Нигилистическая бодхичитта

В последнее время я парадоксальным для себя образом пытаюсь соблюдать буддийскую этику. Мне приносят боль моральные установки сатанизма о разумном эгоизме. Я не могу, например, не дать знакомому денег в долг, если он меня просит, или оказать какую-либо услугу. Год назад я пробовал иногда отказывать, но ничего хорошего из этого не вышло: я чувствовал себя ужасно, хотя на внешнем уровне отношения с такими людьми вроде бы не изменялись в худшую сторону.

Да, мне тяжело давать людям деньги в долг, но страдание от уязвленной жадности лучше концентрации денежной энергии в сердце. Когда я не делюсь чем-либо с миром, мне становится невыносимо больно и плохо. Это как съесть сразу целый торт. Вроде бы вкусно, но слишком уж вредно для здоровья. Да и живот потом болит от обжираловки. Здесь то же самое. Деньги вроде бы остались при мне, но счастливее от этого я не стал.

До этого дня я старался быть безотказным, но когда одна моя ОЧЕНЬ наглая знакомая попросила приличную сумму денег в долг, я задумался: «А сх*яли я буду давать ей эти деньги?!! Она мерзкая и неблагодарная тварь, которая только пользуется ближними и ничего не дает взамен!!!» Вот тут у меня возникло сомнение: благо ли для человека, когда я потакаю его порокам, когда он не хочет урезать свои расходы и ведет себя как еб*ный паразит?!! Не лучше ли отказать?

Честный буддист махаянского направления стремится стать бодхисаттвой, чтобы помогать всем живым существам достигать нирваны. Даже есть такая забитая фраза: «Я делаю… для блага всех живых существ». Раньше я думал, что нужно всегда удовлетворять все просьбы людей. Но сегодня задумался. Если, например, мой знакомый просит, буквально умоляет подсказать ему верный способ самоубийства, нужно ли потакать ему в его негативном стремлении? Мне кажется, здесь будет уместнее проигнорировать его запрос. И никакой жестокости в этом не будет. Это для его же блага.

Не подумайте, что я такой уж прям сильный этик. Мне все равно, умирают люди или нет, ведь это естественный ход жизни, иногда это выбор человека, и я считаю, мы не в праве его нарушать. Но если меня просят быть соучастником в глупости и преступлении, то я не буду этого делать. Пусть потенциальный самоубийца сам убивает себя и проходит кармические уроки сотни жизней, перерождаясь разными существами. Рано или поздно, я думаю, он осознает, что не было совершенно никакого смысла убивать себя. Все равно ситуация страдания повторится, просто теперь в другом контексте, и нужно будет ее как-то пережить, трансформировать в нечто лучшее.

Необходимо рассуждение при поступках. Выбор сложен. Но он важен. Если же я все же дал кому-то в долг и мне плохо от этого, я выполняю тренировку самовнушения: «Я являюсь безграничным буддой, полным неистощимой энергии, и я дарю ее всем живым существам. Мне ничего ни для кого не жаль, ведь ничего не имеет смысла. Совершенно неважно, голоден я или сыт, богат или беден, в холоде или тепле. В абсолютном смысле ничего не существует».

20.06.2023


Рецензии