Пьер Абеляр с цитатами и комментариями
Пьер Абеляр
"История моих бедствий":
Опять поражен: чувак жил тысячу лет назад, а читается как современник! И жизнь у них была развитая. Интереснейший мемуар - хоть в школе проходи....
"Диалог между философом, иудеем и христианином" - блин, он по-любому на порядки умнее лиотаров. Очень разумно и интересно - хотя лично для меня все эти споры уже не слишком актуальны; видимо, и на них времени уже не найдется...
Итак, в определенном отношении в средние века люди жили богаче, чем в античные жили антики, в ветхозаветные жили евреи - ведь имели сразу оба наследства! Да ещё и чудесные Евангелия в придачу! Поэтому лишь тяжёлые материальные условия, разрушение римской цивилизации, бесконечные войны и эпидемии, ну и изначальная дикость многих племен и народов мешали и тормозили развитие на этой основе...
А в России как тысячу лет назад только воевали, а в гуманитарной сфере были на нуле, так и потом - ведь началось ещё азиатское иго на 300 лет - а травма от него продлилась еще лет на 500... Привыкли заимствовать всю "культуру" подряд, включая дурацкие парики - да что там, ведь и говорили не на русском!
П.С.:
„Любовь — одно из тех страданий, которые невозможно скрывать; одного слова, одного неосторожного взгляда и даже молчания достаточно, чтобы выдать его.“ - ох, сложно тут всё; например, можно любовь ("неосторожные взгляды") сымитировать. Может почудиться, что любят тебя, если очень этого хочется...
„Благополучие всегда делает глупцов надменными, а беззаботное мирное житье ослабляет силу духа и легко направляет его к плотским соблазнам.“ - не поспоришь (а это редкий случай в моей практике!) Этот компенсационный механизм удерживает всех людей на среднем уровне, не даёт особо ни упасть, ни выпрыгнуть...
„О многом писать можно гораздо смелее, чем говорить.“ - да, и я тому тоже пример. Вообще, мне больше нравится писание, чем говорение и чтение, чем слушание - нет необходимости реагировать в текущее мгновение, можно сделать вторую и третью попытку понимания. Мгновенны только мотыльки, это несерьёзно! И уже известно, что мировые океаны болтовни в мировой истории ровным счётом ничего не породили - писаний на восемь порядков меньше, но значимость их на восемь порядков больше... (Поэтому у меня нет желания становиться ютуб-блогером! Хотя сам я сейчас уже мало читаю, а вот болтовню постоянно использую вместо музыки, чтобы не было скучно... Не стоит становиться писателем тому, кто всё ещё читатель!)
„То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости.“ - да, все глупости даром не пройдут, но бесполезно говорить такое молодости. Да и в старости особо не стоит переживать - это нашей жизни горемычная норма...
„Язык порождается мышлением и порождает мышление.“ - нет, он мне определенно нравится (но ведь считается схоластом?) С языком прочно связаны и чувства и мышление. (Как и с образами)
„Фальшивое никогда не бывает прочным.“ - зато оно бывает бесконечным. А так да, "прочно" врать мало кто умеет - мы видим , что даже на государственном уровне не получается стряпать фейки без сучка и задоринки
„Логика оттолкнула от меня мир.“ - стал видеть его со стороны? У меня тоже есть подобные тенденции - настоящая логика холодно смотрит на пустые эмоции, которыми без конца весь мир фонтанирует.
„Абсолютная нравственность: запрещено всё.“ - какая тонкая и точная ирония. Таких нравственных запретителей море...
„Человеческие чувства часто сильнее возбуждаются или смягчаются примерами, чем словами.“ - критиковать его совсем не приходится - я думаю так же. Слова - это абстракция и вода по сравнению с наглядным примером.
„То были дни, когда я познал, что значит: страдать; что значит: стыдиться; что значит: отчаяться.“ - да, бывают такие сильные ситуации - и только они меняют нас, потому что перейден некий порог, до которого кажется, что всё как об стенку горох...
„Грешен лишь тот, кто осознает свой грех.“ - имеет в виду, что если не осознаешь, то ты закоренелый преступник, убежденный сторонник своих грехов. Грешник - это тот, кто не удовлетворен собой и своей жизнью.
„Скупость начинается там, где кончается бедность.“ - опять тонкая и точная ирония. Очень был просветлённый человек... А ведь жил, казалось бы, в совсем уж дикие времена - 1079-1142 годы. Он и сейчас опережал бы почти всех по своему развитию. Правда, жил он во Франции, и часто в Париже... (Его жизнь - это сплошное приключение и борьба с тупицами, а также трагическая любовь...)
„Вера, не просветлённая разумом, не достойна человека.“ - вера без разума обязательно окажется слепым фанатизмом, суеверием и мракобесием
„Не верить, чтобы понимать, а понимать, чтобы верить.“ - верить, что ты способен понять... верить только в то, что понимаешь - не считая таких очевидных вещей, как природа, небо и солнце...
„Иной человек изумительно владеет речью, но она крайне бедна содержанием и лишена мысли. Зажигая огонь, он наполняет свой дом дымом, а не озаряет его светом.“ - по-моему, на баб намекает. Хоть буреломное, но содержание у мужиков всегда есть...
