Сундук Дэви Джонса-могила моряка пирата

Дэйви джонс
Марко Поло Фолк Рок
https://youtu.be/NHyaMIk8rN8

Одна легенда с малых лет
Покоя не давала мне
Про те края, где меркнет свет
Всеведующего солнца.

Тот край обходит стороной
Моряк любой любой ценой:
Мертвец - нарушивший покой
Проклятого Дейви Джонса!

Но, чистый сердцем, не робей!
Нет той напасти, что сильней
И воли, и души твоей
Без страха и упрека,

Ведь жил на свете капитан,
Что к смерти угодив в капкан,
Не сплоховал и устоял
Пред ликом страшного рока.

Ответил смерти он тогда:
"Мой дом - бескрайняя вода,
Коль хочешь, проводи до дна
В прохладу мягкого ила!"
"Твой дом, пройдоха?!-
Вот уж нет!" -
Разгневанно взревела смерть-
"Так пусть же твердь,
Земная твердь слывет тебе могилой!"

С тех пор прошло немало лет,
Был капитан, а нынче - нет,
И только одинокий дед
С тоской глядит на волны,

Один лишь день за десять лет
Он ждет с рассвета на рассвет,
Тому вовек покоя нет,
Кто морю сердце отдал!

Ты боишься смерти?» часто спрашивал Дэви Джонс, легендарный капитан корабля-призрака «Летучий Голландец», в фильме «Пираты Карибского моря: На краю света».
Дэви Джонс, вымышленный персонаж  человек с лицом осьминога, щупальцами и глазами-блюдцами, сердце которого хранится в сундуке как вечная память о предательстве его возлюбленной, жестокий моряк с вечной жадностью к насилию.
Большинству из нас этот Дэви Джонс с лицом осьминога приходит на ум, когда кто-то упоминает «Сундук Дэви Джонса».

Сундук Дэ;ви Джо;нса (англ. Davy Jones’ Locker) на жаргоне британских моряков от XVIII века до наших дней, иносказательное название могилы моряков.
Дэви Джонс считается злым духом, живущим в море, а его сундук - это океан, принимающий мёртвых моряков.

В художественной литературе всегда есть доля правды, и истории о Сундуке Дэви Джонса лучше отражают этот факт. Однако реальная история этой фразы сильно отличается от ее выдуманной версии; некоторые детали легенды кажутся правдой.

Согласно мифологии моряков, фраза «Сундук Дэви Джонса» - это идиома, обозначающая морское дно, место упокоения тысяч моряков, утонувших в море.

Моряки используют эту фразу для обозначения загробной жизни моряков или даже объектов, в том числе кораблей, которым суждено отдохнуть на дне океана.
Первое упоминание о Сундуке Дэви Джонса относится к 18 веку. Он был популяризирован как морское суеверие среди моряков и пиратов.
В прежние времена имя - Дэви Джонс - называли дьяволом моряков, а иногда и злым богом морей.
Хотя происхождение этой фразы остаётся неясным, в прошлом было несколько попыток объяснить стоящую за ней правду.

Выдающейся, среди этих сказок, появившихся в фильмах и письменных источниках, является история Джонса как капитана таинственного корабля-призрака «Летучий Голландец». Летучий Голландец, легендарный корабль-призрак, обречённый вечно бороздить океаны, поскольку он не может зайти в порт из-за бурных вод
Он также отвечал за переправку душ в другой мир и мог ступить на землю через десять лет и воссоединиться с Калипсо, морской богиней. Однако, когда он вернулся, ее уже не было.

В одной из других историй Дэви Джонс относится к Дэвиду Джонсу, пиратскому капитану, который провёл свой корабль через Индийский океан в 1630-х годах.
Но многие историки отвергают его возможность, утверждая, что человек, упомянутый в этой истории, не был настолько популярен, чтобы стать легендой, как Дэви Джонс.

Дэви Джонс, владелец британского паба. Этот Дэви Джонса напоил своих клиентов и запер их в своем Сундуке для эля, для того, чтобы продать их капитанам проходящих кораблям как рабов.
Владелец британского паба позже стал пиратом после того, как обанкротился. Угнав корабль, он отправился в плавание через Атлантический океан и захватил за границей другие корабли и их команду. Хотя он обезглавил большинство членов экипажа, остальные были заперты до того, как судно затонуло.

Другая указывает на словарь 19-го века, в котором это имя упоминается как «призрак Ионы», библейского моряка, чье имя означало паршивую удачу для моряков.
Согласно Библии, Бог наказал Иону за непослушание, и он стал «дьяволом морским», после чего экипаж на борту его судна убил его.

