П. Уччелло Святой Георгий и дракон - версия

Так о чём рассказывает картина Паоло Уччелло « Святой Георгий и дракон » и соответствует ли название картины тому, что изображено на ней.
 
( Википедия
 
 « Святой Георгий и дракон » - картина Паоло Уччелло, датируемая примерно 1470 годом. Картина выставлена в Национальной галерее, Лондон, Великобритания. Ранее он размещался в дворце Ланцкоронских в Вене, принадлежал графу Каролю Ланцкоронскому и был продан его сыном и наследником Антоном в 1959 году через мистера Фараго. Первое упоминание о его существовании относится к 1898 году.

Готические тенденции в искусстве Паоло Уччелло нигде не проявляются так явно, как на этой картине. На ней изображена сцена из знаменитой истории о Святом Георгии и драконе. Справа Джордж пронзает зверя копьем, а слева принцесса использует свой пояс в качестве поводка, чтобы отвести дракона в город.

Глаз в собирающейся буре справа от Святого Георгия выстроен в ряд с его копьем, показывая, что имело место божественное вмешательство.

Картина обычно интерпретируется как иллюстрация к легенде о Святом Георгии, изложенной в " Золотой легенде ". Однако профессор Стэнфордского университета Эмануэле Лугли предложил альтернативное прочтение: произведение выполняет функцию пропаганды, побуждая флорентийскую элиту заняться сельским хозяйством. В средневековой символике дракон был символом загрязнения, и убийство существа святым Георгием можно рассматривать как метафорическое освоение земли, ведущее к источнику чистой воды, расположенному в пещере.

Более ранняя, менее драматичная версия того же сюжета, выполненная итальянским художником, находится в Музее Жакмар - Андре, Париж.

Картина использована в качестве основы для стихотворения У. А. Фанторпа " Не с лучшей стороны ", и, возможно, послужила вдохновением для иллюстрации сэром Джоном Тенниелом Бармаглота в " Зазеркалье " и того, что там нашла Алиса. )
 
Художник создал только аллюзию известной истории, но картина совершенно о другом.
На первый взгляд кажется, что на картине происходит бой между Георгием и драконом, соблюдены символы святого: копьё, конь, красно - белый цвет святого Георгия, девушка, которую он освобождает, убивая дракона... Но это только аллюзия - не более. Картина не об этом. Давайте заглянем в Википедию и прочтём о посвящении в рыцари.

( Википедия
 
Акколада ( церемония )


Посвящение в рыцари или акколада ( от фр. accolade — объятие ) — церемония, бывшая прежде в употреблении при приеме в рыцарский орден. После принятия посвящения в рыцари в собственном смысле гроссмейстер ордена или совершавший посвящение торжественно обнимал принимаемого, возлагая ему свои руки на шею ( лат. ad collum ). Позднее это слово стало употребляться для обозначения всего акта рыцарского посвящения или принятия в рыцарский орден. Акколада являлась одной из форм воинской инициации. )

Не исключено, что заказчиком мог быть какой - нибудь орден, например, « орден Дракона » или « орден Тау », которые хотели иметь картину о посвящении в орден.
Если внимательно посмотреть на лицо рыцаря, то мы увидим очень молодое лицо, почти девичье, но это юноша, потому что...
 
 ( Википедия
 
 Посвящение в рыцари знаменовало переход к зрелости и самостоятельности и делало юношу членом военно-аристократической корпорации рыцарей. Церемония состояла из нескольких этапов.

Накануне дамуазо должен был выкупаться в ванне, затем он надевал белую рубашку, алое сюрко, коричневый шосс, золотые шпоры, и один из старейших рыцарей ( или отец ) опоясывал его мечом. На французском языке « опоясать мечом » и означало сделать рыцарем. Опоясывание оружием — главная часть церемонии. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку ( шее, щеке ) с кратким наставлением: « Будь храбр ». Подзатыльник назывался « куле ». Это был единственный в жизни рыцаря подзатыльник ( пощёчина ), который рыцарь мог получить, не возвращая. Ритуал посвящения заканчивался демонстрацией ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьём установленную мишень, так называемое « чучело ». )

Вот этот дракон и есть « чучело », а то, что он как бы живой, так это только для того, чтобы посвящаемый в рыцари почувствовал себя Георгием Победоносцем. Предполагаю, что заказчик хотел, чтобы художник посвящение в рыцари написал как аллюзию подвига святого.
 
Ещё обращает внимание очень усталое, грустное лицо юноши, почему...
 
