Всё к лучшему

 Эссе по художественному фильму «В моей смерти прошу винить Клаву К.»

     Мне очень нравится советская тематика. В особенности кино про подростков того времени, поэтому когда-то давно я решила посмотреть фильм режиссеров Николая Лебедева и Эрнеста Ясана «В моей смерти прошу винить Клаву К.» Во время просмотра задаешься многими вопросами на разные темы, начиная с дружбы и преданности, заканчивая темой непонимания со стороны окружающих и самоубийства. Поэтому кино кажется актуальным для молодежи. Совсем недавно я делала индивидуальный итоговый проект к концу 9 класса на тему актуальности советского кинематографа среди моего поколения. Я проводила опрос среди сверстников и выяснила, что многие не смотрят советское кино: «Оно слишком старое и некачественное», «наивное и наигранное», «немодное и актеры играют плохо», «я принципиально не смотрю такие фильмы» и другое. Безусловно, есть и противоположные мнения, но таких мало. Хочется верить всё же, что взгляды переменятся.
     К сожалению, или наоборот, к счастью, волнующие для подрастающего поколение темы фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.» были и будут.
В фильме действие проходит сквозь время. На наших глазах персонажи растут, развиваются, мыслят, одним словом, - живут. Мне очень понравилась такая форма сюжета, потому что мы вместе с персонажем проживаем его жизнь и видим все перемены и переживания. В картине показана первая любовь, которая оказывается безответной.
     Все началось с момента, когда наши главные герои Клава и Сережа встретились в детском садике еще малышами, именно там и произошло их знакомство. При первом же появлении Клавы у мальчика сразу же прекращается истерика. Удивительно? Я думаю, да. Возможно, уже тогда появилось это светлое чувство, любовь, но только она была еще детской. Далее идут школьные годы, от младших классов, до старших. Зрители могут сразу же провести параллели между героями.
Клава — девочка с характером, так говорит даже ее мама, самолюбивая и властная. И Сережа, - обычный добрый мальчик, мечтатель, готовый на все ради любви. Они противоположности друг другу.
    Если оценивать персонажей, то самые любимые — Сережа, несмотря на его недостатки и Туся (Таня), подруга Клавы, которая обаятельна и, вопреки безответной любви к Сереже, остается милой и доброй девушкой. А вот контрастный герой для меня - это Клава. Почему-то уже с первых минут появления на экране мне не понравилась энергетика этой героини. Именно она -единственная девочка, которая может успокоить любого мальчика, но после, когда на прогулке они собирали желуди в парке, Клава почти прогоняет от себя Сережу. Так же с детства она привыкла к овациям и большому вниманию.
    К этой истории героев я смогла найти немало параллелей в других фильмах. В картине «Вам и не снилось» режиссера Ильи Фреза по книге Галины Щербаковой «Вам и не снилось» рассказывается о первой любви чем-то похожей на историю Ромео и Джульетты. Но там показана и безответная любовь между одноклассницей Аленой Старцевой (второстепенный персонаж) и Ромой Лавочкиным (главный герой). Она его так любила, что, когда Роман перешел в другую школу, Алена последовала за ним. Получается, она уже настолько привязалась к нему, что даже не могла без него учиться в школе. Согласитесь, сходство проявляется, только единственное отличие, у Лавочкина была своя ненаглядная любовь — Катя.
   В к/ф «Живет такой парень», режиссера Василий Шукшин главный герой, Пашка Колокольников, чем-то похож на нашего персонажа Сережу. Он такой же мечтатель, влюбляется безответно в Настю и пытается добиться ее, несмотря на преграды. Девушка равнодушна к нему, потому что предана другому.
«Сто дней после детства», фильм режиссера Сергея Соловьева. Здесь история очень похожа на «В моей смерти прошу винить Клаву К.» Так же первая любовь, переживания героев и грустный конец. Герой Митя Лопухин влюбляется в Лену Ерголину во время смены в пионерлагере, но, увы, Лена влюблена в другого. Зато в Лопухина влюблена другая девочка — Соня Загремухина. Именно здесь и заканчивается их детство и наступает юность. Увлеченный своими переживаниями, Митя не способен даже представить, как это Лена может вдруг любить кого-то другого, а не его, когда у него такая сильная любовь. Он, так же как и наш герой Сережа, видит в Лене свой смысл жизни. А, когда Соня призналась в любви Мите, то после произошел такой диалог: «...Сонь, нам ведь друг от друга ничего не надо...давай просто запомним это лето, просто запомним и все».
Из всего можно сделать вывод: первая любовь в большинстве случаях бывает трагичной, но светлой.
    В различных песнях я тоже смогла найти параллели между героями или их историями.
    Стоит вспомнить песню, которая звучит в самом фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К.»: «Все к лучшему». Когда я ее услышала, то не сдержала слез, ведь она очень помогает вселить надежду на будущее. Слушая ее, понимаешь смысл жизни, что не все так бывает гладко и красиво: «Пусть тебе на этот раз не повезло, но ты тверди судьбе на зло, все к лучшему». Замечательные стихи, над которыми действительно надо задуматься, как и детям, подросткам так и взрослым. Мысли о самоубийстве, что были в голове у Сережи, совсем не выход из ситуации. Несмотря на все трудности надо жить , ведь жизнь у нас одна!
    В финале Серёжа и Таня остаются наедине друг с другом и Серёжа неожиданно заявляет:
— Я люблю тебя, Таня.
— Так не бывает.
— Бывает.
— Ты всю жизнь будешь любить Клаву...
— Так не бывает.
— Бывает.
    Таким диалогом и заканчивается этот замечательный фильм. Можно заметить, что концовки своих фраз герои повторяют друг за другом. Это наполнено такой безнадежностью с двух сторон. Таня не может поверить новому повороту событий и никогда не поверит, ведь человек не может так быстро переключить свое внимание. Или всё-таки может? В этом нас пытается убедить Сережа, но удается ли? Этот вопрос, как и финал фильма, остается открытым и для нас — зрителей, и для наших героев.


Рецензии