Реабилитация казачества!?

Григорий Петрович Новосельцев

Казаком надо родиться, казаком надо стать, казаком надо быть.

                Казачья мудрость.




Реабилитация казачества!?

В начале разберемся в терминах для того, чтобы понять
- что такое реабилитация;
- кто такие казаки и в какой реабилитации они нуждаются.
Согласно Историко-этимологическому словарю латинских заимствований
Реабилитация
1) Восстановление чести, репутации неправильно обвиненного или опороченного лица;
2) восстановление (по суду или в административном порядке) в прежних правах;
3) мед. восстановление здоровья и трудоспособности лиц, физические или психические способности которых ограничены после перенесенных заболеваний, травм.
; средн.лат. rehabilitatio «восстановление способностей», научн.лат. rehabilitation «восстановление в правах, реабилитация». Вероятно, заимств. из фр. r;habilitation «восстановление доброго имени» в том же знач.
Употребляется в середины ХIХ в. Фиксируется в Сл.Толля, прил. (IV, 427). Как юридический термин впервые отмечается в Сл.Брокг.-Ефр. (XXVI, 400). В медицине применяется с 70-х годов ХХ в. (Сл.Котел., 624). Значение приводится в МАС (III, 688).
; Реабилитировать. Заимств. из нем. rеhabilitieren или фр. r;habiliter «1) восстановить в правах; 2) поправлять здоровье». Переоформлено по образцу слов на -ировать (Сл. Даля3, III, 1664).
В источнике указано более десяти значений этого слова, но принципиально они не отличаются.
Источник: https://znachenie-slova.ru/
Далее рассмотрим кого историческая наука считает казаками?

В книге Новосельцев Г.Г. Новосельцев Г.П. Люди за спиной, WWW.DARIKNIGI.RU.2021. – 761 cтр. ISBN 978-5-907426-13-9. Подробно рассматривается этот вопрос на протяжении длительного исторического периода от Византийской империи и до переворотов 1917 года.
Современная историография считает, основываясь на истории этого явления, казаками следующие группы населения:
- жителей приграничных регионов, охранявших границу и за это освобождённые от налогов и повинностей, имевшие выборное самоуправление;
- часть регулярной армии из среды тех, кто был свободен от повинностей и податей государю;
- наемная охрана торговых путей и караванов;
- частные военные компании из свободных от податей и повинностей;
- «вольные казаки» жители великой степи, объединенные в вооруженные группы;
- пираты и разбойники;
- «воровские казаки»;
- казаки первопроходцы;
- сходцы – жители прилегающих к великой степи стран и народов ушедшие из своих мет обитания по разным причинам;
- изгои общества – те, кого общество изгнало из своей среды.
- в религиозном отношении казаки сохранили свою идентичность только как христиане (не смотря на раскол 17 века.)Хотя история знает и другие примеры религиозной принадлежности. Но казаки иноверцы не долго продержались в истории.
Такая пестрая картина в исторической ретро перспективе.
Любому государству необходим порядок и безопасность, как внутри страны, на ее границах и за ее пределами.
По это причине со стороны Российской империи поддержка шла тем, кто решал общегосударственные задачи по его безопасности. За что им сохранились их льготы и привилегии
Те, кто этому противился либо вынужден был уйти за границу, и служа новым правителям, чаще всего растворялись среди местных жителей, либо согласиться с новыми условиями существования. Сохранить свою культуру очень не многим удалось из тех, кто покинул родину, да и сохранили только потому, что не отошли от христианства в своей среде.
С конца 18 века границы Российской империи стремительно расширялись. Выросла потребность в охране границ и освоении новых присоединенных территорий.
Для решения этих задач использовали казаков уже сложившихся казачьих войск, служилых казаков из бывших пограничных засечных черт. Создавались и упразднялись новые казачьи войска. К казакам приписывали местное население, переселяли из центральных губерний так же и государственных крестьян, и они так же становились казаками.
Таким образом казачество вошло в сословную систему государства Российского.
Разберемся с этим термином.
В среде тех, кто возрождает казачество чаще всего этот термин воспринимается крайне негативно и унизительно.
Сословие — В истории феодальной Европы социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. для сословной организации характерна иерархия. в России со второй половины XVIII... Большой юридический словарь сословие — -я, ср. 1. Социальная группа с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями, окончательно сложившаяся на основе классовых отношений феодализма. Привилегированные сословия (дворянство, духовенство). Малый академический словарь сословие — Так называют группу лиц, принадлежащих к одному общественному слою, объединенному общими интересами, общим словом. Добавим к этому, что сословие – скалькировано с греческого syllogos, в котором syl соответствует русскому со, log – слов, os – ие. Этимологический словарь Крылова

