Впервые

Мой однокашник по морскому училищу, капитан Дмитрий Лисов, поделился воспоминаниями. Спасибо, Дима. Мне очень понравилось.



Впервые в море.
Первая практика.

 Наконец это свершилось! То, ради чего мы поступали в мореходку, отпихивая локтями конкурентов, ради чего голодали и недосыпали вырванные из уютной среды обитания, терпя жалкие условия существования. Теперь мы стали настоящими моряками, которые совсем скоро примкнут к элитной касте счастливчиков, что запросто ,закуривая ароматную импортную сигарету, могут обронить небрежно:
« Похожий случай у меня произошел в Бразилии,Англии, Японии, на Кубе(нужное почеркнуть)». Или «Смотри какие птички(цветочки, домики, асфальтоукладчики…). Ну, один в один как на Мадагаскаре!» Только дипломаты ,спортсмены  ,да узнаваемые артисты могли тогда так панибратски обращаться с наглухо закрытыми от остальных странами, знакомство с которыми для большинства советских людей  было возможно лишь по школьным учебникам географии, да слегка кастрированным зарубежным  фильмам,  на их просмотр  выстраивались длиннющие очереди у всех кинотеатров страны.
 И вот возбужденная ватага визированных счастливчиков уже сидела в плацкартном вагоне Ленинград-Таллин, пожирая припасенные бутерброды и уверенно глядя в свое светлое будущее через немытые вагонные окна, а на следующее утро уже кучковалась у здания Эстонского морского пароходства.Инспектор отдела кадров пароходства почему-то не разделял восторгов от нашего знакомства, скорее как нам показалось, плохо пытался скрыть досаду от свалившейся на него радости в виде двух десятков практикантов. Тем не менее, нам внушили надежду на
скорейшее расставание с твердой почвой и определили в весьма
комфортабельное морское общежитие с большим цветным телевизором в вестибюле. Практикантом можно было уйти в рейс практически сразу на ближайшем судне, но в массах витала идея, что непременно необходимо стать полноценной судовой штатной единицей, тем самым
значительно повысив как собственный социальный  статус, так и материальное положение. Итак, большинство стало терпеливо ожидать возможности открытия вакансии матроса. Ожидание не было обремени
тельным, поскольку приветливый город ежедневно радостно  принимал нас в свои объятия, впервые за долгие два года учебы от нас не требовалось не грызть гранит наук ,не заниматься подсобным рабским трудом, никому не было до нас никакого дела, многие впервые в жизни испытали чувство абсолютной бесконтрольной свободы.Стойкие курсанты готовы были недоедать и делать свой сто первый круг по Ратушной площади, лишь бы дождаться заветного предложения. Наконец, и мое ожидание было вознаграждено- образовалась заветная вакансия на судне «Кыпу». У меня возник единственный вопрос : "В какие края поедет пароход?" Получив ответ"В шведский город Мальме", я тотчас ринулся на судно. «Всего через несколько дней я окажусь за границей, в капстране!».
Первое впечатление от встречи с моим плавучим пристанищем было вполне позитивным - поселился в двухместной,(а не в 14-местной как в училище) каюте, питание в сравнении со Стрельной было просто королевским, работа заключалась в основном в необременительном стоянии у трапа, практически как в училище у тумбочки, только у трапа было веселее и за это платили зарплату. Просто курорт какой-то. Экипаж по большой части состоял из разношерстной молодежи, с которой быстро нашелся контакт. К тому же на судно уже приехал чуть ранее наш однокашник Олег Костин.
