Насколько мы безнадёжны?

Вместо предисловия.
Супруга с первого дня инсульта настаивала описать мои ощущения в дневниковой форме. О том, что случилось в сентябре 2019 года. Уже прошли годы. И я подумал, раз выжил и немного оклемался, многим людям было бы полезно узнать о том, с чем они могут столкнутся, и необходимо знать, как вести себя дальше. Для дневниковых записей упущено время, попробую я рассказать мазками.

Мироощущение.
Да, жизнь резко изменилась, когда 2 сентября в 4.00 (просто война какая!) я проснулся, вскочил над спящей супругой не понимая, что происходит, что я хочу и тут же упал, орошая мочой постель. Да, сначала я приподнялся, чтобы спуститься на пол и пойти в туалет, но ощутив резкий прилив крови по сосудам вдоль висков лица и рухнул, лишившись сил.
Я не жаловался, утверждал, мол всё пройдёт, просил не вызывать зря скорую, но сестра жены позвонила и минут через 20 приехали врач и фельдшер, соседи помогли опустить меня на полотняных носилках с пятого на первый этаж. Им, ещё толком не проснувшимся соседям, было тяжело ещё сонными заниматься физическим трудом, а я словно вельможа в паладине, с нескрываемым интересом и насколько возможном участием наблюдал за этой «эвакуацией».
Онемение левой стороны тела я ощутил сразу, до конца, не веря в такой поворот событий. Да, мы не до конца понимаем, что с нами происходит в мгновения изменений процессов своей жизнедеятельности. В больнице меня положили под «коромысло» томографа и под его проникающими лучами почувствовал, что, вообще, ничего не произошло, я приподнялся и начал махать левой, да-да левой рукой супруге о том, что, мол, здоров. Почему произошёл такой эпизод, не могу понять, и врачи на мои воспоминания скептически улыбаются. Ну а потом – диагноз «инсульт», второй этаж, пыхтение санитара, перекладывающего меня на кровать с деревнями досками, обдумывание положения, в котором я просил Бога забрать меня сразу с таким диагнозом, что это нечестно, лучше умереть и не мучить окружающих заботой обо мне.
Мне тогда исполнилось 72 года, я был здоров, активен, не думал о старости, смеялся над годами и принимал исподтишка сто граммов с водкой или коньяком и думал, почему всё так, годы идут, а я не стар и могу так прожить хоть сотню лет! Накаркал!
И вот, попав в больницу, старость я почувствовал сразу и резко, унизительную, неприглядную, дошедшую до меня так неожиданно как бы в наказание за мысли о том, как будет «это всё дальше» …  Тогда и дал зарок больше не испытывать судьбу представлениями о будущем…
Дочь жены красавица Ирина приехала через день из Москвы, меня перевели на первый этаж, я почувствовал сетку под собой, в палате трое мужчин приняли меня не враждебно, благосклонно, по крайней мере, я нашел неплохих друзей, так как старался быть благодарным слушателем.
Через два-три дня приехала моя девочка Анюта с мужем из Берлина. Принесли толстый «стебель» немецкого шоколада. Было приятно.
Основная задача в тот период лечения - это развивать движение парализованными рукой и ногой. Ещё – вовремя уловить момент неожиданной дефекации. Я приметил кресло-горшок и приблизил его к своей кровати. Но, однажды, не успел, красивая нянечка Марта ростом под метр восемьдесят, сгребла меня, вытерла зад, сменила постель, а я пунцовый от стыда, затих и отвернулся к стене.
Супруга стала посещать меня чаще. На второй день я просил её ехать домой засветло, но она рассчитывала вернуться в машине одной из посетительниц, но жестоко ошиблась: та уехала неожиданно и не простившись. Супруга шла к остановке в темноте и упала, расшибла лицо. На следующий день травматолог нашей же больницы положил в соответствующее отделение больницы. Таким образом её «посещения» стали ежедневными, а я думал, что на жену напали в темноте, но она решила от меня это скрыть.

Друзья.
В палате я тесно познакомился с больным лет под 50, звали его Александром. Вроде он чувствовал себя не так трагично, как другие, помогал мне, иногда вставал, укрывал и прочее. Его при мне выписали, обменялись телефонами.
Был ещё сосед -  самарский машинист электровоза, случай, что и со мной, но он ходил уже гулять, принимал друзей, участвовал в жизни семьи. Да и такие не сдаются, живут как будто ничего не было, строят планы, договариваются…  И я тогда воспарил.


Реабилитация.
Следующий этап - перевод в лечебное учреждение, закрепляющее первые успехи выздоровления. Как правило это происходит за городом.

Истоки инсульта.
В первую ночь произошло следующее: травяной сбор, который мне посоветовала врач-уролог в поликлинике до инсульта, как средство избавления от камней в почках, по всей видимости и вызвал инсульт. И в первую ночь в реабилитационном центре начались почечные колики. Полуминутные спазмы внизу живота с непреодолимым болевым порогом и выделением мочи – это что-то запредельное! К двум часам ночи завершились с полным истощением сил… Если были ввели орден мужества за боли – я, вероятно, стал бы первым претендентом на такую «награду»! Но врачи не стали докапываться до истоков, сославшись на неповторимую индивидуальность людей!

Окружение.
В палате были одни инсультные больные, но с разными степенями последствий его. И было иногда удивительно, что некоторые из них гуляли, занимались спортом, чувствовали себя как на курорте. И стыдно за себя. Я стал неистово заниматься собой, консультироваться, пока не почувствовал, что остальное достигну дома, в своей квартире, рядом с супругой. И … болезнь отступит.
Так оно и случилось, я даже начал спускаться с пятого этажа на первый, ходить в аптеки и магазины… И это не считаю подвигом, а жаждой не стать обузой для супруги. Это, вероятно, самое сильное чувство для больного… Хотя, не знаю, как бывает у других.

Позвонил Александру, он должен быть дома после реабилитации. Но его телефон перестал отвечать. Боюсь, что навечно. Стало страшно, понял, его подвела водка… Он, ведь, не отказывался от неё вопреки предупреждениям врачей, медсестёр, нянечек и друзей.

У меня, казалось, всё пошло на поправку, но сразу же мировой удар – ковид, а с ним запреты гулять и прочее, жить в масках, но с огромными ограничениями. А это – снижение активности, движения, спад нормальных нагрузок и появление новых, неожиданных, подлых.
Стали болеть тазовые кости, мышцы здоровой ноги из-за огромной нагрузки стали раздуваться до неимоверных размеров…
Врачи смотрели на меня на какое-то неожиданное чудо, другие спокойно умирают строго по после инсультной статистике и не портят картины болезни. Они дивились моим потугам, в общем-то безнадёжного человека. 


Рецензии