Казачий патерик том 1, введение

Новосельцев Григорий Петрович
 
Казачий патерик.

Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7),

Хочешь ли знать, что народ составляют святые, а не толпа людей?
 Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста / [сост. Т. Н. Терещенко]. - Изд. 2-е. - Москва : Даръ, 2008. - 574, с. ISBN 978-5-485-00192-6,  статья толпа. Портал азбука веры.
Главное содержание истории состоит в определении отношения людей к Богу. Все остальное лишь эпизоды и фрагменты главного.
Святитель Николай Сербский (Велимирович)
Мысли о добре и зле. Содержание истории.  Портал азбука Веры. Источник: Перевод на русский язык Светланы Луганской.

Том первый, агиографический обзор темы.

Святые казаки, ведомые и не ведомые молите Бога о нас.

Посвящается казакам за Веру, Царя и отечество живот свой положивших и от безбожной власти пострадавших.
Введение.

Вначале, прежде чем приступить к изложению материала данной книги. Считаю необходимым обратить внимание на следующее:
- для рассказа о казаках был выбран именно этот литературный стиль и какое это имеет отношение к казачеству;
- после книги «Люди за спиной» авторы пришли к необходимости временно отложить основное продолжение задуманного цикла об истории казачества и дать описание святых казаков и особенности православной казачьей культуры.
Из пятой части вышеуказанной книги был взят материал, расширен и появилось данное произведение. Во многом это связано с тем, что сейчас приходится растолковывать те азбучные истины, которые веками впитывались с молоком матери, особенно казаками, в силу особенностей из жизнедеятельности, а сейчас либо игнорируется повторяют как лозунг, заполнив их прямо противоположным смыслом, в отличии от того, как все это воспринималось во времена становления и расцвета казачества.
По мнению профессора Ужанкова А.Н. русская литература строилась на желании осмыслить Евангелие. Все первые письменные произведения тогда писались не по наитию, не по желанию человека, а по благодати.
Первые авторы монахи, причем все они причисленны к лику святых. Такого не знает ни одна литература мира.
Они писали летописи для того, чтобы рассказать, откуда пошла Русская земля, поведать о русской истории до становления государства. Но не только. Все эти произведения имеют, по словам академика Лихачева, внелитературные функции. Почему в летописях повествование ведется по годам, а не по царствованиям, как в византийских и западноевропейских хрониках, которые, к слову, нашим летописцам были хорошо известны? Почему в них упомянуты даты смерти князей и отцов церкви, но не даты их рождения? Почему в них так много упоминаний о знамениях, перечисляются деяния, сделанные волей людей, а не по Божьему промыслу? Нужно это было для того, чтобы осмыслить христианскую историю Руси в ожидании Страшного суда. Главной темой древней русской словесности было спасение души. (1).
Первыми житиями русских святых были жития святых благоверных князей Бориса и Глеба. Появились они через пятьдесят лет после принятия христианства на Руси их отцом великим равноапостольным князем Владимиром. (2).
Первый русский патерик - Киево-Печерский патерик — это первый и самый известный из оригинальных русских патериков и вместе с тем одно из наиболее популярных произведений древнерусской литературы (в настоящее время исследователям известно более 200 списков памятника). Патерик представляет собой свод рассказов об истории Киево-Печерского монастыря, о его подвижниках и святынях. История формирования памятника относится ; первой трети XIII в., когда в переписке двух печерских пострижеников — Владимирского епископа Симона и монаха Поликарпа — возникает первый цикл патериковых сказаний. Однако поначалу памятник не имел жесткой структуры, его рассказы переписывались в том или ином составе в четьих сборниках. Первая дошедшая до нас редакция Киево-Печерского патерика как сборника особого состава, включающего также и Житие преподобного Феодосия Печерского, была составлена по инициативе епископа Тверского Арсения в начале XV в. (3).
А причем здесь казачество? Может возникнуть такой вопрос, особенно в свете тех разнообразных и противоречивых познаний по истории казачества и его культуры, как среди простых малосведущих людей, не привыкших сильно погружаться в смыслы и историю, но и среди профессиональных историков. Есть среди них не только зацикленные на советской исторической методологии, но и вполне адекватные ученые. И у них нет однозначного ответа на вопрос и религиозности казачества.
Авторы же взялись за казачий патерик, который уже в стадии создания вызвал много вопросов и недоумений у историков.
История не бывает удобной, но только объективной. Были многократные попытки ее переписать и до сих пор такое пытаются делаются. Но есть законы развития в истории, в том числе, по которым можно определить истинность того ли иного факта.
Можно сколь угодно возражать против религиозности казаков, приводить массу фактов. Но есть монастыри, созданные казаками, или ими поддерживаемые, есть причисленные к лику святых из числа казаков, так же особо чтимые ими святые и святые иконы, есть произведения искусств, показывающие их религиозность, так же другие проявления культуры. Причем все это подтверждается историческими документами.
Вот эти факты и будут изложены в этой книге.
1. Новосельцев Г.Г. Новосельцев Г.П. Люди за спиной, WWW.DARIKNIGI.RU.2021. – 761 cтр. ISBN 978-5-907426-13-9. Профессор Н.А. Ужанков о русской цивилизации 581 стр.
2. Статья из VI тома «Православной энциклопедии». М., 2003. С.44-60
3. Живов, В. М., Святость. Краткий словарь агиографический терминов:
a. http://www.wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm

Продолжение следует.


Рецензии
Так преступно легко забываем

Зус Вайман   14.07.2023 19:49     Заявить о нарушении
Благодарю за рецензию. Надеюсь и остальные мои произведения не оставят Вас без внимания и по поводу них вы напишите свои рецензии.

Новосельцев Григорий Петрович   14.07.2023 20:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.