Глава 30 Маг огня
Глава 30
Маг огня
Лето 626 года, море, напротив нынешних поселков Новофедоровка и Песчаное.
Плоские песчаные пляжи и широкие солончаки сменились пресными озёрами с обилием камышей, рельеф стал медленно повышаться, берег понемногу становился выше, и сквозь песчаные холмы к морю пробивались небольшие пресные речки. Дромон шел под парусом, умеренный ветер нес их на восток.
Команда судна была занята рулём и парусом, гребцам дали отдых, а вот посольство наоборот, занялось делами.
Вардан более, чем серьезно, отнёсся к преображению Трибониана. Он сказал несколько слов Прокопию, затем пошел к капитану, и довольно долго разговаривал с ним тихим голосом. После этого Вардан взял с собой Прокопия и двух вандалов, спустился с капитаном в трюм судна.
Прокопию было явно не по себе, когда они шли между гребцами, вандалы Теодорих и Гундемир только пригибали головы, и помалкивали.
Капитан привёл их в дальнюю часть трюма, отпер дверь в каморку с оружием.
– Какое старьё! – разочаровано процедил Гундемир.
Капитан покопался в сундуках, вытащил две кольчуги огромных размеров:
– Примеряйте! Поддоспешники сами поищите.
Гундемир с Теодорихом одели кольчуги длиной до колен.
Капитан покопался, и достал два тяжёлых топора скандинавского типа:
– Мечей для вас нет, обойдетесь этим.
Вандалы, ухмыляясь, сноровисто прикинули топоры, в темноте просто перебрасывая их из стороны в сторону.
Прокопию достался архаичный доспех всадника, состоящий из анатомической кирасы с наплечниками и наручами, пояс с горизонтально подвешенным скрамосаксом – германским длинным ножом, вместо короткого римского меча.
Готам достались две короткие кольчуги с коротким же рукавом, и комплекты поножей и наручей.
Оружия готам капитан не предложил, мотивировав это тем, что ученого учить – только портить, и что у них и без того по целому арсеналу в рукавах запрятано.
Теодориху Вардан нашел шлем готского стиля:
– Привыкай носить. При малейшей опасности надевай. Без шлема на сушу не сходить!
Он подумал, и точно такой же шлем подобрал Гундемиру, затем щедро расплатился с капитаном, и отряд полез на палубу, гремя железом.
Вандалы так и остались в кольчугах и шлемах, тренируя тело, проверили крепление топоров, начали отрабатывать замахи, защиты и зацепы своим новым оружием.
Готы без эмоций примерили свои кольчуги, и тут же убрали их с глаз долой, а вот наручи им так сильно понравились, что они их застегнули, и уже не собирались снимать. Поножи пришлось слегка переделать, подгоняя ремешки, но и их Сандалф с Валамиром приняли, как часть повседневной одежды.
Прокопий ещё был очень слаб, не успел набрать вес и силу, но кирасу одел, а вот наплечники и остальное железо сложил в общей каюте.
Когда суета с распределением оружия поутихла, Вардан сделал знак Прокопию:
– Нужно поговорить.
Они прошли в каюту Вардана, оставив дверь открытой, Вардан привычно наполнил кубки:
– Прежде, чем мы начнём, я должен подтвердить, что абсолютно тебе доверяю. Поэтому сначала вооружил тебя, и только сейчас приступаю к разговору.
Прокопий отхлебнул вина:
– Я в твоём распоряжении, – у него в доспехе заметно изменилась осанка, он выглядел гораздо более уверенным в себе.
Вардан не стал темнить:
– То, что сказал Трибониан – это правда?
Прокопий как-то снисходительно взглянул на Вардана:
– Прежде, чем я отвечу, хочу подчеркнуть, что обязан тебе жизнью, и признаю твое старшинство. Да, можно сказать и так, я маг огня. Что тут необычного?
Вардан покивал, и сделал большой глоток:
– Подробности, пожалуйста. И без мистики, если возможно.
– Можно и без мистики. Я могу, например, зажечь огонь, просто щёлкнув пальцами. Правда, мне потребуется некоторая подготовка. Также я владею секретом греческого огня, который горит в воде. Но также нужны ингредиенты. Это факты.
– Но не все факты, иначе бы он не назвал тебя магом, – проговорил Вардан, – военная семья, длинная цепочка посвящений...
– Да, семья из легионеров. Много поколений. Были жрецы Митры. А как ты думаешь, культ рабов вдруг стал править всеми делами в империи?
