Царь Иоанн IV
Русь в это время оправлялась от татарской неволи. Города русские Смоленск, Рязань, Москва, Новгород были один от другого независимы. Князья, правив-шие этими городами, часто враждовали друг с дру-гом и пять сот лет тому назад неспокойно было на Руси. Но постепенно стал усиливаться Московский князь. Он покорил себе соседних князей, смирил Новгород, усилился, завёл порядочное войско. В 1547 году великий князь Московский Иоанн IV Васильевич венчался в Москве царским венцом, стал Царём всея Руси. Все русские города ему были под-властны. Границы его царства на юге доходила, до верховьев Дона на востоке немного не дошли до Волги, на севере захватили Новгород, а на западе ос-тановились у Смоленска. Желая расширить свой царство, молодой шестнадцатилетний царь Иоанн IV Васильевич решил завоевать татарское Казанское царство и тем самым навсегда покончить с татар-ской неволей, в которой двести лет томились русские люди.
Приняв в руки правление Московского государст-ва Иоанн IV, Грозный стал готовиться к окончатель-ному покорению Царства Казанского, со всеми под-властными ему землями населёнными неспокойными и мятежными народами: болгарами, черемисами, мордвою и др. Узнав о такой решимости московско-го Царя, казачество лавиной двинулось со всех окра-ин на Дон и в самое короткое время овладело его бе-регами до верховьев.
В 1552 году после решительных действий против Казани крымский Хан Давлет- Гирей двинулся на Мо-скву, но был разбит под Тулой и поспешно сбежал из России, преследуемый казаками. Перед этим Иван Грозный послал на Волгу украинских казаков для удержания от набегов враждебных ногайских мурз. Это беспокоило Измаила мурзу, сторонника турецко-го Султана. Иван IV Московский Царь готовил поход на Казань, и говорил в Боярской думе: «Бог видит моё сердце. Хочу не земной славы, а покоя христиа-нина. Если не спасу их от свирепости вечных врагов, которые не могут быть ни миром, ни вдохновением»
Узнав о таком бесповоротном решении православно-го московского Царя, всё украинское казачество встрепенулось и двинулось на Казань, на помощь русским в числе 5-7 тысяч человек, вооружённые саблями, копьями и пищалками.
Донские казаки узнав о том, что московский Царь Иван Васильевич Грозный ведёт войну с татарами в течение семи лет и что заветным желанием его явля-ется взятие главного города татарского ханства – Ка-зань, а московское Царство держится такой же «Гре-ческой» веры, как и сами казаки. А татары – веры магометанской, и донцы решили оказать помощь мо-сковскому царю.
Донское казачество тоже двинулось под предводи-тельством своего атамана Сусало Фёдорова, оставив часть своих вольных сподвижников на берегах Дона, для защиты от нападения турок, Крымцев и Астра-ханцев. Казань представляла по тому времени непри-ступной крепостью, и русское войско тщетно стоя-ло около неё в течении долгих месяцев.
Атаман отделил часть казаков, и послал их к устью Дона с тем, чтобы они настреляли как можно больше птиц - баб, которые тогда бесчисленными стаями обитали в гирлах реки, и, собрав с них перья, доста-вили их для украшения и убранства боевых костю-мов казачьего войска. Украсив с головы до ног птичьими перьями каждого казака, атаман повёл донцов к Казане. К городу казаки подошли ночью и раскинув свой стан, развели костры. Как только за-пылали казачьи костры, в царском войске сейчас же обратили внимание на пришельцев.
Фантастичность одеяния казаков, ночной тьмы и костров, не на шутку испугали воинов русской рати. Доложили Царю о приходе каких-то «чудовищ» Царь послал одного из бояр разведать, что это за люди, откуда и зачем пришли и куда идут?
Боярин направился к стану казаков, но чем ближе он подходил к ним, тем чуднее и страшнее казались они ему. Он не только не расспросил их, как велел Царь, а даже не дошел до них, убежав со страху на-зад в свой стан. Разгневанный трусостью боярина, Царь приказал ему сейчас же вернуться назад и ис-полнить приказание в точности. Снова пошёл боя-рин. Не доходя до казаков, он издали крикнул им: «Люди ли вы или приведение?».
В ответ ему раздалось:
«Люди! Вольные казаки, пришедшие с Дону, Царю московскому помогать взять Казань и за Дон Пре-святой Богородицы свои головы положить».
Обрадовался боярин и поспешил назад с радостной вестью к Царю».