Источник: https://gufo.me/dict/dal/
Не трудно заметить, что это иерархическая структура государства, где каждый занимается своим делом, а в стратегическом плане решают общую задачу.
В западной культуре все это строилось на юридических принципах.
В России строилось на основе патриархальной семьи.
В 1 послании к коринфянам святого апостола Павла сказано:
Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.
2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесёт анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4 Дары различны, но Дух один и тот же;
5 и служения различны, а Господь один и тот же;
6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех.
7 Но каждому даётся проявление Духа на пользу.
8 Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
11 Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос.
13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
14 Тело же не из одного члена, но из многих.
15 Если нога скажет: «я не принадлежу к телу, потому что я не рука», то неужели она потому не принадлежит к телу?
16 И если ухо скажет: «я не принадлежу к телу, потому что я не глаз», то неужели оно потому не принадлежит к телу?
17 Если всё тело глаз, то, где слух? Если всё слух, то, где обоняние?
18 Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.
19 А если бы все были один член, то, где было бы тело?
20 Но теперь членов много, а тело одно.
21 Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны».
22 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,
23 и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;
24 и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,
25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.
26 Посему, страдает ли один член — страдают с ним все члены; славится ли один член — с ним радуются все члены.
27 И вы — тело Христово, а порознь — члены.

1-е послание Коринфянам 12 глава — Библия: https://bible.by/syn/53/12/

Если посмотреть на термин сословие с этой точки зрения, то ни чего унизительного в сословности я не вижу. Это обычная иерархичность живого организма как церкви, так семьи и государства.
Декрет ВЦИК и СНК (РСФСР) от 11 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» ликвидировал все сословные привилегии и ограничения и провозгласил равенство граждан.
Из истории мы знаем, что никакой свободы не получили. Сословия как иерархия общества остались, но в ином виде на других принципах.
С тех пор люди были уже винтиками в бездушном механизме государства.
Так как казачье сословие в наименьшей мере было подвержено влиянию западной культуры под влиянием которого находилась элита Российской империи начиная с Петра 1, то наиболее жестким репрессиям подверглись именно казаки.
Хотел бы отметить на один момент о каких казаках в этом случае шла речь?
В период гражданской войны, которая фактически началась сразу же после большевистского переворота, всплыли вдруг резко и те, кто не имел к казачьему сословию никакого отношения. Это могли быть потомками ранее указанных групп, которых историография именовала казаками, а то и не имевшие никакого отношения к потомственному казачеству в любых проявлениях.
Новая власть их активно использовала, часто после этого их уничтожали, как и многих своих верных слуг.
Так же в истории казачества особое внимание и почитание от власти большевиков было направлено в адрес бунтовщиков. Их они делали героями. Правда своему народу они таких вольностей не позволяли.
Как видите и здесь не все однозначно.
Так как термин сословие в среде возрождающих казачество противопоставляется термину народ. И у некоторых это проявляется в желании отметить этот факт казаков как народа в своих документах, то разберем и этот термин.
Народ.

Обратимся к словарям
Народ — основная масса трудящегося населения.
Народ — всё население какого-либо государства.
Народ — этнос, группа людей, объединённых общими признаками.
Народ — большое количество людей, собравшееся в одном месте.
Народ — публика, совокупность зрителей, читателей, потребителей искусства, объектов пропаганды или маркетинга.
Народ — все люди, присутствующие на христианском богослужении.

Источник сайт поиск слов https://xn--b1algemdcsb.xn--p1ai/wd/

Антропологический толковый словарь
Народ
общность людей, обладающая единым самосознанием, выраженным в самоназвании. Обычно народ имеет единый язык, определенный исходный ареал распространения (в настоящее время часто весьма условный), культурно-поведенческие нормы и историю. Один народ может включать несколько этносов и хозяйственно-культурных типов.
Фразеологический словарь русского языка
Народ
Народ безмолвствует - о бесправном положении народа в условиях политической реакции
Словарь лингвистических терминов
Народ
1. Население страны, совокупность классов, наций, народностей, имеющих общую социально-политическую и историческую судьбу.
2. То же, что и этнос.
Этнографический Словарь
Народ
широкая, многозначная общность людей, под которой подразумевается: 1) население государства, жители страны; 2) народность, нация; 3) основная трудовая масса населения страны; 4) большие скопления людей; 5) определенная возрастная или профессиональная категория людей.
В целом при осмыслении понятия Н. просматриваются два основных уровня понимания: обыденный и теоретический. В первом смысле народ - это все население государства, страны. Во втором смысле - это субъект истории, народные массы, включающие классы и социальные группы, которые по своему объективному положению способны решать задачи прогрессивного развития общества. В этносоциальном аспекте народ -это общность людей, превращающая род, племя, народность в нацию. В конкретно-социологическом аспекте народ - это, с точки зрения общественного разделения труда, совокупность социальных групп, занятых в массовых видах деятельности.
Народ представляет собой единое социальное целое, поскольку имеет общую историческую судьбу, существенные признаки сходного образа жизни и нравов, а также чувство принадлежности к единой исторической общности. В силу совместной трудовой деятельности народ является носителем коллективного социального опыта (языка, исторической памяти, культурных ценностей и норм, различных навыков и умений).
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)

