Вирбельбанк

-Вирбельбанк!!!- воскликнул настройщик, слегка скосив на меня взгляд и надеясь, видимо, сразу же убить меня этим словом.

По правде говоря, раньше я не слышал такого термина, но продолжал невозмутимо отхлебывать чай, вылепив на лице предельно равнодушное туповатое выражение. Мне это не трудно.

Настройщику, как только он возник в дверном проеме, я тоже предложил чайку. Но тот отказался, так как «дорога каждая минута». Его ждут другие пианино. Можно себе представить, как тысячи и тысячи маленьких детишек плачут возле расстроенных музыкальных инструментов. А он, как человек-паук, спаситель мира, мечется по Москве и области,  творя свое великое добро.  И вот уже минут пятнадцать, за это время можно было выпить не одну чашку чая, он пытается произвести на меня впечатление своими устрашающим монологом.

-Надо менять весь вирбельбанк, - усиливая тембральность продолжает напирать настройщик,- а это очень дорогой ремонт.

-Тысяч сто двадцать или, как минимум, восемьдесят, обойдется, - продолжает он, напирая на слово «тысяч».

Мой гость уже явно начинает нервничать, так как его собеседник притворяется глухонемым.

-А кто у Вас играет на инструменте?

-Внучки,- нехотя выдавил я из себя одно слово.

-Вы понимаете, что таким инструментом вы просто угробите детей? Вы испортите им слух. Вы можете их искалечить на всю жизнь и привить ненависть к музыке.

-??,- делаю я неопределенное движение рукой.

Настройщик этот мне не понравился сразу. Еще во время телефонного разговора. Специалист сразу взял такой тон, что пришлось его немного осаживать. Он, видимо, привык, что молоденькие мамаши, которые обычно встречают настройщика с испуганными глазами,  просто заглядывают ему в рот и безропотно выслушивают его, хорошо зазубренные монологи.

-Что у Вас написано на крышке пианино?- кричал он мне в трубку накануне.

-Что-то написано,- начинаю дурачиться я в ответ на хамоватый тон специалиста.

-Ну так прочитайте и скажите мне, какое у вас пианино.

-Черное.

-Какое у вас пианино? Что у вас написано на крышке?

-Понимаете в чем дело,- поливаю я из холодного душа разогревающийся диалог,- я вам уже дважды сообщил, что сейчас я на работе, а пианино вместе с крышкой находится дома. Пианино я обычно не беру с собой на работу.

-Что написано на крышке? Как вы играете на пианино, если не знаете, что у вас написано на крышке?

-Я не играю.

-Ладно, позвоните мне вечером, когда прочитаете. Мне нужно знать, какое у вас пианино.

Звонить ему я не собирался, так как, повторюсь, мне не понравился его высокомерно-хамоватый стиль общения. Настройщиков этих – пруд пруди. Позвоню другому.

Но тот оказался настойчив, видимо, решил не упускать мой вирбельбанк, чтобы пополнить свой персональный банк. Он дозвонился сам, поздно ночью, опять сделав мне выговор, что я не ответил на его два звонка. Смотрю в телефон, и правда, пропущенные.

-Лира,- сообщаю я пароль сегодняшнего вечера.

-Понятно,- сказал настройщик,- это плохое пианино, московского завода. Циммерман, конечно, лучше. О чем вы думали, когда его покупали?

И вот теперь уже почти полчаса он грузит меня страшными рассказами про двадцать тонн, которые создают натянутые струны. Ну да, мне старому танкисту, расскажите про двадцать тонн, когда у меня танки были под сорок.

-Впрочем, это даже забавно,  - подумал я, - два пианино могут своими струнами поднять один танк.

-Пианино не держит строй! – продолжает выкрикивать стандартные сообщения мой сегодняшний визави.

-??

-Здесь уже вирбели полностью подбиты. У них больше нет запаса, некуда их дальше подбивать, – пытается тот вселить в меня ужас.

-?? – отхлебываю я чай.

Он уже просто выходит из себя.

-Вы можете настроить это пианино?- наконец разлепляю я рот.

-Нет. Его невозможно настроить.

-Тогда собирайте, пожалуйста, свои инструменты и счастливого пути. Сколько с меня денег? За этот ненужный визит?

-Я сделал диагностику. За диагностику 1200 рублей,- сказал он потухшим голосом.

Провожаю пианиста, а он продолжает говорить, что инструмент этот надо вынести на помойку. Он  готов лично заняться этим вопросом. У него есть бригада опытных грузчиков и машина. Он готов даже подобрать мне взамен другое пианино, бэушное, конечно, но хорошее. Не за дорого. Тысяч за сто.