Не успев еще окончательно освоиться в новой обстановке, я как-то незаметно вместе со своим пароходом оказался в открытом море, неся настоящую морскую вахту со вторым помощником. Вахта мне тоже сразу понравилась-нужно было просто находиться на мостике и смотреть в непроницаемую ночную даль, попивая чай и слушая морские истории возрастного 27-летнего штурмана. Правда, иногда нужно было заниматься совершенно незнакомым доселе делом-управлять судном, стоя на руле, чего я по понятной причине никогда раньше не пробовал, несмотря на наличие квалификационного удостоверения. Но мой новый начальник ничуть не удивился отсутствию у меня морских навыков, а быстро научил этому не хитрому делу, тем самым резко подняв мою, а заодно и собственную, самооценку.И вот я уже лично начал управлять огромной железной плавучей махиной ,и страшно этим возгордился. Но большую часть вахты с задачей удержания судна на курсе намного лучше меня справлялся бездушный Авторулевой.  Из-за отсутствия мотивации непрерывного нахождения  у руля приходилось выискивать на мосту различные укромные шхеры для наиболее комфортного положения на ногах. После нескольких вариаций, буквально на вторую  ночную вахту я обнаружил вполне достойный  закуток между радаром и
откидным столом. В этом алькове можно было так оптимально распределить гравитационную нагрузку, оперевшись с двух сторон на стол и еще что-то руками и  слегка распластав  по нему туловище, что на ноги приходилась всего лишь половина силы тяжести. Радость от обретения пристанища была слегка омрачена наличием выпирающего из лобовой переборки металлического предмета, напоминающего ключ для азбуки Морзе, совершенно ни к месту установленный и мешающий тем самым выполнению вахтенных (чуть не написал супружеских) обязанностей. Размышления для чего предназначено данное устройство, и как с ним бороться, внезапно нарушили какие-то бессвязные пронзительные звуки по всему судну.Добросовестный штурман тотчас принялся носиться взад-вперед, свирепо вращая головой во все стороны,напоминая своим видом напуганного охотниками филина, который не может взлететь. Резонно решив, что следовать его манере поведения не слишком разумно, принимая во внимания ограниченность пространства и полное отсутствие у меня каких-либо знаний об оборудовании мостика, я продолжал находиться на прежнем месте, лишь  слегка меняя позы, выражая , как мне казалось, тем самым сопереживания к происходящему. Через некоторое время обнаружилось некоторое тождество между моими непроизволь-ными телодвижениями и продолжительностью противных гудков. Ход мыслей сразу пополз в мистическом направлении, но бравый штурман, осененный какой-то идеей, неожиданно извлёк меня из моего укрытия. Звуки сразу стихли. Как выяснилось, ключ Морзе на самом деле приводил в действие систему авральной сигнализации и , прижимаясь и отодвигаясь от него я, тем самым, менял продолжительность звуковых сигналов. Дело происходило в начале четвертого утра. Дисциплинированные моряки, приняв услышанное за сигнал оставления судна по шлюпочной тревоге , дружно устремились к спасательным шлюпкам и начали готовить их к спуску. Удивительно, что капитан даже не проснулся, что безусловно оказалось мне на руку. Я в этот же день честно сознался и покаялся в содеянном, взяв всю вину на себя, но большого общественного резонанса не возникло, народ просто беззлобно посмеялся над нерадивым студентом и всё.Тем более, что всеобщее внимание перекочевало на более значимое событие - прохождение пролива Зунд. Бывалые моряки показали первоходкам замок, где жил Гамлет, принц датский.Сомнительность существования подобного персонажа в истории с лихвой компенсировалась абсолютной реальностью наличия его замка. И вот на следующий день мы уже швартуемся в Мальме.Сила ожидания и эмоциональное напряжение от встречи с заграницей были настолько велики, что когда нога( сначала правая, а потом и левая) вступили на капиталистическую почву, я ощутил физически легкий тремор по всему телу.Гулять по городу можно было исключительно втроем, что мы с удовольствием и сделали при первой возможности. Мальме тогда сильно повезло- находясь в неком трансе от свалившегося счастья, я воспринимал увиденное через призму самовнушенной экзальтации, поэтому ,несмотря на весьма значительную схожесть с нашими прибалтийскими столицами, город все равно произвел впечатление чего-то нереального по своей красоте. По крайней мере так я впоследствии описывал свои ощущения тем, кому не суждено было оказаться в Забугорье и приходилось поверить мне на слово.Однако, моей группе необходимо было переходить к основной, наиглавнейшей части нашего путешествия - отоварке.  Сказать, что заработанных за короткий переход шведских крон у матроса 2 -го класса было неприлично мало-это сильно приукрасить реальность.