Библейский Словарь к русской канонической Библии
Народ
нар’од — сообщество людей, связанных общим происхождением, общим делом или общей верой. В этой среде проявляет себя каждый отдельный человек. В мире люди держатся своего народа, как и своих богов, называя это патриотизмом и гражданственностью. Такими же цивилизованный мир хочет видеть и верующих. Но невозможно принадлежать одновременно к разным народам, как невозможно служить Богу, служа маммоне (Мат.6:24). До возмужания Христос был послушен Иосифу и Марии (Лук.2:51), но выйдя на служение, Он никогда не вспоминал Свою семью, не восхвалял Свою мать и не превозносил израильский народ, из которого родился по плоти, и не называл его Своим. Своими Он называл только тех, кто исполняет волю Отца Его Небесного (Мат.12:48 -50, ·срн. ·Ос.1-2). Об этом различии и отделении (Чис.23:9 ; Пс.44:11) следует постоянно помнить истинно верующим и не смущаться непониманием (Мат.10:36 -39; 2Тим.3:12). (см. тж земля, мужчина).

По поводу народов хочу обратить на один не маловажный момент на примере
- На территории России мы имеем народ мордва имеющий две группы отличающихся языком и культурой, у марийцев три такие группы.
В Европе
- Основу немецкой нации составили германские племена: алеманы, бавары, швабы, саксы, тюринги, франки. От названий некоторых племен произошли названия княжеств, а затем и некоторых современных земель Германии. Более того, германские племена дали названия важнейшим европейским странам - Франции и Англии, а также участвовали в формировании их наций. Помимо германских племен, в состав будущей немецкой нации вошла и часть западнославянских и прибалтийских племен с востока, а также кельтских, индо-иранских племен с юга (в основном, Бавария) и скандинавских народов - с севера.

Источник: https://web-3.ru/germany/article/?act=full&id_article=2118
© Портал Web-3.Ru
- Есть сербы православные, включая черногорцев. Есть хорваты католики и бошняцы мусульмане. Все один народ и одной крови, говорят одним языком, и у 80% фамилии заканчиваются на "-ич". Отличаются они только на религиозной основе. Если серб и бошняк примут католичество - их станут называть хорватами. Если серб и хорват примут мусульманство - их станут называть бошняцы. Если хорват и бошняк примут свою старую религию православие - их опять станут называть сербами. Нет серба, который бы не был православным, нет хорвата, который бы не был католиком и нет бошняка, который бы не был мусульманином.
https://otvet.mail.ru/question/73057478

Не трудно заметить, что противопоставлять термины сословие и народ не корректно. Народ – это целое, а сословия – части этого целого.

Теперь обратимся к термину Русский. Так как не всем хочется себя признавать русскими.

КТО ТАКИЕ РУССКИЕ С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ?
ОТВЕЧАЕТ ПРОФЕССОР А. Н. УЖАНКОВ



В ХХ веке полагали, что русские — это национальность.
А до ХХ века?
Если мы посмотрим на Киевкую Русь, то встретим там только одну синонимическую пару: русский = православный. Это синонимы.
В момент прихода христианства на Русь в конце Х века, когда ещё не было разделения на католицизм и православие, на этой территории были различные племена, не объединённые в единый русский народ. Когда Олег пришёл в Киев, он сказал: «Се буде мать городов русских» («Се буди мати градом Русьскым»). Это калька с греческого языка — метрополия (;;;;; — мать и ;;;;; — город, а вместе — «метрополия» или «столица», — А.М.). То есть Олег говорит, по сути, что Киев будет метрополией.
Это позволяет совершенно по-другому посмотреть на первую древнерусскую летопись — Повесть вр;менных лет (именно вр;менных лет — то есть до Страшного суда), которая начинается с вопросов: откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля? Откуда пошла? Были различные племена. Как стала? Приняла христианство. Таким образом, Русская земля — это сиречь православная земля. Русский и православный — это синонимы.
Когда турки-османы в 1453 году захватили Константинополь, очевидец и участник этих событий Нестор Искандер напишет в «Повести о взятии Царьграда турками»: «Турки Софию Константинопольскую взяли, но службу русскую не переменили и русский колокольный звон не отменили». Русская вера в Канстантинополе XV века. Получается, что русский мир — это православный мир. Таким он был для средневековья, для семи столетий. Значит, и сегодня русский мир — это православие и его носители, те кто хранит его, кто не изменяет своим генетическим корням. В этом и состоит общая идея русского мира

