Искажение информации

       Как-то на скучной лекции в ЛЭТИ (да, были и такие!), мы беседовали с приятелем и он, между делом, сообщил, что почти в совершенстве владеет французским. «Что, правда? – не очень-то поверила я, - ну переведи мне письмо Татьяны к Онегину» и быстро написала первые 7 строк на листке, те самые: «Я к вам пишу — чего же боле?» и так далее. Результат я получила уже минуты через две. А как проверить? О! Есть же наши франкоговорящие друзья! «Бенуа, - окликнула я одного из них, внимательно слушающего лектора, - переведи пожалуйста с французского!». Скоро я получила результат двойного перевода строк Пушкина: «Вы мне нравитесь. Что Вам еще надо!» И всё!
       Прошло много лет и вот на курсах повышения квалификации референтов, отправить меня на которые удалось уговорить Генерального, я получила подтверждение тому, как обнуляется информация в зависимости от числа её передающих. 
       Суть эксперимента состояла в следующем: 5 слушателей удалили из аудитории, а одному молодому человеку предложили запомнить небольшой текст, который ему надлежало пересказать первой вернувшейся в класс «студентке». Текст содержал примерно следующую информацию: «Завтра прилетает делегация из Франции в количестве 7 человек, а в 19.00 в нашем офисе состоится конференция. Вам необходимо пригласить переводчика, в конференц-зале установить микрофон, разложить материалы по теме, бумагу, ручки, расставить воду, стаканы и положить салфетки. Гостей встретить у входа и сопроводить в зал». Обычная тема!
       Итак, текст прочитан и в аудиторию входит первая из вышедших испытуемая. Она прослушала текст, который смог запомнить молодой человек, и постаралась его воспроизвести следующей вошедшей слушательнице. Та что-то передала третей, третья четвертой... Слушая их, я поражалась – неужели это происходит на самом деле! И вот пятая испытуемая. Прослушав «отфильтрованную» информацию от четвертой, она произнесла: «Завтра надо купить воду» и всё !


Рецензии