Вардан сквозь открытую дверь каюты смотрел на поднимающиеся за кормой песчаные берега, наверху начинались обработанные поля, в море плавали лодки, рыбаки тянули сети, раздавались крики и шум – они снова приплыли в места, где есть множество людей, которых не будут убивать прямо сейчас.
– Не знаю, зачем это мне нужно знать, – произнес он, но всё же, поясни!
Прокопий опустил голову, глядя в стол, и тихим размеренным голосом начал декламировать:
– Митра родился двадцать пятого декабря, когда сила Солнца начинает побеждать тьму долгой ночи. Он родился в пещере, и трое волхвов пришли поклониться ему, принеся дары. До волхвов ему поклонились пастухи, и младенец Митра явился на свет. Он получил также имя Сотер – «Тот, кто даёт жизнь». Когда его рисовали , то вокруг головы изображали нимб с солнечными лучами, и символом его учения был крест, вписанный в круг.
Прокопий попросил ещё вина, выпил, закусил лепёшкой.
– Продолжай, – произнес Вардан, в его голосе не было угрозы, или сожаления, было только приятие своего выбора, но воистину, нет пути, не приводящего к смерти, и Вардан не испытывал страха, принимая тайное знание, за которое в империи можно отдать не только жизнь.
Прокопий кивнул, с уважением глядя на евнуха, который сейчас был пожалуй, более мужественен, чем многие из обитателей дворцов в Константинополе:
– Хлеб и вино! Последователи митраизма причащались вином и хлебом, у них был ритуал крещения в воде, и они осеняли себя крёстным знамением, а не рыбок рисовали, – усмехнулся он.
[Ихтис (др. -греч. ;;;;; — рыба) —древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: ;;;;;; ;;;;;;;, ;;;; ;;;;, ;;;;; (Иисус Христос Божий Сын Спаситель). Древние христиане опознавали своих тайных сторонников, как бы невзначай рисуя рыбу.]
Вардан выпил вина, и оторвал кусок лепешки:
– Непобедимое Солнце... Я подозревал нечто подобное. Но спросить было не у кого.
Прокопий продолжил:
– Это была религия легионеров. Культ пришел из Персии, обряд был персидским. Использовались кропильницы для разбрызгивания святой воды. Зажигались лампады. Верховный жрец звался Папой, или Святым Отцом.
Митра изображался во фригийском колпаке. Высокий головной убор также называется Митра, или тиара. Разумеется, у Папы была красная обувь – римские военачальники носили красные сапоги. У легионеров было популярно имя Дмитрий – посвящённый Митре.
[Имя Дмитрий происходит сразу от двух культов. Есть версия, что оно означает «Посвящённый Деметре», и одновременно «Посвящённый Митре».]
Вардан покивал головой:
– Омовения и бичевания... Значит, это тоже оттуда. Понятно... И значит, – он помедлил, – при Константине?
– С Константином всё было не так просто. Он перенёс столицу в Византий, это была контрреволюция, он опередил переворот папистов. Те уже имели рычаги влияния в обществе, если бы Константина свергли, власть Папы Римского распространилась бы на всю империю. Но Константин сыграл на опережение, возведя патриархов, что предопределило раскол. По сути, клан чиновников разделил империю с кланом понтификов. На Востоке церковь служит императору, на Западе церковь плетёт козни, ослабляя правителей, и подчиняет себе светскую власть. Восток всегда будет имперским, а Запад, – Прокопий взглянул на промелькнувшую вдали голову Аспасии, – Запад будет устраивать бунты и казнить королей.
Вардан пожевал губами, пытаясь понять послевкусие вина, не преуспел, и сделал ещё один добрый глоток:
– Заговорщики на Западе, маги на Востоке… Да, похоже, похоже… Паписты уповают на скрытые действия, исподволь подчиняя варварских королей. Патриархи послушны императору, здесь военная сила управляет ритуалом. Получается, что партия магов возглавила восточное христианство при Константине…
Никодим кивнул:
– Да, при нём. И это не было изменой принципам. Дело в том, что митраизм – это не жёсткая догма. В Риме поклонялись всем Богам, и Митре, и Богине-матери, и Марсу, и Юпитеру. Принятие христианства никак не уменьшает принятие Митры, это просто один из способов прославить Свет, Чистоту, стать на сторону Добра в его борьбе со Злом.
Это допустимо...
Вардан задумался:
– Вот оно что... Допустимы клятвы другим Богам. Это многое объясняет. «Такия» – «сокрытие подлинных взглядов».
Прокопий вопросительно посмотрел на него.
