К помощи какого яз. прибегали римляне на Востоке?

К помощи какого языкя прибегали римляне на Востоке?

Эта тема закономерно напрашивается, когда мы читаем античные и византийские источники. Почему,например, римские авторы так уверенно сближают термин "Албания" с лат. alb- и далее продолжая эту тему указывают на "белокожесть" албанов, что они якобы ночью прекрасно видят, у них "светлые глаза" и пр. ? Откуда берётся эта информация?

С простыми людьми римляне бы не общались. Правящая верхушка Албании (Агвании) принадлежала к местным парфянам. Для последних было характерно умение изъясняться как по арамейски, так и по-древнегречески. Но дело в том, что для парфян Кавказская Албания - Ardan, а не Albania. Откуда римляне взяли, напр., список племён Кавк. Албании? Чей конкретно язык мог играть роль "гида" в этой стране?

Складывается впечатление, что римляне использовали в первую очередь арамейский, а также и древнегреческий языки. На это указывают следующие детали:

1. В перечне племён Кавказской Албании фигурируют "лпины". Ни в одном известном нам языке такого слова нет, ср. однако арамейско-назорейское LBINA "white".Что же касается упорного приписывания кавказским албанам белокожести, то и здесь можно найти арамейский эквивалент - HALBANIA "milk white".В древнегреческом ALPHOS "белое пятно на теле".

Получается так, что римские авторы сопоставляли незнакомую им лексику с древнегреческими и арамейскими совпадениями.

Обращение к арамейскому языку неожиданно всплывает и у византийских авторов. Так, например, они приписывают аварам-уархонитам прежнее местожительство якобы "за рекой" ("за рекой, которые тюрки называли Чёрной"). В данном случае мы видим знакомство с арамейским 'ABARA "riverside",потому что им вряд ли была известна иранская этимология легендарного прародителя хионитов Афрасиаба - Apar-siyah- ab "над чёрной водой".Гумилёв Л.Н. на полном серьёзе воспринял эти отголоски каких-то сведений,которые на на взляд представляют не более чем подбор своего рода отмычек, и принялся искать эту самую реку. Она у него вначале появилась в виде одного из притоков рек в Монголии (Уар), затем он "перебросил" её к низовьям Сыр-Дарьи. Всё это на наш взгляд -пустое, ибо "чёрных рек" много. "Река" появилась в византийском источнике в связи с переосмыслением арам. 'ABARA "riverside".

2. Когда античным авторам хотелось подобрать к тому или иному восточному по происхождению слову подходящую на их взгляд этимологию, то они могли прибегать к помощи арамейского, не считая нужным сообщать об этом читателям.Но иногда такую роль семантической отмычки для непонятного слова выступал древнегреческий.


Рецензии