Кью. Почему сложно замотивировать людей?

"Почему так сложно замотивировать людей на развитие,
научить мыслить правильно?"

Мой профессор каждое занятие уделят час тому чтобы научить нас "собственной" методике обучения. Уже идёт четвертая неделя а студенты на его взгляд все такие же глупые какими были в начале семестра. Открыто он об этом не говорит, но видно по реакциям раздражения когда на его вопросы по "своей" методике никто не даёт ответа. Беру в кавычки поскольку все что он рассказывает для меня не является чем то новым. Его реакции напоминают мне мои когда я пытаюсь научить родителей, близких людей мыслить без логических ошибок, задавать вопросы в интернете вместо того чтобы придумывать невероятные или глупые ответы, не верить мошенникам, но через день замечаю как они спотыкаются на те же самые грабли. Знала девушку очень красивую в школьные годы, мне казалось что если мне удастся научить её мыслить также как я, заставить интересоваться вещами которыми интересуюсь я, то у нас получится что то в будущем. На удивление она внимательно меня слушала, и казалось была очень замотивирована моими речами, но вечером того же дня и после, она продолжала постить сторисы в Инстаграме, пользоваться тиктоком. Знаю что очень наивно и глупо было с моей стороны надеяться что они за день трансформируются в других людей. Но всё же, почему это так сложно если вообще возможно?"

(Анонимный вопрос).

Обращаю ваше внимание на фразу в вашем вопросе, о которую я "споткнулся глазом":

"… научить её мыслить также как я, заставить интересоваться вещами,
которыми интересуюсь я, …"
 
Невозможно сделать мышление двух людей одинаковым.  Потому что разные потребности и способности, разное восприятие и степень умственно-разумственного развития, разная образованность, и всё прочее такое разное.

Что можно? Передать информацию - и то, если принимающий её захочет воспринять и усвоить. Воспринять - ещё не значит усвоить, т.е. сделать своим инструментом.  Этим инструментом ещё надо научиться пользоваться. Опять же, если есть такое желание и даже стремление. Потому что желание - это ещё не есть стремление. 

Нажелать можно всякого, а вот устремиться в путь в определённый отрезок времени можно только в одном направлении.  А уж в другой отрезок времени - в другом направлении. Но не во всех сразу.

А если у человека, которого вы пытаетесь научить своему, уже есть направление, в котором он в данный момент движется, и это направление не совпадает с вашим, то максимум, что он может сделать для вас в этот момент - это внимательно выслушать.  И забыть.  Потому что ваши поучения в данный момент ему не нужны. 

Невозможно заставить другого интересоваться тем, что вам интересно.  Ария "заставить" - это, вообще-то, из другой оперы, нежели "заинтересовать", - из оперы "принуждение, насилие".  И вы думаете, что человек при этом не будет вам сопротивляться?!  Если вы так думаете, то вы наивны. 

Тут и логика, которая по словам некоторых её адептов есть принуждение мыслить правильно, не помогает.  Тем более, что правила мы знаем не все.  А те, что знаем, понимаем по-разному.  И также по-разному ими пользуемся или не пользуемся, потому что сами их изобретаем. И изобретённое тоже может не совпадать с официально принятыми правилами.

Что можно и что для этого нужно? Ну, это надо написать целый учебник.  А я могу только очень коротко.

Заинтересовать можно чем-то приятным и полезным, теми выгодами, которые учащийся получит в обозримом им будущем и уже сейчас.  Описать и показать нечто, могущее быть привлекательным для того, кого вы хотите научить.  Чтобы и ему захотелось научиться вашей "науке".  Захотелось - этого мало. Надо, чтобы он захотел. То есть, вовлёкся в процесс, начал строить планы, ставить цели и стремиться к их достижению. 

Будет ли то, что вы предлагаете, привлекательным для другого человека - это большой вопрос. Зависит от степени его зрелости, зрелости его мозговых структур, половой зрелости, духовной (интеллектуальной) и душевной (эмоционально-волевой) зрелости. 

Для привлечения и вовлечения в какую-либо деятельность, которая потом отразится на мышлении и его способах,  необходимо развить в себе проницательность: заинтересованное внимание к личности того, кого вы пытаетесь научить чему-то своему, интуитивное понимание его особенностей,  эмпатическое проникновение в его эмоциональное состояние в данный момент вашего взаимодействия. Если он чем-то расстроен и думает (заботится) о чём-то другом, нежели вы ему толкуете, то вряд ли ваши попытки увенчаются хоть каким-то успехом.

И главное, для чего это нужно. Чтобы куда-то человека (группу, коллектив) повести, нужно к нему присоединиться.

Или хотя бы постараться сблизить ваши взгляды, ваши интуитивное и логическое понимание тех вещей и явлений, по поводу чего вы общаетесь.  Найти точки соприкосновения, а не боестолкновения. Идти к согласию. Хотя бы по некоторым темам.

Короче, педагогика (руковождение детей) - это тоже целая наука, как и психология. Не зря же их объединяют в одно психолого-педагогическое целое.  Если ваш профессор в этом не силён, то и будет раздражаться "упёртости" и "тупости" своих студентов.  Профессора тоже, знаете ли, не всегда справляются со своими педагогическими обязанностями.

"Знаю что очень наивно и глупо было с моей стороны надеяться что они за день трансформируются в других людей."

Это ошибка многих женщин перед свадьбой, надеющихся на то, что их будущие мужья быстро трансформируются в других, более совершенных мужиков. ("Если любишь, если любишь, стань таким, как я хочу.")

Могут, конечно,  стать другими, но не сразу, а через продолжительный период времени, чаще всего через года совместной жизни. Да и то, не так часто, как хотелось бы жёнам.  Потому, что лишь немногие женщины изучают педагогику, и не многие имеют педагогический талант.  Тут ещё нужна мудрость.   
   


Рецензии