После хождения по магазинам, создалось твердое ощущение полнейшей собственной финансовой несостоятельности , на выданные мне шведские кроны в буквальном смысле этого слова нельзя было купить ничего. Сердобольные морские волки подсказали , что в моем случае нужно искать магазины с надписью «вторая рука» по их выражению и,
возможно там мне улыбнется удача. Но правильный магазин так и не попадался, поэтому и принял единственное возможное в этой ситуации решение-поднакопить еще деньжат. Следующий рейс был опять Таллин-Мальме и, выйдя в город во второй раз, я уже уверенно сжимал в руке целых 50 крон, намереваясь на них  обновить свой гардероб.
В этот раз экскурсоводы попались еще более опытные, они и поведали, что в магазинах бывают распродажи и, если очень повезет, можно даже найти новую вещь своего размера. И буквально на восьмом магазине фортуна одарила меня своей белозубой улыбкой - в сваленной куче распродажных штанов обнаружились вельветовые брюки-бананы, которые пришлись мне в самую пору! Ликованию не было предела! Надо заметить, что первостатейной задачей каждого уважающего себя моряка было приобретение для себя импортных штанов, это являлось фундаментом дальнейших покупок, основа основ. После покупки у меня даже осталась какая-то мелочь, на которую смог позволить приобрести себе шведскую жвачку. И пусть жвачка оказалась специфичной - предназначенной для беременных со вкусом толи соли толи перца или того и другого, я все равно ее мужественно сжевал.
    Вознесясь на судно, я гордо начал демонстрировать собравшимся на традиционный просмотр коллегам свой первый заграничный трофей-роскошные неношенные импортные «бананы». Но в их взглядах читалось непонимание, недоумение, которое скоро перешло в смешки, а затем уже и хохот - брюки оказались исключительно женскими. Я переводил взгляд, с одного товарища на другого, в надежде, что хоть кто-то сжалится и произнесет что-то вроде: «ну, мужики такое тоже носят»( слово « Юнисекс» еще не родилось) или хотя бы « с курткой будет не очень заметно »,но вердикт был  неумолим-штаны единодушно были признаны женскими и непригодными для носки существами иного пола! Описать весь кошмар свалившейся трагедии невозможно-я смотрел на
легкомысленные завязочки,прочие первичные половые признаки бананов,
безапеляционно определяющие их диаметрально противоположную моей гетеро-принадлежность, и поливал себя,а также обоих компаньонов по шопингу, (с которыми безусловно советовался перед покупкой), проклятиями за слепоту и невежество. В душе образовалась незаживающая рана, боль не утихла и до возвращения в Таллин. Там настроение слегка приподнялось, поскольку выдали первую зарплату.
     Электромеханический практикант Толик, почему - то решивший именно в этот день совершить визит вежливости в мою каюту, застал меня за столом, в десятый раз пересчитывающим красивые купюры разного достоинства. Толик очень убедительно начал втолковывать, что на флоте есть старинная традиция-прогулять с друзьями первую
получку. Сам он , будучи практикантом, зарплату никакую не получал вовсе, но если бы он был на моем месте, то безо всякого сомнения поступил бы как истинный моряк.Его красноречию позавидовал бы и Цицерон с доктором Геббельсом впридачу, он выстроил по кирпичикам целое здание из аргументов, (хотя я сдался еще на стадии
фундамента), в результате мы с ним отправились вдвоем в ресторан «Олимпия». Вечеринка удалась на славу, нам было безумно весело, я чувствовал себя повесой и кутилой, и эта роль мне очень нравилась. Но все хорошее когда-то заканчивается, закончилась и моя зарплата еще до окончания работы ресторана.На вахту, естественно, сильно опоздал, за что получил заслуженный выговор. Но всем уже было не до невинных студенческих шалостей - пароход бурлил, узнав ужасную новость-мы вместе с 6-ю другими однотипными судами направляемся покорять бескрайние просторы Крайнего Севера, чтобы возить тамошним аборигенам народно-хозяйственные грузы. Это был запрещенный удар. Наши невизированные, и потому глубоко несчастные друзья,
отправились на практику в порт Тикси, как раз с той же целью. Но у меня же виза была! Это как в нынешних реалиях прийти в элитный ресторан  с тем , кто за тебя платит и предлагает выбрать любое изысканное блюдо и заказать там пельмени или выиграть в лотерею  тур на Мальдивы, а вместо этого поехать отдыхать к бабушке в деревню. Но изменить реальность не мог даже капитан, поэтому мы все послушно поперлись в северном направлении.