– Это с арабского, – произнес Вардан, – похоже, что на земле моих предков такая же история. Но вернёмся ко временам Константина. Итак, военная элита, перехватила власть в проповеди наивных простаков, и Церковь стала цементом мира Запада. Сила и власть...
– Это было неизбежно, – произнес Прокопий, пока латиняне сами обрабатывали свои поля, им не были нужны боги рабов. Но, коль скоро Рим стал страной рабов, то старым богам пришлось потесниться.
– И теперь...
– И теперь мы озабочены проблемами выживания, а не захвата, – произнес Прокопий, – поэтому нам нужен мир с северными и восточными соседями. А у них волхвы огнепоклонников свободно проповедуют.
Дромон спустил парус напротив устья одной из речек. К кораблю подплыли челны с местными торговцами, запахло копчёной рыбой. Здесь была уже власть и защита Херсонеса, торговцы требовали денег, но цены были фантастически дёшевы.
Трибониан мастерски торговался, он сумел достать даже вина и свежего молока, Брунгильда поручила ему накупить свежих лепёшек. Когда торговцев стало совсем много, Трибониан стал бегать по палубе, в лицах изображая персонажей анекдота про Золотую рыбку:
– И хочу я стать патрицием, получить золотую дань, и взять в жены дочь императора! – изображал он правителя варваров, – а ещё дай мне своего непобедимого оружия, да побольше! – потешно визжал он.
Рыбаки хохотали, узнавая в пантомиме вождей хазар и гуннов.
Трибониан не унимался, показывая, как каган собирался управиться с дочкой императора, и получил от неё широким подносом по варварской голове. Дочь императора изображала чернокожая Меланья, что добавляло комизма ситуации.
– Вернёмся к нашим делам, – предложил Вардан, – но как физически произошла подмена?
– Последователи Митры собирались в своих храмах. Митрариум обычно представлял из себя подземное помещение с коридором и большим залом, освещённым лампадами. Иногда с чисто символическим алтарем. Годились каменоломни, древние гробницы.
Так что внешне всё совпадало с собраниями христиан. В Риме было проведено несколько циклов частичного признания и гонений. В результате почти вся верхушка проповедующих рабов была отправлена в Колизей, и растерзана на потеху толпе. И с каждым новым циклом признания потомки легионеров замещали рабов. Так Непобедимое Солнце спряталось под личной Царя Царей.
– И Церковь стала воинствующей, – заключил Вардан, – легионы пошли под новыми знамёнами!
Капитан распорядился заканчивать представление, и дромон вновь расправил парус. Торговцы отстали от корабля, вокруг снова разлилась тишина. Берега всё поднимались, но это были не каменные утесы, и даже не плотный песчаник или ракушечник. Берега были из серого песка, все в осыпях, со следами обвалов. Зато почва явно становилась всё более плодородной, среди полей поднимались рощи сосен и невысоких дубов.
Вардан вышел на нос судна, Прокопий следовал за ним.
– Итак, Солнце теперь олицетворяет Его! – произнес Вардан, но что с Луной?
– Полагаю, тут нет никакого плана, или тайного умысла, – откликнулся Прокопий, – но Луна со звездой будут символизировать Её! – он протянул перст к небесам.
– И те, кто ранее истово поклонялся Великой Богине, придут в христианство, – заключил Вардан.
– Но это облегчает обращение варваров, крайне удобно, – отозвался Прокопий.
– Чего языческий Рим добивался силой оружия, Церковь добивается словом, и манипуляциями с символами, заключил Вардан, – лишь бы волхвы не поднимали мятежей. И что, у бывших последователей Митры нет своих интересов, они не желают восстановить культ своего бога?
– Полагаю, что нет смысла множить сущности, – отозвался Прокопий, – если говорить о передаче внешних обрядовых форм, то нам нужна только одна заключительная черта, и полную передачу обряда можно считать состоявшейся.
– Что за черта? – спросил Вардан.
– Священный огонь должен каждый год обновляться. Лучше всего весной. Когда эта традиция укоренится, старый культ окончательно растворится в новом. Противоречия исчезнут.
Вардан вдруг ощутил глубочайшее успокоение. Он провел руками по голове, растер лицо, глубоко вдохнул свежий воздух:
– Да будет так. Не стоит поднимать больше вопрос внешних различий. Это может ввести неокрепшие умы в соблазн. Но ведь символика – это далеко не всё?
– Разумеется. Самое главное – возможность, не скрываясь во тьме, славить Правду – ответил Прокопий.
Свидетельство о публикации №223062001311