( Википедия
 
Вначале церемония посвящения носила мирской характер. Затем церковь включила её в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Так установился обычай « ночного бодрствования »: накануне посвящения, вечером, юноша должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был бодрствовать и молиться. На рассвете ночное бодрствование кончалось, и церковь наполнялась людьми. Юноша должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, затем возложить своё оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и затем, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь внушала мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Затем происходила светская часть: опоясывание мечом, «подзатыльник», « чучело », иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал, то есть совершал основной элемент посвящения.

Чаще всего посвящение в рыцари приурочивали к религиозным праздникам либо совершали накануне крупного сражения; ему предшествовал длительный период обучения: будущий рыцарь в качестве дамуазо* проходил обучение у опытного рыцаря либо отца.
 
* Дамуазо — слуга и оруженосец, проходивший семилетнее обучение у опытного рыцаря. )

На рыцаре мы видим белый доспех, а Георгий рыцарем не был - он был римским воином.
 
( Википедия
Белый доспех ( итал. armatura bianca, староангл. alwyte armour ) — ранний стиль полного латного доспеха, получивший распространение в начале XV века сначала в Италии, а затем и практически по всей Европе. Предполагал открытое ношение доспеха, без надоспешной одежды ( сюрко и т. п. ) или обтяжки тканью ( как на бригандинах и некоторых ранних кирасах ).


Белый доспех конца XIV-начала XV веков ( обратите внимание на то, что доспех в отличие от классических лат подобно бригантинам застёгивается сзади )
 
Действительно, на картине доспех застёгивается сзади, так как спереди ничего такого не видно.
 
( Википедия
 
 До XV века корпусный доспех, как правило, имел обтяжку тканью либо носился под специальной надоспешной одеждой — сюрко, жупоном и подобной. С 1420 года начинает получать распространение, изначально в Италии, так называемый белый доспех, который отличался от прежних вариантов ранних лат как конструкцией, так и иной эстетикой — он носился открыто и сам служил в качестве декоративного элемента. Период 1420—1485 годов в оружиеведении называется « периодом без сюрко », поскольку в это время из - за распространения белого доспеха надоспешная одежда становится исключительно редкой ( годы периода как раз приходятся на год создания картины ).

Ранние латы, называемые белый доспех, обнаруживают сходство как с миланским доспехом, так и кастен - брустом, при этом по внешнему виду они больше похожи на миланский доспех, а по устройству соединения нагрудника кирасы с её напузником на кастен - бруст. В миланском доспехе напузник находится поверх нагрудника, в белом же доспехе напузник ( если был ) находился,  как и в кастен - брусте под нагрудником. При этом кираса в зависимости от региона могла быть как пузатой, подобно миланскому доспеху, так и с отвисшей грудью ( выпуклой снизу ), подобно кастен - брусту, но без угловатостей присущих кастен-брусту. Латная юбка была похожа на миланскую, но часто без набедренных щитков ( tassets ), в некоторых вариантах обнаруживая сходство с короткими вариантами юбок кастен - бруст. В отличие и от миланских доспехов, и от кастен - брустов, белый доспех носился не с латными рукавицами, а с латными перчатками ( на картине именно латные перчатки ). В качестве шлема обычно носился грандбацинет — надёжный шлем, опирающийся на плечи, характерный как для кастен - брустов так и для миланских доспехов в стиле итал. alla francese ( а - ля французский ). Но при этом забрало грандбацинета нередко имело не классическую круглую форму, а остроносую форму хундсгугеля в сочетании опять же с заострённым затылком, вместо округлого. )
 
По тому, что написано в Википедии о латах, на картине мы видим на рыцаре белый доспех. То, что мы не видим забрало ( рыцарь одет в доспехи как - никак ) подсказывает зрителю, что бой на полотне символический, а не настоящий. Это даже не бой, а только один удар копья точно в глаз дракона.

Не мной замечено, что у девушки две правые кисти рук.
Две правые руки девушки, которая видит ловкость и храбрость юноши, означают, что она благословляет его и он будет принят в рыцари.
Так же не мной замечено, что на одежде девушки можно увидеть вульву. Если это так, то можно сказать, что вульва означает, что юноша стал мужчиной, тем более копьё и поводок составляют единую кривую линию ( тоже не моё открытие ), они соединяют их.
По окончании статьи можно сделать вывод, что на картине нет Святого Георгия и его битвы с драконом, а изображен на ней последний этап в посвящении в рыцари, рыцарский орден и переход юноши в мужчины. 
 
 
Июнь 2023 год
Санкт - Петербург

Другие произведения:http://proza.ru/avtor/danyur223


Рецензии