О внутреннем и внешнем успехе

              О ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ УСПЕХЕ.

(Статья для гимназического сборника. Гимназия №27, г. Курган, 2006 год)

   Начав работать в гимназии, я сразу столкнулся с такой проблемой, которая раньше не стояла для меня очень остро. Проблема эта заключается в том, что большинство учащихся не заинтересованы в изучении физики как предмета, особенно в старших классах. Многие из них ориентированы на то, чтобы стать в будущем профессиональными юристами или экономистами, а потому полагают, что физика как сумма знаний по определённому направлению в их будущем им никак не пригодится.
   Я не стал бороться с такой установкой.  Они в большинстве случаев действительно правы. Через месяц-другой после экзаменов из их голов благополучно улетучиваются все законы Ньютона, кванты и тому подобные «штучки». И к ним они возвращаются в лучшем случае тогда, когда их собственные дети дойдут до изучения этих премудростей.
   Однако на физику, как и на большинство школьных предметов, включённых в общеобразовательную программу, давно пора смотреть не как на просто полезную сумму знаний, а как на ПОВОД И СПОСОБ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ. Я пытался и пытаюсь именно так настроить своих учеников.
   Две важнейшие из таких способностей – СПОСОБНОСТЬ  СИСТЕМНО, КОНСТРУКТИВНО МЫСЛИТЬ и РАЗВИТАЯ  РЕЧЬ не являются специфически «физическими» или «математическими», но являются общечеловеческими. Первая из них нужна, в частности, для того, чтобы человек мог хорошо понять других, а значит является основой такого гуманного человеческого свойства, как толерантность – терпимость по отношению к другим.  Вторая – для того, чтобы самого человека могли лучше понять другие, что тоже помогает адаптации его в жизни общества.

   Не секрет, что физика является одним из самых трудных предметов школьной программы и даётся всем далеко неодинаково. Однако именно трудные предметы наиболее сильно могут продвинуть в развитии.  ЕСЛИ НЕ ПРИУЧИТЬ ШКОЛЬНИКОВ  К ОДНОЙ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПОСТОЯННО РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ  ДИНАМИЧЕСКОЙ  ЛИЧНОСТИ,  ЧТО ГЛАВНЫЙ УСПЕХ ЖИЗНИ – ЭТО ПОБЕДА  НАД  САМИМ  СОБОЙ, тогда характера  для преодоления жизненных трудностей не возникнет, основы для истинного успеха не будет, а человек будет искать причины своих бед где угодно, только не в самом себе.
   Нам, учителям «трудных» предметов, часто приходится слышать такую фразу: «А зачем мне эта ваша физика (или математика, химия) нужна? Я не ухожу от ответа на этот вопрос. На наших уроках нередко возникали такие диалоги. Я спрашивал в ответ: «А кем ты планируешь стать?». Чаще всего такой «нытик» отвечал, что собирается стать юристом или экономистом.

   «Хорошо, давай обсудим, какие алгоритмы лежат в основе действий юриста. Юрист должен, рассмотрев проблему, определить, действию какого закона или ряда законов она подпадает, затем правильно применить этот закон и сделать соответствующий вывод. Или как действует экономист, скажем, при исчислении налога на предприятие? Он рассматривает виды деятельности предприятия, затем определяет, по какому закону исчисляется тот или иной вид налога на данный вид деятельности. Затем, применив эти законы, рассчитывает налог.
  Но разве на каждом уроке физики мы не учимся применять такой же алгоритм мышления? Мы рассматриваем какое-либо природное явление, затем определяем закон, которому подчиняется данное явление, затем применяем его и делаем выводы! Если вы усвоите этот алгоритм, то проблем его применения в области юриспруденции или экономики у вас не будет. Ведь именно так и строились все науки.»

   Затем привожу пару примеров, когда неграмотные в физике экономисты шли на поводу у жуликов от науки и позволяли вкладывать средства в такие проекты, которые могли бы быть закрыты даже без рассмотрения их специалистами при знании элементарных основ школьной физики.
   И всё же даже такая попытка мотивировать к учёбе даёт незначительный эффект при отсутствии той важной личностной УСТАНОВКИ НА ВНУТРЕННИЙ УСПЕХ, о которой говорилось выше. Вот на развитие этой установки должна работать вся школа, всё общество, каждая семья, вся культура.
 
   Приведу пример с последней Олимпиады. В интервью с российским лыжником, который занял второе место на дистанции 50 км, журналист постоянно возвращался к одному вопросу и пытался выяснить, как спортсмен реагировал на соперников, как следил за ними во время бега, как выбирал тактику борьбы. Но парень ответил просто, что всю последнюю часть дистанции он боролся не с соперниками, а с самим собой. Что именно ПОБЕДА НАД СОБОЙ была для него главной наградой. А тот факт, что он, одержав эту главную победу, ещё и стал вторым на дистанции, был для него приятным приложением.
   Вот такая установка не порождает зависть и желание судиться с соперниками за результат, не порождает желания «подсиживать» кого-либо, плести интриги, злорадствовать. Такая установка есть ОСНОВА ВНУТРЕННЕГО ДОСТОИНСТВА, которое не заменят ни звания, ни ордена, ни другие внешние атрибуты высокого общественного положения.