-До свидания,- завершаю я монолог.

-Так,- размышляю я,- выпроводив надоевшего мужчину,- неужели человек с инженерным образованием не в состоянии разобраться, что такое вирбельбанк и с чем его едят?

Диплом у меня, правда, инженера по эксплуатации колесной и гусеничной техники.

-О!- приходит спасительная мысль,- у пианино тоже есть колеса. Разберемся.

Залезаю в википедию, в ютуб. Погружаюсь в тему.

Пианино это мне подарили, отдали просто так. Жена моего коллеги, профессиональная пианистка, заявила мужу:

-Всё, хватит их кормить. За этот год я вызывала настройщика восемнадцать раз.

Инструмент этот, как выяснилось, семья таскала за собой по странам и континентам долгих двадцать лет. Оно побывало и в Германии, и в Забайкалье, и вот теперь, оказалось в Москве. Такова судьба офицерского пианино. Никто ему не обещал легкой жизни.

В чем там была проблема, я не понимал, но коллега сказал, что у его жены завышенные требования к звучанию. Можно настраивать инструмент раз в три года, и этого будет достаточно, но она требует три раза в месяц.

-Ладно,- согласился я,- забирая эту машину.

У нас в стране не работают заводы, не работают чиновники или работают, но неправильно. Банки обманывают людей, застройщики отказываются отдавать квартиры дольщиком. И много еще чего работает неправильно. Безотказно работает только причинно-следственная связь. А во всем виноват, как это всегда бывает, Путин.

Это он приказал:

-Дайте людям газ.

Дали газ. Теперь у меня в доме отопление работает на полную катушку. Теплый пол греет так, что батареи пришлось поотключать. Все равно жарковато. Больше двадцати градусов. Пианино стоит на теплом полу. Вот оно и крякнуло. Отпустило струны. Пришел настройщик. И ушел. А я остался в размышлениях.

Ролики в ютубе начали настраивать мои размышления на нужный лад. Оказывается, вирбели, то же самое, что колки у гитары. Со временем разнашиваются отверстия в деревянном вирбельбанке. Сопротивление уменьшается и вирбели начинают самопроизвольно отпускать струны.

Что делают в этом случае настройщики? Добросовестный настройщик немного отпускает вирбель, затем аккуратно достает кончик струны из отверстия. После этого он ключем закручивает вирбель глубже в отверстие на несколько  оборотов. Затем снова натягивает струну. Процедуру такую можно производить небесконечное количество раз, так как запас расстояния у вирбеля до деки ограничен и составляет около девяти миллиметров.

Говорят, что где-то существуют добросовестные настройщики. Где-то, но не у нас. Наши поступают проще. Забивают молотком вирбель поглубже, тем самым за короткое время приводя инструмент в негодность.

Молоденьким мамашам я бы посоветовал следующее. Если ваши дети реально собираются учиться играть на фортепиано и это все растянется на много-много лет, забудьте про профессиональных настройщиков. Во-первых, это слишком дорого вам обойдется. За годы музыкальных мытарств толпы этих специалистов сумеют изрядно растрясти ваш бюджет. Но не это главное, они просто угробят ваше пианино, занимаясь подбиванием колков.

Так вот, будет правильно, если ваш супруг освоит несложное ремесло настройщика пианино. Это действительно не сложно. Конечно, такой совет подойдет тем, кто вышел замуж, например, за шофера, тракториста или сантехника, то есть, человека, реально умеющего обращаться с гаечным ключом. Замечено, кстати, что среди трактористов много хороших «слухачей» умеющих играть на гармошке или на баяне. Это вообще готовый настройщик. Ему надо просто объяснить, как открывается «капот» у пианино. Человек с инженерным образованием тоже справится с этим делом.

Конечно, если вам повезло и вы вышли замуж за юриста, банкира или художника,  то вам придется выслушать целую лекцию о профессионализме и прочем. Они будут абсолютно правы, утверждая, что огромное стадо профессиональных настройщиков кто-то просто обязан кормить. И лучше всего, если этим будете заниматься именно вы.

А о себе могу сказать, что самое настроенное в мире пианино теперь у моих внучек. Как я к этому пришел, как я это все сделал своими бронетанковыми лапами, расскажу отдельно.

     2022


Рецензии
Вы-молодец! Это достойно внимания и подражания! Жму зеленую. Жду продолжения. С уважением...

Григорий Ерохин   30.11.2023 14:14     Заявить о нарушении
Григорий... Спасибо большое...

Александр Анастасин   27.04.2024 15:15   Заявить о нарушении