 Первым на пути оказался город-герой Мурманск, где удалось  провернуть самую удачную в своей жизни сделку. Встретившись со своими однокурсниками, тоже прибывшими из-за границы, я узнал, что у них есть на продажу настоящие НАСТОЯЩИЕ МУЖСКИЕ джинсы. Нужного количества рублей на их покупку, равно как и ненужного 
у меня уже не было, все мои финансы осели за неприступными стенами башни «Олимпия» . Но кем-то из экипажа подосланная ко мне фея в лице рабочей порта(крановщицы или тальманьши) решила одним визитом болезненную проблему. Фея вид имела вовсе не сказочный: лицо дровосека, фигура грузчика, на которой очень ладно сидела грязная фуфайка. Но это лишний раз подтверждает иллюзорность и обманчивость форм. -Продай мне штаны, - деловито предложила она вместо приветствия.-Они тебе будут не по размеру,-сокрушенно возразил я, еще раз  оглядев моего ангела внимательно.
- Да не мне, девке одной знакомой-успокоила меня дама, кокетливо поправляя сдвинувшуюся наберень рабочую каску.-Отнесу ей, если подойдут, принесу тебе деньги, а если нет, верну тебе штанцы. Да ты не парься, не обману-снисходительно усмехнулась моя спасительница.Стараясь не выдать своего волнения, я назвал цену равную стоимости продаваемых друзьями джинсов, целых 150 рублей(средняя зарплата по стране!)Возражений не последовало, и благодетельница с моими штанишками беззвучно испарилась. На кон было поставлено все мое состояние, если бы она оказалась коварной
мошенницей, то остался бы ни с чем. Но опасения были напрасными
и , буквально через несколько часов, я стал обладателем оговоренной суммы, которую в тот же день обменял на настоящие джинсы!
Это не всегда правильно делиться как своими достижениями, равно как и фиаско. Впоследствии, узнав об этой истории, людская молва тут же извратила ее смысл... Женские штаны-бананы превратились просто в бананы, которые я якобы приобрел за кордоном, а потом развешивал в каюте, чтобы продать в Мурманске и купить на эти деньги штаны. Оставим это на совести фантазеров, но в том и заключается ценность
мемуаров, что в них нет ни слова вымысла, а лишь голая правда. Хотя , надо отдать должное сочинителям, выдуманная бизнес-идея была в целом не так уж и плоха.Полученная в следующем порту зарплата вселила в обладателя новеньких импортных джинсов уверенность, что жизнь налаживается. Наш рейс пролегал по маршруту Мурманск-Дикси-Тикси-поселок Черский на реке Колыма, прославленной в народном
эпосе, в основном уголовном. Длинные арктические переходы не оправдали моих романтических надежд о встрече с прекрасным и непознанным. Всюду простирались бесконечные заснеженные ледяные поля, на которых не было ничего. Хотя, когда мы застревали во льду, а это случалось достаточно часто, к судну подходил какой-нибудь
заблудившийся белый мишка,в надежде чем-то поживиться. За все время мне посчастливилось разглядеть лишь несколько особей, и то издалека, они были деловиты и настроены недружелюбно. Зато было интересно рулить в караване по борозде, проложенной ледоколом, параллельно наслаждаясь неповторимой раскраской арктического неба.
