14. 9 О существовании чужого сознания

                Как мы можем узнать о существовании чужого сознания помимо нашего?

 «Мы установили, что прямым методом, помимо речи и аналогий, мы узнать о существовании чужого сознание не можем.

Что же даёт нам основание думать, что в мире есть сознания кроме наших человеческих, ограниченных сознаний животных и полу-сознаний растений?

Прежде всего, то обстоятельство, что если бы такие сознания существовали, то мы, с нашими средствами, не могли бы узнать о них. Это, конечно, не доказательство их существования. Но это объясняет, почему мы не знаем их, если они существуют.

Затем, то обстоятельство, что мы знаем о существовании сознания только в нашем разрезе мир и в низших (люди, животные, растения). Между тем у нас нет никаких оснований думать, что в высшем разрезе мира, то есть в четырёхмерном пространстве, нет сознаний. Наоборот, логически всё говорит нам, что они должны быть и должны быть сильнее наших.

Вопрос стоит теперь так: как мы могли бы узнать о существовании сознаний других разрезов мира, высшего пространства, если бы они существовали?

Двумя способами: путём общения с ними и путём заключения по  аналогии.

Что нужно для этого?

Для первого нужно, чтобы наше сознание получило возможность общения с ними, а для второго нужно, чтобы наше сознание само стало аналогично им, то есть вышло из рамок трёхмерного мира.

Как это может произойти?

Последнее может произойти путём постепенного расширения способности аналогии. Стараясь мыслить вне обычных категорий, стараясь смотреть на вещи и на себя с новой стороны, стараясь освобождать своё сознание от привычных  пут представления во времени и пространстве – мы постепенно начинаем замечать аналогии между вещами, между которыми раньше ничего не замечали. Наш ум растёт. Вместе с ним растёт способность делать аналогии. Эта способность с каждой новой достигнутой ступенью расширяет и обогащает наш ум. С каждой минутой мы идём быстрее, каждый новый шаг делается легче. Наше сознание делается иным. И тогда, применяя к себе самому свою расширенную способность делать аналогии и смотря кругом, оно вдруг видит  вокруг себя ряды сознаний, о существовании которых раньше не подозревало. И оно понимает, почему оно раньше не видало их.  Они лежат в другой плоскости, не в той, в которой раньше жило сознание. Таким образом, ничто иное, как именно способность делать новые аналогии, переводит наше сознание в иную плоскость бытия.

Сознание человека начинает проникать в родственный ему самому мир ноуменов. При этом начинает изменяться взгляд человека и на явления нашего мира. Явления могут вдруг получить в его глазах совершенно другую группировку. Как мы уже говорили, одинаковые вещи могут оказаться разными, разные – одинаковыми; совершено отдельные, связанные вещи могут оказаться частями одного большого целого, какой-нибудь совершенно новой категории, а вещи, кажущиеся, неразрывно связанными, составляющими одно целое, на самом деле могут оказаться проявлениями разных сознаний, не имеющих между собой ничего общего и даже незнающих о существовании друг друга. Таким, то есть состоящим из разных сознаний, представляющим собою как бы поле битвы разных сознаний, может оказаться всякое целое нашего мира: - человек, животное, планета.

В каждом целом нашего мира мы видим множество противоположных тенденций, наклонностей, стремлений, усилий. Каждое целое – как бы арена борьбы множества противоположных сил, из которых каждая действует сама по себе, стремится к своей цели, обыкновенно к разрушению целого. Но взаимодействие этих сил составляет жизнь целого. И во всём всегда действует нечто – сознание целого. Установить существование этого сознания путём аналогий с собой или при помощи общения с ним и обмена мыслями мы не можем. Но нам открывается новый путь.  Мы видим отдельную совершенно определённую функцию (сохранение целого целым). За этой функцией мы предполагаем отдельное нечто.  Отдельное нечто, имеющее определённую функцию, невозможно без сознания.  Если целое обладает сознанием, то и отдельные тенденции или силы тоже должны обладать сознаниями. 

Тело или организм является точкой пересечения линий этих сознаний, местом встречи, может быть, полем битвы. Я это и есть в действительности поле битвы, на котором  в каждый данный момент берёт верх та или другая эмоция, та или другая привычка, наклонность, подчиняя себе в данный момент остальные и отождествляя себя с Я. Но и Я  - существо, имеющее свою жизнь, только плохо сознающее, из чего оно само состоит и связывающее то с одной своей частью, то с другой. Имеем ли мы основание предполагать в органах и членах тела, в мыслях и эмоциях человека существа? Имеем, так как знаем, что ничего безсознательного не существует, и всякое нечто, имеющее отдельную функцию, должно иметь отдельное сознание».

                Каждое поколение человечества (эпоха) имеет свое состояние и качество. То есть, существует что-то, что объединяет всё человечество данной эпохи. Это легко проследить, изучая историю человечества Земли. И это объединяющее тоже развивается и изменяется во времени.

«Все сознания, которые мы можем предположить в мире многих измерений, могут не знать друг друга, то есть не знать о том, что мы их связываем в разные целые в нашем феноменальном мире, как вообще они могут не знать нашего феноменального мира и его отношений. О себя самих они должны сознавать, хотя степени ясности их сознания мы определить не можем. Оно может быть и яснее нашего и может быть туманнее, находиться как бы во сне. Между этими сознаниями может идти непрерывный, но плохо сознаваемый, обмен мыслей, подобный обмену вещества в живом теле. Некоторые чувства они могут испытывать сообща, некоторые мысли могут возникать у них, как бы сразу у всех, одного порядка, под влиянием общих причин. По линиям этого внутреннего общения сознания должны разделяться на разные целые, совсем непонятных нам или отчасти предполагаемых категорий. Сущность каждого такого отдельного сознания должна заключаться в том, что оно должно знать себя и свои ближайшие функции и отношения; оно должно чувствовать вещи, аналогичные себе, и должно иметь возможность рассказывать о себе и о них. То есть сознание должно заключаться в том, что перед ним всегда должна стоять картина самого себя и ближайших отношений. Оно как будто вечно пересматривает эту картину и немедленно передаёт её другому сознанию, вступающему с ним в общение».

                Передаёт ли другое сознание свою картину первому?

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 131). 


Рецензии