В Древней Руси историю расценивали с двух позиций. Русское сознание пропитано эсхатологией (эсхатология — учение о конце света, — ред.). Всю историю, все события рассматривали через призму Страшного суда. История, с точки зрения русского книжника, это разворачивание божественного промысла о народе во времени до Страшного суда.
И как у каждого человека есть своё предназначение, так и у каждого народа есть своё предназначение. И если русской идее, которая тысячу лет назад была явлена в «Слове о законе и благодати», сказано о хранении православия до Страшного суда, если в советский период отступили от этой идеи, то и понесли соответственное наказание.
То же самое было перед монголо-татарским нашествием. То же самое было накануне вторжения Наполеона: пицца на дом в наказание за галломанию дворянства. В ХХ веке отступили от православия, стали поклоняться другим ценностям, фашистская Германия вторгается в наше Отечество.
Во втором тысячелетии было три попытки установить мировое господство: монголо-татарами, французами и немцами. И все они разбивались о загадочную русскую… душу. Потому что понять «этих загадочных русских» совершенно невозможно.
Княжеская власть воспринималась всегда как Богом данная (в домонгольский период самое большое количество святых вышло как раз из князей, а не из монахов). А если княжеская власть от Бога, тогда княжеское служение — это мирское служение Богу. К чему оно сводится? Защита Отечества своей земли; защита православной веры и защита православного народа.
Источник: https://vk.com/wall-157816004_12324

Западная культура создала и более узкие понятия народа.
Так до начала 60 – х годов прошлого века в зоопарках на экспозиции присутствовали представители аборигенов Африки, Океании, Австралии и Америки, а ученые и политики на полном серьезе доказывали, что они переходное звено между обезьяной и человеком.
Там же в Европейской культуре появилось такое явление как нацизм, когда один народ выставлялся как самый лучший, а остальные подлежали быть либо рабами у них, либо уничтожению.
Причем эти идеи до сих пор живы и дают свои плоды.
В конце 80-х годов, на волне перестройки и демократизации начался процесс возрождения казачества. Инициировала этот процесс безбожная власть, потомки тех, кто это казачество уничтожал.
16 июля 1992 года Верховный Совет РФ принял постановление «О реабилитации казачества». Постановлением были отменены как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейся применения к нему репрессивных мер.
По сути, возрождалась вся палитра исторически существовавшего казачества.
Основные понятия казачества такие как воля, дух, вера истолковывались по-своему исходя из отрывочных и удобных фактов из истории казачества как реальной, так и вымышленной.
Такое же отношение постигло и термины – реабилитация, сословие, народ и значение слова русский.
Все пожелания и фантазии на эту тему я перечислять не буду. Расскажу только о том, какие возможности в этом плане дает существующее законодательство.
В юридическом смысле этого термина с реабилитацией никаких проблем нет, если, конечно, не были совершены уголовные преступления.
Компенсация, положенная тому, кого реабилитировали могут дать только этому человеку, что вполне оправдано.
Можно возрождать свои традиции как в составе общины, так и самостоятельно.
Во время переписи населения можно записать себя по национальности казак, так же и своих детей в свидетельстве о рождении.
Можешь носить свою «национальную» одежду (причем чаще всего у мужчин это военная форма казачьего сословия). И более чем странно слышать от таких людей, что они к сословию ни какого отношения не имеют.
Можно создавать клубы, где самим возрождать традиции и привлекать к этому детей.
Можно создавать свои партии и баллотироваться в законодательные органы власти любого уровня.
Иметь свои учебные заведения от детского сада и до ВУЗа.
Можно создавать вооруженные формирования.
Можно исповедовать свою веру.
Казалось бы, все капризы, кроме самых несуразных, выполнены. Но что-то нет удовлетворения в среде тех, кто это казачество возрождает, так и среди потомков казаков не уничтоженных властью большевиков.
Количество первых неуклонно уменьшается: одни не верят в движении казачьего возрождения, другие же просто умирают по причине старости.
Вторая группа, насмотревшись не на самых лучших представителей этого движения, знать не хотят о своих корнях. Часто им и вспомнить некого. У не малого количества, особенно молодежи в семье алкоголики, наркоманы и безбожники. А многие даже и не знают кто их отцы.
Мы видим такое явление: законодательство дает широкие возможности по реабилитации казачества, как явления, во всех разумных формах (кроме разбоя и бандитизма), но подавляющему большинству потомков казаков это не надо.
А у остального населения к казачеству не доброжелательное отношение.
И никакой закон о реабилитации ситуацию не исправит.
И встаёт вопрос. Как вернуть доброе имя тех казаков, которые жизнь свою положили за веру царя и отечество?
Как возродить тот дух, который ими двигал на протяжении сотен лет?
Подведем итоги наших исследований и попытаемся ответить на извечный вопрос, что делать?
Но прежде я приведу слова апостола Павла: 1-е послание Коринфянам 6 стих 12 — синодальный текст:
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

