ВТО и корпоративный контроль. Часть 3

Наступление раунда тысячелетия

   Европейская комиссия, подстрекаемая очень красноречивым сэром Леоном Бриттаном, энергично продвигает начало нового широкого раунда переговоров по ВТО - мероприятий, охватывающих широкий круг вопросов, после Министерской конференции в Сиэтле в ноябре 1999 года. Помимо вопросов «встроенной повестки дня» ВТО – сельское хозяйство, прав интеллектуальной собственности и услуг
Комиссия также предложила инициировать переговоры по соглашениям об инвестициях, государственных закупках, конкурентной политике и других областях. Комиссия медленно, но верно заручалась поддержкой Канады и Японии, а США, изначально выступавшие за отдельные переговоры по меньшему числу вопросов, наконец-то настраиваются на идею нового грандиозного раунда. Однако правительства южных штатов не слишком тепло приняли инициативу Бриттана. На самом деле их сопротивление переговорам по новым вопросам – и особенно по вопросам инвестиций
– восходит к 1995 году, когда произошло предыдущее наступление ЕС. Когда переговоры по многостороннему инвестиционному соглашению (MAI) официально начались в рамках ОЭСР в 1995 году, участвующие в них северные страны использовали двухстороннюю стратегию, одновременно продвигая Многостороннее инвестиционное соглашение (MIA) в рамках ВТО. На самом деле, Европейский союз надеялся начать переговоры о МIA на министерской конференции ВТО в декабре 1996 года в Сингапуре. Южные правительства восстали против MIA с самого начала, опасаясь, что это повлияет на «способность национальных правительств регулировать потоки ПИИ, чтобы поддерживать цели и приоритеты национального развития».  Вместо этого они потребовали, чтобы инвестиционный вопрос обсуждался в рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

   Несмотря на ожесточенное сопротивление правительств стран третьего мира, была создана рабочая группа ВТО для изучения отношений между торговлей и инвестициями. Это последовало за совершенно недемократической процедурой, в которой участвовала только неформальная группа из 30 стран. Холодная война между странами ОЭСР и противниками MAI/MIA продолжалась на протяжении всех встреч рабочей группы в 1997 и 1998 годах. Опасаясь, что ЕС удастся заручиться поддержкой подготовки переговоров, группы, выступавшие против MAI в ОЭСР, настаивали на его не следует возрождать в рамках ВТО. В этой политически напряженной обстановке рабочая группа по инвестициям объявила в своем заключительном отчете за декабрь 1998 г. решение не выносить никаких
рекомендаций, а продолжить обсуждение. Позиция Европейской комиссии не изменилась, и она остается стойким сторонником переговоров об инвестициях в ВТО.
 
   Многие правительства стран третьего мира, НПО и народные движения выступают против введения не только инвестиций в ВТО, но и других предлагаемых новых вопросов. Мартин Хор, директор Сети стран третьего мира, указал, что мотив ЕС для заключения соглашения с ВТО по политике в области конкуренции состоит не в том, чтобы ограничить концентрацию корпораций в глобальном масштабе. Наоборот, он надеется устранить барьеры, с которыми сталкиваются северные ТНК на «развивающихся рынках», такие как различные законы или политика, благоприятствующие местным фирмам. К ним могут относиться политики, которые, например, предоставляют права на импорт или распространение местным компаниям.

   Что касается государственных закупок, ЕС надеется помешать правительствам южных государств отдавать предпочтение местным гражданам или фирмам при распределении контрактов в государственном секторе (например, на строительство или оснащение больниц, школ, инфраструктуры и т. д.). Подведение государственных закупок под режим ВТО с его принципом «национального режима» будет означать, что иностранным корпорациям должны быть предоставлены те же (или лучшие) возможности для заключения контрактов, что и местным. Если они почувствуют дискриминацию, ненациональные компании получат доступ через свои правительства к механизму разрешения споров ВТО, чтобы бросить вызов стране-нарушителю и потребовать компенсационных и ответных мер. ТНК пускают слюни на потенциальные рынки государственных закупок, которые во многих южных странах покрывают от 20 до 30 процентов общего ВВП.

   В большинстве южных стран контракты на государственные закупки остаются одним из немногих способов, с помощью которых южные компании могут конкурировать с более крупными северными корпорациями. Как и в случае с предлагаемыми правилами для инвестиций, правила ВТО в отношении конкурентной политики и государственных закупок представлены как необходимые для создания «равных условий игры». В действительности, однако, равная конкуренция между гигантскими глобальными корпорациями и более мелкими местными производителями приведет к массовому вымиранию последних.