Ожидая новых впечатлений от встреч с доселе неведомыми северными поселками, при первой же возможности в каждом порту я выбегал с парохода для осмотра местных пределов. Вечером того же дня мы с Олегом Костиным совершили ответный визит к ним на судно, прихватив с собой заветную трехлитровку с честно добытым элитным алкоголем. Ни до, ни после я не видел более убогого и маленького грузового судна. Наши однокурсники представляли собой всю ее палубную команду: два бравых матроса и боцман Сережа Сухов. Морским волкам было по 19 лет. Все впервые оказались в море. Банкет не мог не состояться. В разгар праздника к нам присоединился, не дожидаясь
приглашения, еще один участник-третий помощник с их судна, неопределенного возраста мужик, который запомнился своей неповторимой биографией. Он сделал головокружительную карьеру в Тикси, дойдя по карьерной лестнице до капитана, если где-то и спотыкаясь, то ненадолго... Но в какой-то момент фортуна отвернулась и, из-за чрезмерной любви к зелёному змию он был разжалован из капитанов в матросы 2-го класса, и во время нашего знакомства совершал очередной круг восхождения на Олимп. Надо заметить ,что в застойный период пьянство на рабочем месте преступлением не считалось у нас в стране в принципе, на торговом флоте оно было возведено в абсолютную норму, а в районах Крайнего Севера вожжи были ослаблены настолько, что встретить трезвого человека можно было реже, чем белого медведя. До сих пор не дает покоя ответ на вопрос: "как же надо было пить, чтобы его в Тикси так низко спустили с пьедестала?"
       Стоянка в этом главном и единственном порту Якутии оказалась достаточно долгой, в самом ее начале с парохода пропал уже наш третий помощник, который совершал свой первый рейс после окончания ЛВИМУ. Отпросился сходить на почту, чтобы дать телеграмму жене и бесследно исчез. Объявили во всетиксинский розыск и , о чудо!, к
концу стоянки он , живой и невредимый, был возвращен на судно в милицейском бобике. Вот какие профессионалы служили тогда в органах! Просто опытный сотрудник действовал по самой правильной схеме , методично обходя квартиры с одинокими женщинами, избегая живущих на первых этажах. То ли благодаря малоэтажной застройке, то ли достаточному узкому кругу подозреваемых, план сработал, капкан захлопнулся.Впоследствии  штурман так объяснял свои злоключения коллегам, пытаясь отыскать в их глазах понимание и сочувствие:
"Сходил на почту, зашел на минутку в ресторан погреться, принял горячительного, чтобы ускорить процесс согревания, разгоряченный познакомился с женщиной, проводил её домой. Утром просыпаюсь, хозяйки нет, дверь заперта снаружи на ключ, на столе бутылка
водки. После проведенного в приятной компании с оставленной стеклянной собеседницей дня, приходит с работы она. Резонно решаю, что особого смысла возвращаться на судно вечером нет, сделаю это завтра. Но на утро, как вы догадались, все повторяется заново."
И только товарищ старший лейтенант сумел разорвать эту цикличность бытия. К сожалению возможность кардинально обогатить свою личную жизнь отсутствовала у несчастных дам, проживающих на первом этаже, поскольку их гостей запертая дверь остановить не могла. Забегая
вперед , скажу, что несмотря на то, что треха был помилован , на голодном пайке он продержался недолго - менее, чем через месяц, когда капитан решил, что молодой человек бесповоротно вступил на путь исправления, он сжалившись и перекрестив, отпустил парня в увольнение уже в беломорском порту Онега по какому-то суперважному  делу. Спустя две недели тот так и не появился на борту, поиски результатов не дали. Ходили , правда, слухи, что кто-то якобы видел похожего человека , лихо отплясывавшего в местном кабаке, но мало ли на свете похожих людей.
После Тикси наш путь лежал в поселок Черский, он же Зеленый мыс(не путать с островами Зеленого мыса ),что находился, (надеюсь, процветает и поныне) на реке Колыма. По прошествии лет стоит перед глазами картина-гордо рулю на судне по мутным водам извилистой речки, а по ее берегам бродят олени, и изредка проносятся сани, запряженные этими красивыми парнокопытными. Полный романтИк с ударением на последний слог.
В порту Черский  поджидал нежданный сюрприз - сонно выходя в 4 утра на холод к трапу, захожу по пути в кают-компанию, чтобы налить горяченького чайку из «Титана» и застаю такую картину. По всей комнате: на столе, стульях и полу лежат ,укрывшись куртками девушки, много девушек, больше десятка, а может даже два.
Девушки спокойно спали, лишь тихонечко посапывая во сне, на вид все мои ровесницы, может на несколько лет постарше.
Матрос, которого менял на трапе , был абсолютной флегмой в чистом виде. На мой немой вопрос с протянутой в сторону кают-компании удивленной рукой равнодушно ответил.