Почему "богатством" всегда считались золото (позолота) и искусная вязь, завитушки? Потому что бабы - солнечные существа, а золото похоже на солнце и потому, что все бабские речи (а значит, и их душа) - это вязь.... (Когда баба хвалит луну, это значит, что она спит наяву, загипнотизирована каким-то мраком...)
„Никто не познает точно добродетели, если не имеет понятия о пороке, в особенности когда некоторые пороки до такой степени близки к добродетели, что легко обманывают своим подобием.“ - замечательный Пьер, нечего критиковать, нечего комментировать... Только по настоящему умных людей трудно обмануть - но даже себя мне трудно назвать таковым слишком по многим вопросам.... По сути, обмануты все (кто в это не верит , тот ещё хуже обманут, тот даже ещё не догадывается...)
„Одно дело — лгать, другое — заблуждаться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла.“ - все его постановки вопросов очень близки и понятны мне. Ложь и заблуждение действительно важно отличать (заблудшие - это жертвы лжи! Хотя жертвы тоже могут быть передатчиками подхваченного "вируса")
„С сильной любовью не могут ужиться черные подозрения.“ - да, но на солнце любви всё же регулярно возникают черные пятна...
„Не следует приписывать злому умыслу или считать за грех всё, что говорится для некоторого назидания по причине любви.“ - любя, критиковал дураков и дурочек, пытался им что-то втолковать, чтобы они поумнели, но результат, разумеется, был прямо обратный, плачевный...
„Женщина — это примат дела над мыслью; мужчина — примат мысли над моралью.“ - баба да, с мыслями совсем не в ладах, а мужик - это рационалист, а также и грешник...
„Главный ключ к знаниям - это, действительно, настойчивые и частые расспросы“ - если нет практики, то надо влезать с вопросами, как будто практика есть. Только так можно что-то понять или перенять чужое понимание. Помню, как в школах-институтах крайне редко, но возникали такие ситуации, когда начинались именно настойчивые расспросы или возникала живая дискуссия. А ведь они должны быть абсолютной нормой! (Их за годы было наперечет, прямо как событие... Потому что преподу надо было прогнать всю огромную программу - остановки не предусмотрены, иначе не успеть. А с другой стороны, раз спрашиваешь, значит, непонятливый; или тебе больше всех надо? Выпендриваешься? Бабец точно будет недоволен...)
„Вопрос 3. Есть ли какое-либо знание о невидимых вещах или нет?“ - замечательный вопрос, на него до сих пор нет настоящего ответа. Какие у нас знания о душе и уме? Они вроде есть, но вроде их и нет...
„На самом деле мы говорим, что намерение хорошо, то есть правильно само по себе, но что действие само по себе не несет в себе ничего хорошего, а исходит из благого намерения“. - он хочет сказать, что намерение важнее действий, как причина важнее следствий. Это и в Евангелиях написано - что все исходит из сердца, а вот грязные руки - это лишь текущие обстоятельства и дело вкуса (может, не такие они и грязные; не всякая пыль отвратительна и имеет значение...) Вообще, насчёт трактовки действий много может быть обманов и искажений - а вот сердце не обманешь (посмотрите, например, на рожу кровавого клоуна Зеленского, "позора еврейского народа" - он может что угодно говорить и выдавать за свои действия, но на ней всё написано: багровый, поганый рак с бегающими глазами, с наигранным актерством, в наркоманской прострации. Вообще, именно выражения лиц и тон речей - а и то и другое исходит из сердца, из души - больше всего свидетельствует о нашей, русской правоте (пусть и она тоже не полная)
„Я рискнул свести воедино различные высказывания святых отцов, как они приходили на ум, и сформулировать определенные вопросы, которые были вызваны кажущимися противоречиями в высказываниях“. - правильно, надо рисковать, надо выявлять все противоречия, не надо делать кумиров...
„В бесчисленных трудах отцов церкви есть много кажущихся противоречий и даже неясностей. Наше уважение к их авторитету не должно препятствовать нашим усилиям докопаться до истины“ - на ту же тему; и как вежливо, дипломатично, но одновременно решительно он выражается... Только такие люди и двигают прогресс... (Ещё вспомнил Петрарку)
„Сами отцы не верили, что они или их товарищи всегда были правы. Августин обнаружил, что в некоторых случаях ошибался, и без колебаний отказался от своих ошибок“ - уже тогда без авторитетов, идолов, кумиров было и шагу не ступить. Хотя так было всегда - Иисуса и Павла распяли за восстание против них же... Слишком благочестивым и умным всем кажется следование на авторитетами; типа, верняк; одним выстрелом сразу двух зайцев убили. И наоборот, если бунтуешь против авторитета, то всегда нарвешься на обвинение в глупости и злобе...
„Сомневаясь, мы приходим к исследованию, и, исследуя, мы достигаем истины“. - всё просто, ясно, но как же мало у кого получается - не хотят ни сомневаться, ни настойчиво исследовать...
Ладно, хватит, его образ уже полностью сложился... Конечно, религия и прочие условности его времени не могли не влиять на него, но в целом он был свободным человеком - с историей большой любви, не только со свободными мыслями...
Свидетельство о публикации №223061900883