Толкование на 1 Коринфянам 6:12 — толкование отцов церкви: https://bible.by/fater/53/6/12/
Человеку Бог дал свободу выбора. Я привел различные значения терминов: сословие, народ и т.д.
Эти слова даны как в версии западной цивилизации, где большее значение придаётся внешнему проявлению и русской, где используется чаще внутренний смысл этих терминов.
Можно выбрать себе удобный вариант этих понятий, создать себе комфортную и удобную жизнь: сытно есть и сладко спать, периодически одевая военную форму казачьего сословия. И найти себе исторические примеры не особо вдаваясь в смысл тех или иных лозунгов и на этом строить идеологию своего понимания казачества внешне и формально исполняя ритуалы, которые считаешь необходимым. И кому от этого польза?
Казаки жили в экстремальных условиях. Толи это великая степь, то ли это на границе государства Российского. С рождения они, не на словах знали, что, проснувшись могут не дожить до вечера, а ложась спать до утра. Но при этом надо было уметь не только воевать, но и находить компромисс и мирно решать многие проблемы, нести новую для местных культуру.
Именно эти условия на базе православной веры и формировали такое историческое явление как казаки.
В этих условиях были жизненно необходимы традиции и обряды и далеко не формальное отношение к ним. А для этого надо было постоянно совершенствовать себя, умение пользоваться всеми видами оружия как духовного, так и материального.
Внешнее выполнение ритуала пользы не давало, а итог этим упражнениям над собой подводили окружавшие казаков враги.
В нынешних комфортных условиях трудно смоделировать те условия жизни до переворота 1917 года.
Никаким правительственным законом эти условия не создашь.
В таинстве крещения есть понятие: ново запечатанный воин Христов. Но это не гарантирует автоматически умение владеть всем арсеналом оружия православного человека. Надо трудиться, причем непрестанно, а не формально числиться православным.
Надо стать членом единого тела Христова, православной церкви. Причем не формальным, а живым и деятельным участием в ее жизни.
И Русская православная церковь являет нам такой пример в виде святых, среди которых есть и казаки.
Но процесс реабилитации – это не разовая и мгновенная акция, как это бы хотелось тем, кто держится за юридические термины.
Казачество пытаются возродить уже 4 десятилетие, вовлечены в это менее одного процента от числа потомков казаков.
Значит для реабилитации необходимо еще и желание человека вернуться в то, утраченное за сотню лет состояние.
Напомню библейскую историю. Еврейский народ проходил процесс реабилитации длился 40 лет и судя по тому с какой регулярностью они отступали от Бога до конца так и не реабилитировались.
 Нечто подобное происходит и в нашей стране. Беса коммунизма изгнали из страны, а Бога не пустили и результат не замедлил сказаться «Нечистый дух... берет с собою семь других духов, злейших себя» (Мф. 12:43-45), что мы и наблюдаем у нас в стране.
Казачество, как часть русского (православного мира), призвана Богом стоять на страже православия. Но силой Бог никого не принуждает. Это наш выбор жить сытой комфортной жизнью, которая для каждого из нас закончиться или сражаться с врагом рода человеческого.
В завершение вернусь к казачьей мудрости в эпиграфе к статье.
Казаком надо родиться. Факт рождения в семью потомков казаков в этом случае не определяющий, а только в купели крещения. Причем повторюсь не формально.
Казаком надо стать – воспитать в себе необходимые качества воина Христова.
Казаком надо быть – постоянно в себе эти качества совершенствовать, чтобы не отступить от веры православной поддавшись окружающим нас соблазнам. Только так казачество может себя реабилитировать реально, а не формально юридически.


Рецензии
Казачество очень многогранное явление и противоречивое, а так же не стоящее на месте

Новосельцев Григорий Петрович   15.11.2023 22:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.