Среди валлийского сообщества мореплавателей Дэви Джонс обращается к своему святому покровителю — Святому Давиду, который, как они верят, спасает их от суровой природы океана. Согласно этой легенде, Святой Давид будет защищать только хороших моряков, а аморальные моряки будут отправлены в Сундук Дэви Джонса.
Таким образом, для некоторых моряков Дэви Джонс - не что иное, как другое имя Сатаны.

Говорят, что многие моряки в те годы, когда легенды о Дэви Джонсе были очень популярны, отказывались обсуждать эти истории между собой в мельчайших подробностях. Но в то же время существовала традиция отдавать дань уважения Дэви Джонсу, особенно во время празднования пересечения экватора.

Между тем, задолго до фильма «Пираты Карибского моря» история Дэви Джонса и его Сундука нашла свое место в нескольких книгах, особенно в произведениях, в которых рассказывается о пиратах.

Книга Даниэля Дефо «Четыре года путешествий капитана Джорджа Робертса», опубликованная в 1726 году, считается первой известной работой, в которой имя Дэви Джонса упоминается в отрицательном смысле.

Точно так же «Приключения сапсана Пикла» Тобиаса Смоллетта, опубликованные в 1751 году, также говорят о Дэви Джонсе, имея в виду злого духа, который появляется в различных формах накануне ураганов, кораблекрушений и бедствий.

Упоминание о Сундуке Дэви Джонса впервые было найдено в военно-морских хрониках 1803 года.
В 19 веке Дэви Джонс и его Сундук появлялись в некоторых военно-морских и приключенческих произведениях. Яркими примерами таких произведений являются «Приключения черного рыбака» Вашингтона Ирвинга, опубликованные в 1824 году, и роман Эдгара Аллана По 1835 года «Король-вредитель».

Классический роман Германа Мелвилла «Моби Дик», опубликованный в 1851 году, «Холодный дом» Чарльза Диккенса (1852–1853) и работа Роберта Льюиса Стивенсона, опубликованная в 1883 году, «Остров сокровищ», и другие произведения XIX века, в которых упоминается Дэви Джонс.

Даже в последующие столетия, несмотря на то, что правда о Дэви Джонсе и его Сундуке оспаривалась, в различных литературных произведениях изображались похожие персонажи и несколько раз упоминалась легенда.

Легенды о Сундуке Дэви Джонса
  1. Дэви Джонс был владельцем британского паба, который напоил своих клиентов, заключил их в тюрьму и продал владельцам судов в рабство. После того, как его паб закрылся из-за банкротства, он стал пиратом.

  2. Дэви Джонс был шотландским пиратом, чья смертная жизнь загадочна и малоизвестна. Согласно мифам, он был отважным мореплавателем, влюбившимся в суровую и неукротимую морскую богиню Калипсо.

3. Корабль Дэви Джонса получил название «Летучий голландец». Это корабль-призрак, которому суждено плыть по воде в вечность, так и не достигнув земли.

4. После предательства Калипсо Дэви Джонс вырезал свое сердце и запер его в сундуке мертвеца. Он отказался от своего долга и превратился в уродливого монстра с лицом, похожим на осьминога, щупальце с бородой, лапами и руками краба.

5. Когда он отказался от своих обязанностей, Дэви Джонс был проклят быть поглощенным водной флорой и фауной. У него и его команды отросли чудовищные черты, похожие на щупальца.

6. Сундук Дэви Джонса используется как метафора для обозначения места последнего упокоения утонувших кораблей и моряков, которые остаются в глубоких океанских глубинах.

«Пятна;дцать челове;к на сундук мертвеца» (англ. Fifteen Men On the Dead Man’s Chest) - песня из романа Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ», написанная Стивенсоном в подражание традиционным морским песням-шанти.

Fifteen men on a dead man's chest,
Yo! ho! ho and a bottle of rum.
Drink and the devil had done for the rest,
Yo! ho! ho and a bottle of rum.
Drink and the devil had done for the rest,
Yo! ho! ho and a bottle of rum.

Hate lies close to love of gold.
Dead men's secrets are tardily told.
Yo! ho! ho and a bottle of rum.
Yo! ho! ho and a bottle of rum.

Dead men only the secret shall keep
Yo! ho! ho and a bottle of rum.
So bare the knife and plunge it deep.
Yo! ho! ho! Yo! ho! Yo! ho! ho!

Fifteen men on a dead man's chest,
Yo! ho! ho and a bottle of rum.
Drink and the devil had done for the rest,
Yo! ho! ho and a bottle of rum,

Fifteen men on a dead man's chest,
Drink and the devil had done for the rest,
Yo! ho! ho! Yo! ho! Yo! ho! ho!