Рано утром Царь послал к казакам своих послов с дарами. Казаки отказались принять дары, а, наобо-рот, сами одарили звериными шкурами и просили Царя повелеть им взять Казань. Царь дал согласие на просьбу казаков, которые, не теряя времени на другой же день, подняли святые иконы и навесив на концы пик пышные крылья птиц, баба – птица (Пе-ликан) кинулись к стенам Казани. Их строй имел по-добие леса, вершины деревьев которых были покры-ты снегом. Приблизившись к речке Казанке, казаки принялись копать подкоп под стены города. Затем было спущено в подкоп несколько бочек пороха.
Назначив время к поджогу пороха, казаки стали чи-тать молитву, прося Господа дать свое знамение им. После этого казаки подожгли порох, и когда после-довавший взрыв разрушил часть городской стены, ворвались в город, где и завязался у них горячий бой с татарами.
Вслед за казаками ввёл свои войска в город и Царь. Очистив город от татар, Царь расставил везде караулы и назначил для Казани своего наместника и воеводу». Иван Грозный велел одарить казаков каз-ною и взятыми из покорённого города богатствами ; но Донцы ничего того не взяли, а просили, чтоб только пожаловал он рекою Доном до тех мест как им надобно. Царь им не отказал.
В знак благодарности Иван Грозный выдал казакам грамоту, в которой сообщалось, что «навеки Донская земля принадлежит казакам». Русские князья и Цари не считали казаков своими – русскими, хотя они бы-ли православные, говорили на старославянском язы-ке. Их принимали при дворе, как иностранное по-сольство, со всеми почестями, вплоть до прихода на престол Петра I.
Пожалование Царём Иваном Грозным донскому казачеству Дона со всеми его реками, как говорит предание, уже само указывает на то, что казаки в действительности оказывали весьма важную услугу России при покорении Казани.
Вот как описывает этот поход генерал Ригельман, в своём «повествовании» о Донских казаках напи-санным им в 1778 г, более чем за 30 лет до издания трудов по русской истории первого русского исто-риографа Карамзина. Естественно он старался отте-нить и выдвинуть на первый план ту великую роль, какую сыграли в этом достопамятном событии дон-ские и другие казаки, как например рязанские, ме-щерские и другие.
Сравнивая это повествование Ригельмана с ис-торией Карамзина, нельзя не заметить большой разницы в рассказах того и другого. Дело в том, что Карамзин писал Историю Государства Рос-сийского вообще и в данном случае историю цар-ствования Царя Ивана Грозного, пользуясь для сего московской летописью, и потому главным ге-роем взятия Казани он выставляет самого Царя Иована VI. С этой точки зрения цель и направле-ние как того, так и другого историков для нас по-нятны.
Встревоженный успехами русского оружия, под-стрекаемый турецким султаном Солиманом, весь му-сульманский мир насторожился. Нагайский князь Юсуф стал искать союзы с крымским ханом Девлет- Гереем. В этот союз они увлекли и астраханского Царя Ямгурчея. Иван Грозный решил покончить с этим царством. Весною 1554 года он послал туда Волгой и сухопутьем сильную рать под начальством князя Полонского- Шемякина и Вешникова.
Узнав об этом, Донские казаки поспешно двину-лись под руководством атаманов Фёдора Павлова, Андрея Шадры и Ляпуна, и вступили в передний ряд русской рати князя Вяземского и устремились вперёд близ Чёрного острова и нанесли такое поражение ас-траханцам, что они не попали даже в город и остано-вились в 5 верстах. Князь Вяземский занял Астра-хань без боя.
Русские поставили в Астрахани Царём одного из претендентов на этот престол – Дербыша. К нему со-бралось до пяти сот князей и мурз татарских и до 10 тысяч простых людей. Все они клялись, что будут повиноваться Москве и присылать дань по 40 тыс. Для наблюдения за порядком и удержание в повин-ности жителей, русские оставили в Астрахани дво-рянина Тургенева с казаками.
Грозен, и велик был Царь Московский Иоан IV. Всю жизнь он вёл войны с соседями Московского государства, стремясь расширить его. От татар он отнял всю Волгу с городами Казанью и Астраханью, прибивался к Балтийскому морю, одно время овладел Нарвою и всею Ливонской землёй, нынешним Прибалтийским краем. Долгое время сражались его дружины с поляками, литовцами и шведами. При нём ему поднёс атаман донской Ермак Сибирское Царство и первый вступил в сношение грамотами с казаками, почитая их за вольное, дружественное Рос-сии товарищество. Тридцать семь лет правил Царь Иоанн на Руси. Он скончался в 1584 году в один год с Ермаком возрасти 54 лет. Пережив его всего не-сколькими месяцами. Наследником на престол Московский вступил Царь Феодор Иоаннович. Царь Фёдор был государь мягкий и добрый. Не было у него такой твёрдой руки, какую имел его отец.
Свидетельство о публикации №223062000247