Многоликая комиссия

   Сэр Леон Бриттан использовал все мыслимые аргументы, чтобы заручиться поддержкой «своего» раунда тысячелетия. Хотя критики утверждают, что финансовый кризис и накапливающиеся свидетельства того, что экономическая глобализация наносит широкомасштабный социальный и экологический ущерб, требуют пересмотра дальнейшей либерализации торговли и инвестиций, сэр Леон не дрогнул. Напротив, финансовый кризис, который, как утверждает Бриттан, был вызван «неумелым управлением рыночной экономикой», заставляет его «убедиться в том, что введение в ВТО глобальных правил, регулирующих инвестиции, является одним из самых высоких приоритетов в новом раунде глобальные торговые переговоры».

   Чтобы обеспечить проведение инвестиционных переговоров, Комиссия, заявив, что она узнала об оппозиции MAI в ОЭСР, начала контактировать с неправительственными организациями. «Широкие консультации и открытые дебаты будут иметь решающее значение для успеха «Раунда тысячелетия». Правительствам необходимо полностью информировать своих избирателей», — заверил Бриттан делегацию НПО на одном из «диалогов» по предлагаемому раунду тысячелетия, организованном Комиссией для представителей «гражданского общества». Представители бизнеса, которые также соответствуют определению гражданского общества, данному Комиссией, также присутствовали на этих переговорах. Комиссия также пообещала прозрачность и участие в принятии решений на предлагаемых новых переговорах, публикацию информации на веб-сайте ЕС и «оценку воздействия на устойчивое развитие» раунда тысячелетия.

   Ощущение, что Комиссия начала наступление с сомнительным содержанием, усилилось в последующие месяцы. Во время встречи в форме диалога в январе 1999 года. Комиссия распространила довольно расплывчатый документ с изложением своих идей относительно инвестиционного соглашения ВТО, в котором отсутствовали многие спорные элементы MAI. Однако на прошлой неделе присутствующие НПО получили просочившуюся версию официальных предложений Комиссии. Эта версия, включавшая в себя почти все элементы, вызвавшие большую оппозицию МAI, месяцем ранее уже обсуждалась с Комитетом 133 Совета Министров (по внешней торговле). На вопрос о статусе этих двух документов Комиссия ответила только, что «особенно в отношении инвестиций прогресс идёт очень быстро».

   Еще один удар по авторитету Комиссии был нанесен в марте 1999 года, когда выяснилось, что она проводила параллельный и качественно иной процесс «консультаций и партнерства с европейскими деловыми кругами по инвестиционным вопросам» с так называемой Инвестиционной сетью (IN). IN, представляющая Fiat, ICI, Daimler-Benz, Carlsberg, British Petroleum, Rh;ne- Poulenc и около пятидесяти других корпораций, была создана для определения приоритетов  крупных  европейских  корпораций  в  отношении инвестиционного соглашения ВТО. Комиссия также опросила более двух тысяч европейских бизнесменов, чтобы «дать четкое представление о том, как деловое сообщество воспринимает международную либерализацию и международное регулирование инвестиций». IN явно является результатом опыта Комиссии во время переговоров по Соглашению о финансовых услугах, в ходе которых она тесно сотрудничала с Группой финансовых лидеров.

   Недавно Комиссия также призвала европейские корпорации в сфере услуг создать Европейскую сеть услуг (ESN), которая будет «консультировать переговорщиков от Европейского Союза по ключевым барьерам и странам, на которых им следует сосредоточиться в этих переговорах». В своем выступлении на первом собрании ESN сэр Леон Бриттан откровенно рассказал о центральной роли, которую он отводит ей: «Вы являетесь движущей силой созданной нами системы консультаций; Моя дверь открыта для любых забот. И я ожидаю, что всякий раз, когда общее ESN придет к каким-то выводам, они будут представлять точку зрения отрасли, хотя я также буду готов выслушать проблемы отдельных компаний».

   ESN тесно связана с European Service Leaders Group (ESLG), в которую входят более сорока председателей и генеральных директоров из различных секторов, от банковского дела до энергетических услуг. Предполагается, что ESLG «придаст политический импульс и высокий общественный авторитет» новому GATS. Активное поощрение Комиссией создания новых бизнес-структур для обеспечения поддержки «Раунда тысячелетия» и внесения вклада в переговоры, безусловно, укрепит ее позиции по отношению к государствам-членам ЕС. Как отмечает исследователь из США Мария Грин Коулз, «сотрудничая в тесном контакте, компании и Комиссия представляют государствам-членам переговорную стратегию, «заранее одобренную» европейской промышленностью».