Пятнадцать человек на сундук мертвеца,
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Пей, и дьявол тебя доведёт до конца.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!

Их мучила жажда, в конце концов,
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Им стало казаться, что едят мертвецов.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!

Что пьют их кровь и мослы их жуют.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Вот тут-то и вынырнул чёрт Дэви Джонс.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!

Он вынырнул с чёрным большим ключом,
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
С ключом от каморки на дне морском.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!

Таращил глаза, как лесная сова,
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
И в хохоте жутком тряслась голова.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!

Сказал он: «Теперь вы пойдёте со мной,
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Вас всех схороню я в пучине морской».
Йо-хо-хо, и бутылка рому!

И он потащил их в подводный свой дом,
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
И запер в нём двери тем чёрным ключом.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!

Популярная в XVIII веке песня насчитывала семь куплетов и имела несколько вариантов у английских моряков. Её пели на мотив «Дуй, муссон Мэн Даун!», и называлась она «Страсти Билли Бонса».
Текст, написанный Стивенсоном «дописал» поэт Янг Эллисон/Young E. Allison (1853-1932). В 1891 году стихотворение было напечатано в Courier-Journal, издававшемся в Луисвилле, штат Кентукки, а через несколько лет, в 1901 году, было положено на музыку и прозвучало в бродвейской постановке «Острова сокровищ».

Песня «Пятнадцать человек на сундук мертвеца».

Это произошло в самом начале XVIII века. На пиратском корабле «Месть королевы Анны», которым командовал Эдвард Тич по прозвищу Чёрная борода, один из самых опасных пиратских главарей Карибского моря, из-за жестокости капитана вспыхнул мятеж. Мятежникам не повезло. Чёрная борода, отличавшийся огромной силой и умением владеть оружием, заперся в каюте, отбился от нападавших и быстро подавил бунт.

Пятнадцать особо активных мятежников, среди которых был квартирмейстер Уильям Томас Боунс (вспоминаете Билли Бонса из "Острова сокровищ"?) Тич решил высадить на необитаемый остров под названием Сундук мертвеца. Каждому из пиратов вручили по бутылке рома, а потом выбросили на берег связку абордажных сабель. Тич знал, что на острове нет источников пресной воды, а ром только усиливает жажду, и, следовательно, все мятежники обречены на мучительную смерть. Но мстительному Тичу этого было мало. Зная вспыльчивый, неудержимый в пьянстве характер пиратов, он рассчитывал, что они скоро перепьются и изрубят друг друга...
Высадив мятежников на острове, Чёрная борода поднял паруса, и скоро его корабль скрылся за горизонтом.

Для Билли Бонса и его товарищей наступили кошмарные дни и ночи. На Сундуке мертвеца было действительно тесно, как в сундуке. На вытянутом четырёхугольнике суши размером 10х20 метров сбившиеся в кучу люди не имели никакой возможности укрыться от палящего солнца, ветра и змей.

При помощи огнива моряки добыли огонь и развели небольшой костёр. За ночь в куски парусины они собирали росу, слегка разбавляли её морской водой и поровну делили между собой, но воды всё равно не хватало.
Мятежники, ели змей и ящериц, собирали дождевую воду и поэтому выжили. Также они утверждали, что их навещал знаменитый морской дьявол (именно его пираты называли Дэви Джонс) и предлагал спасти их, однако все отказались от этого. Уильям Боунс сочинил песню, повествующую об этих событиях.
 От жажды и палящего солнца многие начинали бредить, и воспалённый мозг людей порождал по ночам кошмарных чудовищ вроде морского дьявола Дэви Джонса.

Но вопреки надеждам Чёрной бороды драк и поножовщины между пиратами не возникало. Возможно, этому способствовал авторитет Билли Бонса. Судя по всему, именно его и прочили в капитаны вместо Тича неудачливые бунтовщики.

Во время отлива остров несколько увеличивался в размерах, море отступало, и изнурённые «робинзоны» собирали между кораллов моллюсков, крабов и черепах. Основной же пищей пиратов были змеи и ящерицы. Их убивали, потрошили, рубили на куски, вялили на солнце и затем ели.

Через месяц Тич вернулся к Сундуку мертвеца. Каково же был его изумление, когда вместо высохших трупов он обнаружил всех своих пиратов вполне живыми, правда, едва передвигающими ноги от истощения. По требованию команды Чёрная борода простил мятежников и взял их на борт корабля.

История о пятнадцати пиратах, высаженных на Сундук мертвеца, быстро распространилась по всему Карибскому морю, и очень скоро появилась песня, рассказывающая о выпавших на их долю испытаниях.


Рецензии