 3 пары поездов в сутки, позднее - до 12 пар. Между Волговерховьем и Вороново располагалась станция с водокачкой. Станцию часто бомбили немцы, результатом чего является немалое количество воронок в лесу вокруг этого места.
В память о труде военных строителей у деревни Любимка в 1998 г. установлен памятный знак: рельса и приваренная к ней металлическая шпала с клеймом «Крупп.1940».
На знаке надпись:
«Здесь летом 1942 года воины 30-й отдельной железнодорожной бригады построили узкоколейную военно-полевую железную дорогу №311, которая имела две очереди: 1. Пристань Свапуща·деревня Марёво дл. 50 км. 2. Разъезд 122 км.·ст. Еминец у одноимённого озера у Волговерховья, дл. 36 км.
Каждая линия была построена за месяц под обстрелом через леса и болота вручную. Эта дорога способствовала обеспечению Первой Ударной армии и разгрому фашистов под Демянском. Остановись. Поклонись подвигу солдата».

Вероятно, дорога от Марёва продолжалась через Жабны до Усть-Марёво. В 1960-х гг. у деревни Жабны был полусгнивший деревянный мостик р. Марёвка.

Участок Волговерховье·Рудаково разобран после войны. Сейчас большая часть участка Вороново·Волговерховье уничтожена строительством дороги Свапуща·Алексеевское·Волговерховье. Никаких искуственных сооружений не сохранилось.

Вступила в строй 15 июля 1942 года. 31 августа 1942 года вступил в строй участок Tминец·раз. 122 км протяженностью 36 км.

Обойти его не смею
Подойду. Остановлюсь.
И по русски, как сумею
Их могилам поклонюсь


Рецензии