   Когда Антона Семёновича Макаренко спросили, каких бы педагогов предпочёл он иметь в своём учебном заведении: талантливых, но тянущих воспитанников каждый в свою колею, или средних, но единомышленников в единой воспитательной задаче, то он сказал, что предпочёл бы вторых.

   В физике много примеров, когда сумма очень больших сил, но направленных по-разному, близка или равна нулю, а сумма сил, самих по себе маленьких, может, при их согласованности, вырасти в значительную величину, определяющую направление процесса.
   Хотелось бы, чтобы в любой школе существовала СИСТЕМА воспитания и обучения такая, при которой педагоги подбирались бы с единой воспитательной установкой. А не просто высокие специалисты с разнокалиберной системой ценностей, растаскивающие учеников по своим «норам».

   Изменения, которые происходили в нашем образовании в 90-е годы прошлого века, внедрялись на фоне всеобщего стона: «дети перегружены!!!» Как сказал поэт – «этот стон у нас песней зовётся». И если мы будем продолжать «реформы» в том же направлении, то песня эта может стать «лебединой» для нашего образования.
   В 70– 80-е годы всеобуч действительно поднял планку общеобразовательного уровня довольно высоко, до некоего неподъёмного для многих учеников максимума. Сейчас же с не меньшим энтузиазмом и не меньшими силами её пытаются опустить до минимума. Так же, как раньше всем, даже вовсе неспособным, навязывался этот высокий уровень, то сейчас так же навязывается низкий уровень всем, за исключением тех немногих, что могут платить за образование своих детей хорошие деньги.
   Программы упрощаются и выхолащиваются. Возрастает количество предметов чисто информативного плана, которые имеют коэффициент полезного действия развития способностей ребёнка, близкий к нулю. Эти предметы несут только сумму знаний, которые в наше время несложно добыть самыми разнообразными способами, и только ленивый не найдёт, где их достать. А вот умения применять эти знания, делать выводы на их базе, улавливать тенденции, изобретать или открывать – этого в источниках информации не найдёшь. По этой причине возрастает ЦЕННОСТЬ ПРЕДМЕТОВ, где теория (то есть чисто информативная часть) занимает не слишком большой объём, но применение этого минимума информации может быть почти неограниченно разнообразным.
   В физике и математике содержание многих тем можно свести к набору символов, состоящему из нескольких строчек, но применение этой информации почти бесконечно разнообразно и приводит к появлению огромного числа разнообразных технических устройств, больших и малых сооружений, изменивших лицо цивилизации.

   Суть изменений в системе образования нужно провести так, чтобы у учащихся была возможность самим выбирать уровень, необходимый для развития. Конечно, выбор этот должен происходить при помощи и деятельной поддержке педагога. Но чтобы выбор этот не сводился к легчайшей дорожке, не приводящей по сути ни к какому развитию, нужно чётко стремиться к ФОРМИРОВАНИЮ КРИТЕРИЕВ  ВНУТРЕННЕГО  УСПЕХА, о котором было сказано выше. Иначе мы будем свидетелями профанации и деградации образовательного процесса.
   Моё утверждение о том, что образование уже скатилось на уровень недопустимого минимума, подтверждается фактом буйного расцвета репетиторства, ибо теперь уже, как это бывало раньше, на одном школьном образовании в ВУЗ не поступить.

   Если же вернуться к ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СТОРОНЕ того процесса, что носит название образования, то здесь картина ещё хуже и непригляднее. УСПЕХ В ПОБЕДЕ НАД САМИМ СОБОЙ – этот критерий не в чести. В чести американизированное понимание успеха как внешней престижности и респектабельности. Трудности никого не привлекают. На телевидении разработана целая система игр, где деньги можно «срубить по лёгкому». В школе велено создавать атмосферу комфортности и «успешности» - это что-то вроде «учить всему, шутя… не докучать…» В общем, чему-нибудь и как-нибудь. Школьная атмосфера начинает всё более напоминать искусственную белозубую американскую улыбку, цену которой мы прекрасно знаем. Дети и родители ориентируются в успешности обучения только на внешний критерий – количество баллов.
   Расплодились медалисты – «профессиональные отличники», для которых получить «4» означает психический стресс или даже катастрофу. А между тем в большинстве своём эти медалисты своей беспомощностью при поступлении в ВУЗы показывают полную профанацию системы нашего образования и американизацию ценностей. Когда же мы поставим заслон этим губительным тенденциям в нашем образовании?

    Существует немало способов для избежания вышеописанных бед. Среди них есть как новые и сомнительные, так и старые, но хорошо проверенные на практике. Например, можно предложить такой способ составления контрольных заданий, при котором среди разноуровневых есть обязательно и задание так называемого креативного уровня, где требуется самому расширить рамки задания, доформулировать задачу, применить внепрограммные знания и т.п. Педагогу же при проверке ставить оценку «отлично» лишь тем, кто действительно проявил в своей работе ОТЛИЧНЫЙ ОТ СТАНДАРТА творческий уровень выполнения. Таких на весь класс в обычной школе немного. Тогда и отличников по предмету будет не более этого числа, а уж те, кто действительно зарабатывает «5», будут настоящими знатоками по предмету!


Рецензии