Бизнес-атака для раунда тысячелетия

   Ряд весьма влиятельных бизнес-групп придумывают свои собственные кампании в поддержку «Раунда тысячелетия». Общей чертой этих стратегий, вытекающих из уроков неудачных переговоров с МAI, является то, что промышленность воздерживается от противодействия социальным и экологическим положениям ВТО. Промышленность, очевидно, надеется, что эта тактика поощрит поддержку неправительственных организаций дальнейшей либерализации. Европейская организация работодателей UNICE, например, является активным участником диалогов Комиссии с гражданским обществом в рамках «Раунда тысячелетия».

   Комиссар ЕС Бриттан также все чаще заявляет о «включении» вопросов окружающей среды в новый раунд. Хотя он по- прежнему утверждает, что либерализация торговли и инвестиций полностью соответствует устойчивому развитию, он продвинулся в принятии требований «зеленых» НПО об укреплении позиций многосторонних природоохранных соглашений (MEA), а также об актуальности оценки продуктов по процессам и методам производства. применяется, что позволяет использовать экомаркировку и принцип предосторожности. Однако многие из этих требований были отклонены правительствами южных государств. Они опасаются, что такие положения будут использованы для усиления применения торговых инструментов для защиты интересов Севера, тем самым перекладывающих экологическое бремя на страны третьего мира. Многие северные неправительственные организации также не доверяют обещаниям Комиссии.

   Европейский круглый стол промышленников (ERT) уже давно выступает за либерализацию инвестиций, его основной целью является достижение соглашения в рамках ВТО. Еще в 1993 году ERT подчеркивала необходимость «ГАТТ для инвестиций», чтобы «зафиксировать процесс либерализации». Это пожелание было повторено в пяти докладах об инвестициях, подготовленных рабочей группой «Север-Юг» в 1993 году. Провал переговоров о MAI в ОЭСР стал неприятным сюрпризом для Круглого стола, но, как объяснил Генеральный секретарь Вим Филиппа, вскоре после этого ГЭР «указала Комиссии, что мы очень хотелось бы поработать вместе с Комиссией и с ВТО, если та со временем станет партнером, постараться ускорить приемлемую МAI». ERT создал отдельную рабочую группу по внешнеэкономическим связям под председательством Питера Сазерленда, который в настоящее время является председателем правления как BP, так и Goldman Sachs International.

   Филиппа явно считает Сазерленда, бывшего генерального директора ГАТТ, секретным оружием ERT. Он объясняет, что «его знания, его опыт, его контакты, его каналы» сделают ERT «более активным» и дадут ему «возможность ускорить дело».

   Более ста корпоративных лидеров, участвующих в Трансатлантическом бизнес-диалоге (TABD), играют официальную роль, консультируя администрации ЕС и США по их позициям в переговорах по ВТО. По мере углубления кризиса в переговорах ОЭСР по MAI TABD все больше раскалывался по атлантическому принципу. На ноябрьском 1998 г. саммите TABD в Шарлотте, Северная Каролина, европейская промышленность активно лоббировала своих американских коллег, которые еще не отказались от мечты ОЭСР, присоединиться к их наступлению на инвестиционный договор в ВТО.


Время покажет

В связи с увеличением числа громких торговых споров между ЕС и США большое внимание в последнее время уделяется ВТО. В южных странах осведомленность общественности о торговом органе растет, и народные движения мобилизуются против программы свободной торговли. Это очевидно в таких странах, как Индия, где сотни тысяч человек присоединились к публичным демонстрациям против ВТО. Некоторые южные страны, включая Индию, Пакистан и Египет, очень громко заявляли о своем неприятии нового раунда, предпочитая придерживаться встроенной повестки дня и делать существующие соглашения более благоприятными для развития. После нескольких лет работы в системе ВТО многие южные страны стали более уверенными в своих позициях и, возможно, не отступят под давлением США и ЕС так легко, как в прошлом.

  Только время покажет, насколько успешной была попытка Комиссии соблазнить
«гражданское общество». Заявление от марта 1999 года, подписанное сотнями групп со всего мира, отвергает идею раунда тысячелетия. Неправительственные организации требовали «моратория на любые новые вопросы или дальнейшие переговоры, которые расширят масштабы и власть ВТО». Вместо этого они подчеркнули необходимость «изменить курс и разработать альтернативную, гуманную и устойчивую международную систему торговых и инвестиционных отношений».


Рецензии