Очерк 3 два вида общественного продукта

ДВА ВИДА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА

Существование товарной формы продуктов труда никак не отменяло планомерную организацию общественного производства, менялся только подход к ее осуществлению.

Если говорить о том, как формировалась планомерная организация общественного производства и между кем возникали отношения в этой организации, то следует отметить тот факт, что в условиях перехода от капитализма к социализму существенную роль играет государство. Оно становится собственником средств производства, и в силу этого обстоятельства оно уже не просто политическая надстройка, стоящая вне производства, оно становится субъектом производственных отношений, а государственный бюджет становится бюджетом всего народного  хозяйства.

К моменту окончания гражданской войны уже сложилась структура органов, связанных с управлением общественного производства. Были созданы:

1. Совет Народных Комиссаров, СНК, в состав которого входили наркоматы транспорта, земледелия, торговли;

2. Высший Совет Народного Хозяйства, ВСНХ, объединяющий крупные промышленные предприятия. Он тоже входил в СНК. В ВСНХ были созданы отраслевые главки, в подчинении которых находились тресты;

3. Совет Труда и Обороны, СТО, который занимался координацией деятельности военного и гражданского производства.

Предприятия однородные по виду продукции были объединены в тресты. Впоследствии были созданы синдикаты, на которые возлагалась реализация промышленной продукции. По мере развития отношений между трестами и синдикатами, последние не только занимались реализацией продукции трестов, но и осуществляли материально-техническое снабжение трестов и их предприятий. Кроме того, синдикаты имели возможность кредитовать предприятия и тресты.

Первые планы появились еще до начала гражданской войны. Например, летом 1918 года 70 предприятий Северо-Западного Совета народного хозяйства составили план, координирующий их совместную деятельность, но начало гражданской войны не позволило осуществить этот план. К концу войны в 1920 году был разработан план ГОЭЛРО. Это был перспективный план, рассчитанный на 10-15 лет. Цель этого плана заключалась в осуществлении реконструкции промышленного производства, перевод его на электрическую энергию.

Но по окончании гражданской войны требовалось разработать единый текущий государственный план по организации общественного производства, для чего в 1921 году при СТО  была создана Государственная плановая комиссия.

Мировая история еще не имела примеров разработки планов всего народного хозяйства, поэтому все делалось опытным  путём, путём проб и ошибок. Первоначально планы формировались трестами самостоятельно, а с созданием синдикатов – совместно с ними, в виде производственных программ. Разработанные программы поступали в отраслевые главки ВСНХ. На основании планов трестов главки составляли отраслевые планы, затем сводный отдел ВСНХ сводил все отраслевые планы воедино, тем самым формировался план всей промышленности. Сводный план ВСНХ вместе с отраслевыми планами передавался в Госплан, который делал заключения по каждой производственной программе и сводное заключение по всем программам в целом, далее все документы передавались в СТО и СНК на утверждение.

Первые программы были неудачными, они не выполнялись. Но постепенно тресты, набрав опыта, стали разрабатывать производственные программы более-менее выполнимые. Успешно выполненный план за 1923/24 хозяйственный год послужил основой для разработки балансов отраслей и иных частей народного хозяйства, которые впоследствии широко использовались в процессе разработки планов.

После гражданской войны вследствие недостаточности запасов сырья тресты запускали производство только на части предприятий, остальные законсервировали. По мере увеличения производства сырья, запускались ранее законсервированные предприятия, но для приобретения сырьевых материалов требовались деньги. Однако государственный бюджет после гражданской войны имел огромный дефицит, расходы превышали доходы, поэтому финансирование осуществлялось посредством эмиссии, что вело к инфляции, проявлявшейся в постоянном росте цен. Для нормальной производственной деятельности общественного производства требовалось провести денежную реформу, которая была успешно проведена в течение 1922-1924 годов.

Проведение денежной реформы и стабильно налаженное прибыльное промышленное производство позволили нормализовать финансовую деятельность. Дефицит государственного бюджета был ликвидирован, теперь бюджетное финансирование трестов осуществлялось исходя из имеющихся доходов  бюджета. Это  позволило объединить плановую деятельность трестов воедино; развитие той или иной отрасли  уже определялось теми суммами денежных средств, которые выделялись трестам из бюджета.

Что собою представляет планомерная организация общественного производства? Она включает в себя два этапа.

Первый этап – это процесс разработки планов, второй – процесс выполнения планов. Результатом первого этапа является плановый общественный продукт, существующий идеально, результатом второго этапа – реально произведенный общественный продукт. Таким образом, планомерная организация общественного производства порождает два вида общественного продукта: плановый и произведенный. Оба продукта относятся к одному и тому же плановому периоду. При этом плановый продукт существует уже на начало планового периода, произведенный окончательно формируется по окончанию планового периода; плановый продукт предшествует плановому периоду, произведенный завершает; плановый продукт выступает в качестве цели производства, произведенный является результатом достижения цели.

Однако в силу того, что сохранилась товарная форма продуктов труда, любой общественный продукт, независимо от того, плановый он или произведенный, бытует двойственно, т.е. в двух формах – как совокупный продукт и как валовая продукция в денежной форме. Двойственная природа планового общественного продукта породила и двойственность цели. Наряду с декларируемой целью производства, как создание совокупного продукта, обеспечивающего удовлетворение потребностей членов общества, возникла и иная цель, создание совокупной стоимости общественного продукта в виде валовой продукции.

Итак, подведем маленький итог.

Сохранение товарной формы продуктов труда в силу недостаточного развития производительных сил привело к тому, что общественный продукт приобрел две формы своего бытия. Он есть совокупный продукт, как совокупность товаров, как совокупность потребительных стоимостей, и он же есть валовая продукция, как денежное выражение совокупной стоимости общественного продукта. Денежная форма общественного продукта придает ему количественную определенность, выражаемую в определенном количестве денег, что позволяет использовать валовую продукцию в качестве меры объемов производства. Кроме того, денежная форма придала качественную однородность общественным продуктам, относящимся к разным годам, что позволяет сопоставлять их с целью определения вектора развития общественного производства.

Планомерная организация общественного производства породила два вида общественного продукта: плановый и произведенный, – относящихся к одному и тому же плановому периоду. Плановый продукт есть результат разработки плана, произведенный продукт – результат выполнения плана. Оба общественных продукта выступают в двух формах своего бытия.

Плановый общественный продукт предшествует производственной деятельности и выступает в качестве цели производства в данном плановом периоде. Произведенный общественный продукт завершает плановый период и выступает в качестве результата достижения целей. Двойственная природа планового общественного продукта породила двойственность целей: создание совокупного продукта для удовлетворения потребностей и создание совокупной стоимости. Денежные формы планового и произведенного общественных продуктов в силу качественной однородности  могут сопоставляться, что создает возможность оценивать, насколько в процессе выполнения планов достигнуты поставленные цели в количественном выражении.


Рецензии