-Стою, никого не трогаю, все спят на пароходе, выгрузки нет. Вдруг подходит к пароходу толпа девок, старшая просит пустить их переночевать. А я чо, я ничего. Идите, говорю, в кают-компанию и спите там, только не шумите.
В размышлениях о непредсказуемости и необъяснимости бытия , разглядывая черно-белые узоры Северного сияния, провел я вахту.
 Ближе к ее окончанию, покинув пост, чтоб налить еще кружечку чаечку, я с удивлением обнаружил, что количество спящих девушек заметно поубавилось. Учитывая то,что судно еще не просыпалось, в этом кроилась очередная загадка. Отбросив версию о тотальном
лунатизме среди наших пассажирок, единственным разумным объяснением могли быть только приступы человеколюбия ,которые  заставили особей мужского пола выйти из объятий Морфея ,услыхав во сне запах женщины, проявлять чудеса такта и галантности, уступая свои еще теплые постели представительницам слабого пола. Сами джентльмены при этом наверняка шептали в сонные девичьи ушки клятвы,что сами устроятся спать на полу, в соседней каюте или не будут спать вовсе, чтобы не закралось ни малейшего подозрения в чистоте их намерений.
 Придя, после вахты на завтрак, отметил, что с дисциплиной у девушек все в порядке и большинство из них, повылазив из разных помещений, составили мне компанию на утреннем приеме пищи.Налив в стеклянные стаканы с алюминиевыми подстаканниками чай из огромного побитого штормами чайника, намазывая масло на краюшки
зачерствевших краюшек, они, перебивая друг друга, поведали историю своего чудесного явления.
-Нас на преддипломную практику в Черский порт по разнарядке отправили. Одесский институт водного транспорта. Обещали общежитие, а в нем места все оказались заняты. Развели руками, мол, ищите себе девочки ночлег сами в тундре. Вот и пошли на пароход, а куда еще? Спасибо, вы приютили.
        Я порадовался за своих гостеприимных товарищей, для которых морская взаимовыручка и самоотдача не пустые слова. Стоянка прошла задорно и весело, надеюсь, после нашего отхода девушек не оставили замерзать в тундре, а поселили все-таки в общежитие. Хочется верить, что в дальнейшем жизнь у них сложилась прекрасным образом и
сейчас ,выйдя на пенсию, после прогулки с внуками, они собираются прежней, пусть и поредевшей  компанией в какой-то южноморской квартире и , макая сушки в фарфоровые чайные чашечки, похихикивают, уткнувшись беззубыми ртами друг другу в вязаные кофточки, вспоминают бесшабашную молодость, в которой нашлось место нечаянным приключениям.
Мы тогда не знали ничего про Тайланд и его не совсем обычными, но с удовольствием принятыми моряками всех стран традициями ,
неукоснительно соблюдающиеся в этой стране. Однако, когда очевидцы впервые поведали мне о первом свидании с этой страной и ее обитателями, то почему-то сразу вспомнился маленький северный поселок, удаленный от тропиков, но такой близкий им по духу.
Нередко задаюсь риторическим вопросом, где же они сейчас,те з
люди ,что сопровождали меня на этом коротком , но значимом кусочке молодости? Суровый старпом вскоре стал капитаном, а потом и вовсе, поговаривают,будто министром морского флота Эстонии. 3-й
помощник остался жив после своих приключений и благополучно вернулся на большую землю. В рейс его , правда, больше не пустили,
выгнав из пароходства, но он нашел себя преподом в ПТУ. Как-то в аэропорту встретил бывшего практиканта Толика,  который стал закономерно электромехаником, он узнал меня, но не предложил отметить встречу, видимо сомневаясь в моих финансовых возможностях. Однокурсники Шура Пальчиков и Олег Костин пропали с горизонта, хочется верить, что они живы и счастливы. Вообще ,  искренне
радуют весточки о благоденствии товарищей боевой юности.


Рецензии
С удовольствием прочел вашу историю.

Саша Богданов   13.10.2023 02:50     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик.
Основано на реальных событиях)

Андреич   13.10.2023 05:54   Заявить о нарушении